Нафиса Буц
Гражданско-правовое воспитание. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданско – правовое воспитание дошкольников
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
Публикация «Гражданско-правовое воспитание, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся: Декларация прав ребенка (1959, Конвенция ООН о правах ребенка (1989). (Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.)
В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание уделяется защите ребенка.
Одно из наиболее важных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и в частности защита прав ребенка. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе и начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, ведь уже в детстве ребенок чувствует и осознает личностью, человеком, имеющим равные с взрослым права и свободы.
Детский сад в силу своей близости к семье может и должен вести правовое образование дошкольников, формируя у них представление о правах, предоставленных детям международными документами и российским законодательством (Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 году; Конвенция о правах ребенка, принятая генеральной ассамблеей ООН в 1989 году; Семейный кодекс РФ; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», принятый в 1998 году). Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющихся в нарушении норм морали и противоправных действий, требуют активизации государственной политики в интересах детей. Формирование у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважение к другим людям, необходимости соблюдать обязанности важно не только теоретически, но и необходимо создавать условия для их практического применения. Для дошкольников больше подходят игровые продуктивные виды деятельности. Хорошо зарекомендовали себя ролевые, театрализованные игры.
Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов:
1. Информационно-познавательного - знание детей о правах, обязанностях.
2. Эмоционально-оценочного - оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права.
3. Поведенческо-деятельностного умения и навыков по реализации правового поведения, умения реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Для формирования информационно-познавательного компонента можно провести беседы с детьми о правах и обязанностях. Беседы желательно проводить в следующей последовательности: «Право на имя».Знакомя детей с правом на имя, рекомендую проводить такие игры, как, ««Расскажи, что означает твое имя?», «Подбери цветок к своему имени», «Игрушку выбирай, чья она нам отвечай». Можно познакомить детей с их первым документом, в котором было записано их имя, отчество и фамилия. (Свидетельство о рождении). Далее знакомим со следующими правами: «Право на жилье и его неприкосновенность», «Право на досуг и отдых», «Право на жизнь» Перед знакомством с правом на образование, можно задать детям вопрос: «В какой бы школе, и с каким учителем, вы хотели бы учиться?».
Рассматривание иллюстраций, беседы по картинам, по сказкам «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Золушка», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка», наблюдение, решение педагогических ситуаций – направлены формирование эмоционально-оценочного компонента.
Их цель: расширить знания детей о нравственно-правовых нормах, необходимости переживать, проявлять заботу и внимание по отношению друг к другу.
В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, необходимо дать новые знания, вызывать оценочное отношение к окружающему миру. Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого мы проводятся такие игры, как «Зеркало», «Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга», «Мои сказочные сны», «Волшебные человечки». «Стиральная машина».
Все мероприятия с детьми направлены на то, чтобы идеи и принципы Конвенции и другие основополагающие документы о правах детей не только усваивались в их правовом содержании, но и становились для детей нравственной основой непосредственного общения с другими детьми, что и требует от нас ФГОС.