анна наместникова
Методические рекомендации по соблюдению правил безопасности при организации отдыха детей на природе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 114 Детский сад «Подсолнушек»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по соблюдению правил безопасности при организации отдыха детей на природе.
Нижний Новгород 2020г.
В настоящее время особое внимание в педагогической практике уделяется вопросам активизации двигательного режима детей дошкольного возраста, формирования у них навыков экологического и безопасного поведения на природе путем использования средств туризма.
Публикация «Методические рекомендации по соблюдению правил безопасности при организации отдыха детей на природе» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Консультации для родителей
- Прогулки в лесу, правила поведения на природе. Консультации
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Это комплексный вид деятельности, т. к. параллельно решается несколько задач: физического воспитания, расширения кругозора, формирования навыков грамотного поведения на природе, закрепления названий растений и животных, воспитания личностных качеств (чувств товарищества, взаимопомощи, преданности, целеустремленности, решительности, любви к родному краю, гордости за свою малую родину.
Организация воспитательно-образовательной работы с применением средств туризма требует от педагогов определенных знаний и умений: определять маршрут и выбирать место для привала, ориентироваться на местности, распознавать ядовитые растения, устанавливать палатку, собирать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь, определять признаки утомления и переутомления детей и т. д.
Для системы дошкольного воспитания больше подходит термин «прогулкапоход», предложенный Н. И. Бочаровой. Главное отличие прогулок-походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности. Дошкольный туризм, представляющий собой двигательную активность на открытом воздухе, позитивно влияет на физическое развитие растущего организма.
Прогулкам-походам по выбранным маршрутам предшествует работа по изучению исторических, культурных и природно-ландшафтных достопримечательностей города и его окрестностей, а также тренировочные прогулки на территории детского сада по экологической тропе.
В состав тропы входят объекты для экологических наблюдений и практической деятельности на природе, специальное оборудование для тренировки туристских навыков (для развития координации – бревно, бум, пеньки, вкопанные шины, лабиринт; для развития силы и выносливости – рукоход, турник, шведская стенка, лесенка-стремянка, "тарзанка", веревочная переправа; для прыжков – прыжковая яма, разметка, неглубокий ров, сухой ручей; для формирования умения преодолевать склоны – насыпь, дорожка для ходьбы с разными видами грунта; для тренировки умения метать – стационарное и съемное оборудование).
Для того чтобы разнообразить маршрут на территории ДОУ, педагоги должны использовать выносное оборудование: палатку, треногу, стойки, туннели.
В распоряжение детей предоставляются самокаты, велосипеды, поэтому могут разрабатываться не только пешие, но и веломаршруты, пролегающие через площадку в соответствии с правилами дорожного движения. Здесь воспитанники получают практические навыки безопасного поведения на улицах города.
Каждой прогулке-походу предшествует предварительная работа с дошкольниками.
Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами (турист, палатка, компас, маршрут, карта, привал, но и активизирует знания правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-похода пересекает автомобильные дороги.
Правила поведения на природе для детей
Самое загадочное и удивительное из всего, что окружает человека – природа. Именно она дарит незабываемые мгновенья радости, спокойствия и гармонии.
Особенно остро природу воспринимают дети – многообразие, яркость и живописность окружающего мира оказывают воздействие на все чувства малышей.
Мир природы оставляет в детских сердцах незабываемые впечатления, а насыщенные краски, неожиданные встречи, и
величие природы вызывает вполне объяснимое желание – потрогать и попробовать все, что окружает. Именно поэтому любознательные малыши нередко оказываются в опасности – незнакомые с основами безопасного поведения, дети могут навредить не только природе, но и самим себе.
Потому крайне важно объяснять мальчишкам и девчонкам правила безопасного поведения на природе и последствия неосторожных поступков.
Главные правила поведения на природе для детей дошкольного возраста
Для малышей самый лучший вариант знакомства с окружающим миром – засовывание в рот всего, что попадается на пути. А потому объекты живой природы могут стать причиной опасности. Стоит объяснить крохам, что нельзя пробовать встречающиеся ягоды, не показав их взрослым. То же касается и других даров природы. До детей постарше следует донести информацию о том, как правильно перемещаться по лесу: ни в коем случае нельзя носиться, сломя голову, ведь споткнувшись о случайный камень или корень можно серьезно пораниться.
Безопасность круглый год : правила поведения людей в природе весной, летом, осенью и зимой
Соблюдение лесных заповедей не зависит от времени года.
