МААМ-картинки

Методические рекомендации по соблюдению правил безопасности при организации отдыха детей на природе

анна наместникова
Методические рекомендации по соблюдению правил безопасности при организации отдыха детей на природе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 114 Детский сад «Подсолнушек»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по соблюдению правил безопасности при организации отдыха детей на природе.

Нижний Новгород 2020г.

В настоящее время особое внимание в педагогической практике уделяется вопросам активизации двигательного режима детей дошкольного возраста, формирования у них навыков экологического и безопасного поведения на природе путем использования средств туризма.

Публикация «Методические рекомендации по соблюдению правил безопасности при организации отдыха детей на природе» размещена в разделах

Это комплексный вид деятельности, т. к. параллельно решается несколько задач: физического воспитания, расширения кругозора, формирования навыков грамотного поведения на природе, закрепления названий растений и животных, воспитания личностных качеств (чувств товарищества, взаимопомощи, преданности, целеустремленности, решительности, любви к родному краю, гордости за свою малую родину.

Организация воспитательно-образовательной работы с применением средств туризма требует от педагогов определенных знаний и умений: определять маршрут и выбирать место для привала, ориентироваться на местности, распознавать ядовитые растения, устанавливать палатку, собирать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь, определять признаки утомления и переутомления детей и т. д.

Для системы дошкольного воспитания больше подходит термин «прогулкапоход», предложенный Н. И. Бочаровой. Главное отличие прогулок-походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности. Дошкольный туризм, представляющий собой двигательную активность на открытом воздухе, позитивно влияет на физическое развитие растущего организма.

Прогулкам-походам по выбранным маршрутам предшествует работа по изучению исторических, культурных и природно-ландшафтных достопримечательностей города и его окрестностей, а также тренировочные прогулки на территории детского сада по экологической тропе.

В состав тропы входят объекты для экологических наблюдений и практической деятельности на природе, специальное оборудование для тренировки туристских навыков (для развития координации – бревно, бум, пеньки, вкопанные шины, лабиринт; для развития силы и выносливости – рукоход, турник, шведская стенка, лесенка-стремянка, "тарзанка", веревочная переправа; для прыжков – прыжковая яма, разметка, неглубокий ров, сухой ручей; для формирования умения преодолевать склоны – насыпь, дорожка для ходьбы с разными видами грунта; для тренировки умения метать – стационарное и съемное оборудование).

Для того чтобы разнообразить маршрут на территории ДОУ, педагоги должны использовать выносное оборудование: палатку, треногу, стойки, туннели.

В распоряжение детей предоставляются самокаты, велосипеды, поэтому могут разрабатываться не только пешие, но и веломаршруты, пролегающие через площадку в соответствии с правилами дорожного движения. Здесь воспитанники получают практические навыки безопасного поведения на улицах города.

Каждой прогулке-походу предшествует предварительная работа с дошкольниками.

Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами (турист, палатка, компас, маршрут, карта, привал, но и активизирует знания правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-похода пересекает автомобильные дороги.

Правила поведения на природе для детей

Самое загадочное и удивительное из всего, что окружает человека – природа. Именно она дарит незабываемые мгновенья радости, спокойствия и гармонии.

Особенно остро природу воспринимают дети – многообразие, яркость и живописность окружающего мира оказывают воздействие на все чувства малышей.

Мир природы оставляет в детских сердцах незабываемые впечатления, а насыщенные краски, неожиданные встречи, и

величие природы вызывает вполне объяснимое желание – потрогать и попробовать все, что окружает. Именно поэтому любознательные малыши нередко оказываются в опасности – незнакомые с основами безопасного поведения, дети могут навредить не только природе, но и самим себе.

Потому крайне важно объяснять мальчишкам и девчонкам правила безопасного поведения на природе и последствия неосторожных поступков.

Главные правила поведения на природе для детей дошкольного возраста

Для малышей самый лучший вариант знакомства с окружающим миром – засовывание в рот всего, что попадается на пути. А потому объекты живой природы могут стать причиной опасности. Стоит объяснить крохам, что нельзя пробовать встречающиеся ягоды, не показав их взрослым. То же касается и других даров природы. До детей постарше следует донести информацию о том, как правильно перемещаться по лесу: ни в коем случае нельзя носиться, сломя голову, ведь споткнувшись о случайный камень или корень можно серьезно пораниться.

Безопасность круглый год : правила поведения людей в природе весной, летом, осенью и зимой

Соблюдение лесных заповедей не зависит от времени года.

Нормы поведения в среде обитания удивительных животных, насекомых и растений так же обязательны, как правила гигиены и этикета.

Правила поведения на природе – памятка безопасности

Время года Нельзя

Весна рвать первоцветы;

·разорять птичьи гнезда;

·выжигать прошлогоднюю траву.

Лето ·обрывать паутину и убивать пауков;

·стараться поймать бабочек, пчел, стрекоз;

·собирать ягоды и грибы, с которыми раньше не был знаком.

Осень ·поджигать сухие листья и траву ·сбивать грибы.

Зима ·задевать и ломать хрупкие ветки; ·пугать лесных обитателей.

