Гончарова Лилия
Методические рекомендации учителям начальной школы по формированию культуры общения младших школьников (УМК «Школа России»)
▼ Скачать + Заказать документы
Анализируя учебники по русскому языку, я пришла к выводу, что с одной стороны, в учебниках содержится достаточно материала для развития навыков общения, а с другой стороны, материала на повышение именно культуры общения младших школьников и на знание этикета очень мало. А все мы знаем,что знание этикета значительно повышает культуру общения. Поэтому я решила сделать комплекс упражнений и заданий, направленных на знание формул этикета.
1. Учитель читает стихотворения - загадки, учащиеся договаривают слова-отгадки.
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь: "Добрый. " (день)
Публикация «Методические рекомендации учителям начальной школы по формированию культуры общения младших школьников (УМК „Школа России“)» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Консультации для родителей
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Друг другу на прощание
Мы скажем. (до свидания).
Друга не стоит в обиде винить,
Лучше скорее его. (извинить)
До чего ж оно красиво,
Слово доброе. (спасибо)
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше. (не перебивай).
Растает даже ледяная глыбы
От слова теплого. (спасибо)
2. Разыгрывание речевых ситуаций на уроках русского языка.
"В магазине"
Выбираются продавец, покупатель и кассир. Покупателю нужно вежливо обратиться к продавцу, поблагодарить его. затем отрабатывается общение покупателя с кассиром. (отрабатывается вход, выход из магазина, обращение к продавцу и кассиру)
"В гардеробе"
- Игорь и Лена одновременно подошли к гардеробу. Кто должен пройти первым?
- Вы вошли в гардероб школы. Что вы должны сказать вашей гардеробщице? Как вы должны к ней обратиться?Знаете ли вы, как ее зовут?
- Вчера Маша порезала руку. Теперь у нее на руке повязка, и ей трудно снять курточку. Рядом стоит Ира, что она должна сделать?
"Школьная библиотека"
Разыгрывается диалог библиотекаря и учащегося.
3. Стишки про вежливые слова. Дети очень любят такие стишки:
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я»здравствуйте» первым скажу.
Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово»спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все»до свидания»
Друг другу всегда говорим,
"Пожалуйста"-если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым-обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: "Простите"
Или лучше - "Извините".
" Приятного аппетита" -
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все " Спасибо" маме.
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им: "Извини"
И свою им предложи.
Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу: "Будь здоров!".
Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать "Браво!" не забудут!
4. Урок вежливого поведения в школе. В стихах.
Вы похожи на сорок,
Не услышали звонок!
А когда звенит звонок –
Начинается урок!
***
Если хочешь отвечать,
Можешь руку ты поднять,
А когда тебя спросили,
Должен ты у парты встать,
Отвечать, чему учили,
И тогда получишь «5»!
***
Если в класс вошёл учитель,
Не вертитесь, не кричите,
А у парт тихонько встаньте –
Пусть учитель поглядит,
Как красиво вы стоите,
И тогда вам сесть велит.
***
Будь прилежен на уроке
И старайся всё понять,
И тогда не двойки, тройки,
Будешь «5» ты получать.
***
Отвечай спокойно, громко,
Коль ты выучил урок,
Но сиди тогда мышонком,
Если выучить не смог.
***
На уроке не надо шептаться
И тихонько жевать колбасу,
На ворон за окном любоваться
И сопя ковыряться в носу.
На уроке желательно слушать:
Что учитель расскажет сейчас?
И стараться учиться получше,
Чтоб тобою гордился твой класс.
***
Когда урок закончился,
Все сделаны задания,
Учителю мы скажем все :
«Спасибо, до свидания!»