Нормы поведения в среде обитания удивительных животных, насекомых и растений так же обязательны, как правила гигиены и этикета.
Правила поведения на природе – памятка безопасности
Время года Нельзя
Весна рвать первоцветы;
·разорять птичьи гнезда;
·выжигать прошлогоднюю траву.
Лето ·обрывать паутину и убивать пауков;
·стараться поймать бабочек, пчел, стрекоз;
·собирать ягоды и грибы, с которыми раньше не был знаком.
Осень ·поджигать сухие листья и траву ·сбивать грибы.
Зима ·задевать и ломать хрупкие ветки; ·пугать лесных обитателей.
В любое время года ·повреждать кору деревьев;
·оставлять непотушенные костры;
·шуметь;
·ломать побеги кустарников и ветви деревьев; ·ловить зверьков, птиц, уносить их домой; ·оставлять мусор.
Общаясь с природой, дети понимают самые разнообразные вещи: осознают, как важно беречь эту удивительную среду, учатся быть добросовестными хозяевами нашей замечательной планеты.
На природе детворе никогда не бывает скучно – здесь можно рассматривать тонкую паутинку, любоваться переливающимися крыльями стрекоз, пробовать ароматную лесную землянику – из ограничений только фантазия и световой день.
Однако, увидев, что малыши заняты увлекательным занятием, не стоит расслабляться. Восторг от свободы и разнообразия может стать причиной травм.
Поэтому очень важно перед вылазкой за город напомнить детям правила поведения в природе, объяснить, что разрешено и запрещено.
Можно делать вместе со взрослыми Нельзя делать
Подходить к водоемам Убегать от взрослых
Играть в воде
Заходить далеко в лес
Подходить к открытому огню Бросать мусор
Собирать букеты Бесцельно рвать цветы, траву
Собирать ягоды и орехи Пробовать сырые грибы,
незнакомые плоды
Рассматривать муравейники Брать в руки представителей фауны
Немаловажно объяснить маленьким детям, что все живые существа вправе жить и расти. А потому нельзя убивать насекомых, портить ягодные кустарники и грибы, даже ядовитые.
Каждое растение и животное – важная часть экосистемы, лишение одного представителя флоры или фауны может негативно отразиться на природе.
Находясь в лесу с ребенком, стоит позаботиться о его безопасности :
малыш не должен находиться на солнце слишком долго;
одежда должна быть как можно ярче – чтобы ребенка было хорошо видно.
Не лишней на отдыхе с ребенком будет аптечка, ведь юный городской житель, не привыкший к насекомым и
растениям, может пораниться или слишком чувствительно отреагировать на пыльцу.
В портативной аптечке должны быть:
перекись водорода;
зеленка или йод;
активированный уголь;
средство от ожогов;
антигистаминный препарат;
репеллент и средство после укусов комаров, шмелей;
антибактериальные влажные салфетки.
После окончания удивительного лесного приключения стоит объяснить ребенку, что мусор крайне важно собрать и унести с собой, а костер обязательно нужно потушить, чтобы не допустить возгорания.
Необходимо соблюдать нехитрые правила поведения на природе, для детей следование им станет гарантом безопасности, поможет научиться заботливому отношению к живым существам, видению и пониманию прекрасного и воспитает у малышей любовь к родному краю.
Тема: «Азбука безопасности в природе для детей дошкольного возраста».
Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности.
Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Этот удивительный мир природы : мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?
Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
В своей педагогической деятельности я использую различные парциальные программы и технологии: Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина «Как обеспечить безопасность докольников», Попова Т. И. «Мир вокруг нас» и др.
Среди основных тематических разделов работы по формированию ОБЖ дошкольников большое внимание уделяю блоку «Ребенок и природа» - «Азбука безопасности в природе».
Цель работы по данной теме – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Основные направления работы этого блока :
Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
Охрана природы
Съедобные и несъедобные грибы
Лекарственные и ядовитые растения
Контакты с насекомыми, животными
Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей.
Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.
Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.
Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.
Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:
беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;
различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;
разбора проблемных ситуаций
С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в группе.
Необходимо создать уголок безопасности, который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения Самарской области», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия. План-схема микрорайона, в котором находится д\сад, с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото туриста»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей :
специально организованную деятельность детей – непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;
совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.
Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности», каждое последующая образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.
Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает желание заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: изобразительной, речевой, двигательной. На таких занятиях достигается главное – дети не только знают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.
Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОУ и родителей.
Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада.
Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.