Ангелина Шагинян
Консультация «Составление плана по самообразованию»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.
Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:
- в профессиональной сфере (знание своего предмета);
- в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т. д.);
- в сфере педагогической психологии и т. п.
Публикация «Консультация „Составление плана по самообразованию“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх. Если ты остановился, разрыв будет только увеличиваться. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра.
Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа:
- самопознание;
- самопрограммирование;
- самовоздействие.
Как показывает практика, далеко не все преподаватели способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами:
- Что обеспечивает успех моей деятельности?
- Что влияет на ее результат?
- Какова цель моего педагогического труда?
- Каков должен быть результат? Как его измерить?
- Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень?
Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.
Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.
1. Факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию1) Ежедневная работа с информацией.
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Источники знаний следующие:
- Телевидение.
- Газеты, журналы.
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
- Интернет.
- Видео, аудио информация на различных носителях.
- Платные курсы.
- Семинары и конференции.
- Мастер-классы.
- Мероприятия по обмену опытом.
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т. д.
- Курсы повышения квалификации.
2) Желание творчества.
Преподаватель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего, когда работа будет интересной и доставит удовольствие.
3) Изменения, происходящие в жизни общества.
Эти изменения в первую очередь отражаются на учащихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ преподавателя как «несовременного человека».
4) Общественное мнение.
Преподавателю небезразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим быть обидно.
5) Материальное стимулирование.
Категория преподавателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства преподавателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
6) Интерес.
Учиться просто интересно. Говорят: «Врач, исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
2. Функции самообразования:
- компенсация недостатков полученного образования;
- постоянная адаптация в профессиональной деятельности, которая меняется, к ее технологиям;
- непрерывное развитие творческого потенциала личности.
3. Алгоритм работы преподавателя по самообразованию может быть следующим:
1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы училища; формулирование личной и индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;
3 этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.
4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях ПЦК, посещение с обсуждением открытых уроков и др.
5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
4. Рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогов.
4.1. Структура плана по самообразованию
1) Информационно-подготовительный этап (вводно-ознакомительный) включает в себя:
- изучение научно-методической и учебно-методической литературы;
- изучение периодической печати;
- посещение библиотек;
- знакомство с работами других педагогов;
- ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
2) Практический этап включает:
- составление картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает;
- разработка схем, моделей, алгоритмов по теме самообразования;
- разработка конспектов занятий;
- разработка рекомендаций, памяток для педагогов и родителей, подготовка консультаций по теме;
- разработка и апробирование работы по конкретному разделу программы – составление календарно-тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся;
- разработка проекта;
- разработка опросников для диагностирования обучающихся;
- создание фотоальбомов или видеофильмов по проблеме, над которой работает педагог;
- создание собственных методических пособий, атрибутов;
- участие в работе конференций, семинаров.
3) Итоговый этап (отчет) в следующих формах:
- презентация проекта;
- выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.
- мастер-классы;
- участие в конкурсах «Педагог года» «Мастер года»;
- внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий;
- ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме);
- неделя педагогического мастерства;
- анализ взаимопосещений, видеоматериалов;
- выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.
4.2. Организация работы по самообразованию
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.
Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.
4.2.1. Рекомендации по выбору темы по самообразованию.
В процессе активизации деятельности педагогов по самообразованию важна реализация дифференцированного подхода в определении основных направлений профессионального развития. Непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов способствует правильно организованная работа по самообразованию.
4.2.2. Цели самообразования:
- повышение профессиональной компетентности;
- расширение педагогических и психологических знаний
- углубление знаний по методике учебных предметов;
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
- повышение общего культурно уровня преподавателя.
Для молодых специалистов:
- адаптация педагогической деятельности,
- осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;
- обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства.
Для преподавателей, которые работают больше 5 лет:
- усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;
- овладение способами проектирования и программирования учебно-воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;
- формирование умений анализировать научно-методическую литературу;
- применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творческих преподавателей:
- актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;
- проявление творческого потенциала педагога;
- развитие исследовательской деятельности.
4.2.3. Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:
- актуальность;
- учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;
- тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.
4.2.4. Проблемы организации самостоятельной работы и пути решения
К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:
- не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;
- не могут правильно сформулировать тему самообразования;
- при подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;
- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;
- не могут сформулировать цель и задачи работы.
Таблица. Пути решения обозначенных проблем
Возможная проблема
Пути решения
Не могут определиться с темой самообразования.
- Выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися (результатов диагностики, анализа работы) ту, которая является для Вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.
- Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса.
Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.
Формулируйте темы по схемам:
- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) - ЧЕГО-ТО. Например: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста».
Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:
Изучаемый процесс
Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Анализ
Разработка
Организация
Влияние
Предмет исследования
Познавательные способности
Познавательная активность
Умение что-то делать
Личностные качества
Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность
Условия
На экскурсиях в природу
В процессе изучения чего-либо
В процессе знакомства с чем-либо
В игровой деятельности
Определение актуальности:
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся?
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе
Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
- просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
- ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?
С чего начать изучение подобранной литературы:
- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;
- изучите современные взгляды на проблему;
- используйте опыт других педагогов.
При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
- по мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
- записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
- записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
- пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
Не могут сформулировать цель и задачи работы
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач:
Содержание деятельности исследования: Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать.
Частичный предмет исследования: Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации.
5. Традиционные методы самообразования
1. Самостоятельная работа с литературой:
- знание источника информации;
- умение находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать;
- оперативно определять ее пути и условия использования полученных данных в теоретической и практической деятельности;
2. Самостоятельные тренинги и упражнения.
3. Самостоятельные практические задания
- разработка заданий для дальнейшего самообразования;
- шлифовка профессиональных качеств;
- проверка профессиональных качеств в практической деятельности с учетом усвоенных знаний и полученной информации.
4. Отношение:
- с коллегами;
- получение консультаций у представителей администрации учреждения, методической службы района, научных сотрудников.
6. Результаты самообразования
Завершается самообразовательный процесс по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.
Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с обучающимися ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с обучающимися и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
7. Рекомендации педагогу по самообразованию:
- создайте вокруг себя обогащающую жизненную среду;
- поддерживайте связь с творческими людьми;
- расширяйте свой кругозор – читайте;
- путешествуйте;
- развлекайтесь, играйте и шутите;
- приобщайтесь к искусству;
- используйте современные технологии.