В любое время года ·повреждать кору деревьев;

·оставлять непотушенные костры;

·шуметь;

·ломать побеги кустарников и ветви деревьев; ·ловить зверьков, птиц, уносить их домой; ·оставлять мусор.

Общаясь с природой, дети понимают самые разнообразные вещи: осознают, как важно беречь эту удивительную среду, учатся быть добросовестными хозяевами нашей замечательной планеты.

На природе детворе никогда не бывает скучно – здесь можно рассматривать тонкую паутинку, любоваться переливающимися крыльями стрекоз, пробовать ароматную лесную землянику – из ограничений только фантазия и световой день.

Однако, увидев, что малыши заняты увлекательным занятием, не стоит расслабляться. Восторг от свободы и разнообразия может стать причиной травм.

Поэтому очень важно перед вылазкой за город напомнить детям правила поведения в природе, объяснить, что разрешено и запрещено.

Можно делать вместе со взрослыми Нельзя делать

Подходить к водоемам Убегать от взрослых

Играть в воде

Заходить далеко в лес

Подходить к открытому огню Бросать мусор

Собирать букеты Бесцельно рвать цветы, траву

Собирать ягоды и орехи Пробовать сырые грибы,

незнакомые плоды

Рассматривать муравейники Брать в руки представителей фауны

Немаловажно объяснить маленьким детям, что все живые существа вправе жить и расти. А потому нельзя убивать насекомых, портить ягодные кустарники и грибы, даже ядовитые.

Каждое растение и животное – важная часть экосистемы, лишение одного представителя флоры или фауны может негативно отразиться на природе.

Находясь в лесу с ребенком, стоит позаботиться о его безопасности :

малыш не должен находиться на солнце слишком долго;

одежда должна быть как можно ярче – чтобы ребенка было хорошо видно.

Не лишней на отдыхе с ребенком будет аптечка, ведь юный городской житель, не привыкший к насекомым и

растениям, может пораниться или слишком чувствительно отреагировать на пыльцу.

В портативной аптечке должны быть:

перекись водорода;

зеленка или йод;

активированный уголь;

средство от ожогов;

антигистаминный препарат;

репеллент и средство после укусов комаров, шмелей;

антибактериальные влажные салфетки.

После окончания удивительного лесного приключения стоит объяснить ребенку, что мусор крайне важно собрать и унести с собой, а костер обязательно нужно потушить, чтобы не допустить возгорания.

Необходимо соблюдать нехитрые правила поведения на природе, для детей следование им станет гарантом безопасности, поможет научиться заботливому отношению к живым существам, видению и пониманию прекрасного и воспитает у малышей любовь к родному краю.

Тема: «Азбука безопасности в природе для детей дошкольного возраста».

Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности.

Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.

Этот удивительный мир природы : мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?

Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

В своей педагогической деятельности я использую различные парциальные программы и технологии: Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина «Как обеспечить безопасность докольников», Попова Т. И. «Мир вокруг нас» и др.

Среди основных тематических разделов работы по формированию ОБЖ дошкольников большое внимание уделяю блоку «Ребенок и природа» - «Азбука безопасности в природе».

Цель работы по данной теме – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Основные направления работы этого блока :

Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)

Охрана природы

Съедобные и несъедобные грибы

Лекарственные и ядовитые растения

Контакты с насекомыми, животными

Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей.

Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.

Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.

Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.

Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:

беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;

различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;

тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;

разбора проблемных ситуаций

С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в группе.

Необходимо создать уголок безопасности, который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения Самарской области», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия. План-схема микрорайона, в котором находится д\сад, с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото туриста»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей :

специально организованную деятельность детей – непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;

совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности», каждое последующая образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.

Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает желание заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: изобразительной, речевой, двигательной. На таких занятиях достигается главное – дети не только знают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОУ и родителей.

Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада.

Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации по соблюдению правил безопасности на льду водоема в подготовительной к школе группеКонспект образовательной ситуации по соблюдению правил безопасности на льду водоема в подготовительной к школе группе Цель: формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на льду водоема. Задачи: -упражнять в составлении творческих.

Конспект ООД по соблюдению правил безопасности «Безопасное использование газа в быту» в подготовительной группеКонспект ООД по соблюдению правил безопасности «Безопасное использование газа в быту» в подготовительной группе Конспект «Безопасное использование газа в быту» для детей подготовительной группы Цель: Повышение компетенций обучающихся по безопасности.

Методические рекомендации «Чем заняться с ребенком во время летнего отдыха на море»Методические рекомендации «Чем заняться с ребенком во время летнего отдыха на море» Отпуск – отличное время, когда можно не только отдохнуть, позагорать и увидеть мир. Для родителей отдых с ребенком – это удивительная.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Советы по соблюдению безопасности на качеляхСоветы по соблюдению безопасности на качелях Качели – веселое развлечение для детей, но не забывайте, что этот элемент игровой площадки самый травмоопасный. Существуют особые требования,.

Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей.Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей. Скоро лето. Самая прекрасная пора для детей и родителей. Время отпусков, беззаботного отдыха, незабываемых поездок на природу, на дачу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по соблюдению правил безопасности при организации отдыха детей на природе
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 10:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по соблюдению правил безопасности при организации отдыха детей на природе» (включая файлы) размещена пользователем анна наместникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД