юлия сухова
Методические рекомендации работы пастелью. Работы учащихся ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа пастелью - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь
ребенка радостью творчества.
Работы учащихся Детской школы искусств им. А. И. Плотнова
Пастель - группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением. Также можно удобно использовать и пастельные карандаши.
Публикация «Методические рекомендации работы пастелью, Работы учащихся ДШИ» размещена в разделах
Некоторые исследователи пастели считают, что пастели принадлежит место, как в рисунке, так и в живописи.
В Детской школе искусств им. А. И. Плотнова мы используем пастель «Сонет» и пастельную бумагу «Palazzo».
Работы учащихся Детской школы искусств им. А. И. Плотнова
Самые ранние сведения о применении техники пастели в рисунке дал Джованни Паоло Ломаццо. В трактате о живописи, описывая этот вид рисования, он рассказывает, что Леонардо да Винчи к «Тайной вечере» делал рисунки черным и красным материалами (сангиной), добавляя к ним цветные мелки. Соединение черного карандаша, сангины с цветными мелками по- итальянски назывались «a pastello» (тесто). Отсюда и возникло слово «пастель».
В Италии эту технику применяли и другие художники: Гвидо Ренни, Бернандо Луини. Во Франции пастелью рисовали Ватто, Шарден, Дега, Ренуар, в России – О. Кипренский, М. Врубель, В. Серов, З. Серебрякова и другие.
Сухая пастель - гамма сухой пастели состоит примерно из 100 оттенков, которые все могут налагаться друг на друга и отлично растушевываются. Исходный материал для изготовления пастельных карандашей – пигмент, глина, мел, клей.
Выбор бумаги крайне важен в работе пастелью, поскольку ее цвет и текстура играют важную роль в общем впечатлении от картины. Пастелью обычно пишут на цветной поверхности. Бумага обязательно должна быть текстурированной, чтобы удерживать пигменты. Также можно использовать бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе.
Пастель имеет сильные и слабые стороны. С одной стороны, чистота и звучность цвета, простота техники исполнения, с другой – трудности сохранения произведений, исполненных пастелью.
В зависимости от цели и способов ведения работы, пастель можно использовать для рисунка и живописи. Приемов в пастельной технике очень много и все они познаются только в процессе практической деятельности.
Один из самых распространенных – по шероховатому грунту рисуют пастелью, изредка пальцами рук и растушкой растирая краски, наносимые пастозно. Неудачные места снимают клячкой.
Для выявления графических свойств, брусок пастели можно заточить, тогда линия будет получаться тонкая. Яркость цвета регулируется нажатием на мелок, чем сильнее нажатие, тем ярче будет линия. При слабом нажатии линия будет получаться блеклой и расплывчатой. Так же можно использовать пастельные карандаши.
Живописных приемов очень много. При смешении цветов можно достигнуть тончайших тональных переходов, за счет втирания пигментов друг в друга. Цвета можно просто накладывать друг на друга, для получения чистых оттенков, а можно использовать растушевку бумагу, тогда цвета будут плавно переходить друг в друга. Ластик дает смазанный эффект и плотное смешение. Вата вбирает часть пигмента и оттенок становится более холодным. Таких тонкостей при работе с пастелью невероятное множество, они позволяют точно передать фактуру предметов.
Часто используют пастель с другими материалами, особенно углем, который служит хорошей подготовкой к пастели.
При работе пастелью можно пользоваться и кистью. Причем, выполненная таким образом пастель как бы самозакрепляется.
Для пастели характерны небольшие рисунки, хотя в пору расцвета техники рисунки иногда достигали больших размеров.
Быстрота получения выразительного рисунка и многогранность пастельной живописи дает возможность наглядно показать, как можно использовать различные техники на практике, и это делает пастель незаменимым материалом для занятий изобразительным искусством с детьми.
Работы учащихся Детской школы искусств им. А. И. Плотнова