Красноперова Елена
Методические рекомендации воспитателям по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации воспитателям по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста
Очень важно коррекционную работу с детьми с ОНР реализовывать комплексно, взаимодействуя с воспитателями и родителями, для эффективности работы по преодолению недоразвития всех компонентов речи.
Можно предложить следующие рекомендации для воспитателей логопедических групп.
Публикация «Методические рекомендации воспитателям по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Для развития навыков правильного построения предложений предлагаются логопедические тренинги, которые помогают на практическом материале в динамической игровой форме: активизировать предметный и глагольный словарь ребенка с ОНР ;сформировать у него понятия «слово» и «предложение»; научить составлять простое двусоставное предложение с опорой на предложенные карточки и предметные картинки; распространять простое предложение без предлогов до четырех слов ;привлечь внимание к правильному согласованию слов и предложений.
Можно выделить 4 этапа работы по развитию лексико-грамматического строя и связной речи детей ОНР.
Цель первого этапа – научить ребенка составлять по предложенной схеме- модели предложения и предметным картинкам простое двусоставное предложение (существительное- подлежащее в форме именительного падежа единственного числа + глагол- сказуемое в 3-лице единственного числа настоящего времени; существительное –подлежащее в форме именительного падежа множественного числа +глагол –сказуемое в 3-лице множественного числа настоящего времени) Например : птица летит,птицы летят.
Цель второго этапа работы- научить ребенка составлять предложения из трех слов без предлогов по предложенной схеме- модели предложения и предметным картинкам. На занятиях второго этапа последовательно составляются и отрабатываются предложения двух предложенных ниже конструкций. На любом занятии в работе –одна конструкция.
1. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа) Например: кошка пьет молоко.
2. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа имеет окончание –у; - ю). Например: мама варит кашу.
Цель третьего этапа работы- научить ребенка составлять предложения из четырех слов без предлогов по графической схеме – модели и предметным картинкам. На любом занятии – одна конструкция.
1. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж + родительный падеж в значении целого,из которого выделяется часть или мера которого указывается) Например : дедушка привез мешок картошки.
2. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа+ дательный падеж единственного числа) Например :бабушка читает внуку книгу.
3. Именительный падеж существительного + согласованный глагол+ два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + творительный падеж единственного числа) Например : папа режет хлеб ножом.
Цель четвертого этапа- научить ребенка составлять по предложенной схеме-модели предложения, карточками с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырех слов с различными простыми предлогами. Например: лампа стоит на столе.
В результате такой поэтапной работы ребенок с ОНР сознательно использует в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста, что обеспечивает успешность ребенка в школе.
Для воспитателей и логопедов рекомендуется использовать следующие примерные задания и игровые упражнения по формированию и развитию грамматического строя речи у детей с ОНР.
«ЧТО МАГАЗИНЕ?»
Логопед :У меня яблоко,а в магазине?
Ребенок: А магазине –яблоки и т. д.
«ШАПКА-НЕВИДИМКА»
Цель: усвоение образование существительных в родительном падеже единстенного или множественного числа.
Используют макет волшебного шапки,которой закрывают поочередно различные картинки.
Примерный речевой материал : кукла -нет куклы, грибы - нет грибов,карандаши- нет карандашей и т. д.
«ЖАДИНА»
Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.
Ребенок берет себе картинки и проговаривает : мой кубик, моя кукла, мои сапоги, мое платье и т. д.
«ПОСЧИТАЙ»
Цель: практическое освоение согласование существительных с числительными.
Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.
Образец: одна кукла, две куклы,три куклы, четыре куклы пять кукол.
Игра с мечом «ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА».
Цель: научить ребенка образовывать имена аналоги.
Ребенку бросается мяч и произносится имя, ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч.
Примерный речевой материал: петух- петушок, старик- старичок и т. д.
«ЦЕПОЧКА»
Цель: упражнение в образовании новых слов по образцу.
Образец :кулак-кулачок-кулачище.
Примерный речевой материал- нога,рука,нос,клюв,усы,человек и т. д.
«СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»
Цель: упражнение в подборе глаголов.
Произносится предложение и предлагается ребенку,выбрать нужное слово,сказать предложение правильно.
Примерный речевой материал:
Собака (залезла,вылезла) из конуры.
Девочка (запила, выпила) молоко.
«ЖДЕМ ГОСТЕЙ»
Цель: упражнение детей в словообразовании.
Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображение посуды и просим ответить, как эта посуда называется.
Образец : посуда для хлеба- хлебница. (посуда –для супа, -для конфет, -для молока и т. д.)
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Предлагаем подобрать подходящие по смыслу прилагательные:
Руки,как лед…
Солнце,как мяч…
Снег,как пух…
«КАКОЙ СОК»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных)
Ход игры: предлагаются ребенку картинки с фруктами. Необходимо назвать фрукт и какой сок из него получится.
Образец: ананас- ананасовый сок.
«БЕЖИТ,НЕ БЕЖИТ»
Цель: назвать действие героев (что они делают)
Речевой материал : кошка -спит, идет; девочка- кушает, плавает,сидит и т. д.
«КТО ЗА КЕМ?»
Цель: закрепление предлогов в речи.
Ребенку предлагается назвать где кто находится на предметной картинке (за кем, перед кем)
«ЧЕМ УГОСТИШЬ»
Обучение ребенка употреблению имен существительных в творительном падеже.
Медвежонка угощу (медом)
Белку угощу (орехом)
Лису угощу (рыбой)и т. д.
«ФУТБОЛ»
Цель: согласовать местоимение 3лица с глаголом.
Звучит основное предложение. Затем прослушав фразы нужно подобрать нужную.
Речевой материал: родители пришли поздно (он лег спать, она легла спать, они легли спать; прилетел скворец (он поет,она поет,они поют)
Эти предложенные рекомендации помогут специалистам в построении логопедической работы с детьми с ОНР.