Ксения Григорьева
Методические рекомендации по развитию речи детей раннего и дошкольного возрастов
▼ Скачать + Заказать документы
Для повышения эффективности развития речи детей раннего и дошкольного возраста предлагается комплекс мероприятий.
В соответствии с ФГОС дошкольной образовательной организации (ДОО) одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Публикация «Методические рекомендации по развитию речи детей раннего и дошкольного возрастов» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея, которая гласит, что родители несут ответственность за воспитание детей, а все другие социальные институты призваны помочь и поддержать их воспитательную деятельность.
Развитие речи детей – сложный и длительный процесс, поэтому чтобы этот процесс приносил ощутимый результат, дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка.
Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для детей, и семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:
первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;
максимальной возрастной чувствительностью (сензитивностью) в период раннего и дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;
длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: кровным родством, любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.
Поэтому вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения их родительско-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей, развития высших психических процессов детей, в том числе и развития речи – важнейшая задача ДОУ.
В связи с чем, в ДОУ должен быть разработан комплекс содержательных и организационных направлений деятельности дошкольного учреждения с родителями воспитанников по развитию речи у детей раннего и дошкольного возраста.
Основными направлениями взаимодействия воспитателей ДОО с семьями воспитанников по проблеме развития речи детей являются : повышение уровня педагогической компетентности родителей через семинары-практикумы, лекции, круглые столы, наглядно-информационных форм (пособия, буклеты, родительские уголки, мини-библиотеки, групповые консультации, индивидуальные беседы, а также посредством организации совместных мероприятий (игр, праздников).
Данные мероприятия будут способствовать не только повышению уровня их педагогической компетентности в вопросах развития и способах развития речи детей посредством их дидактической и информационной поддержки, но и в целом повышению мотивации родителей к участию в образовательном процессе ДОО и систематическому эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом.
Развитие речи, безусловно, неразрывно связано с работой по ознакомлению с окружающим миром. У детей раннего и младшего дошкольного возраста мало знаний об окружающей жизни, небогат жизненный опыт. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы усвоение детьми новых слов опиралось на конкретные представления, чтобы дети по возможности видели предмет, о котором мы говорим, в действии.
Во время наблюдения за работой няни дети знакомятся со словами, которые обозначают различные действия: моет, промывает, чистит, вытирает, убирает, стирает пыль. Раньше все эти действия ребята называли одним словом «моет». Следует акцентировать внимание детей на разницу в значении действий «моет» и «протирает». Во время своих игр дети употребляют слова, которые они слышали во время наблюдения за работой няни.
При ознакомлении детей с группой следует спрашивать: «Какие предметы вы видите вокруг себя?» таким образом, в речи детей закрепляются существительные названия мебели, игрушек и т. д.
Дети отвечают: «столы, стулья, шкафы, полки, книги» и т. д.
Рассматривая и сравнивая предметы, дети узнают, что они различны по цвету, форме, материалу, из которого сделаны: столы, стулья, шкафы, полки деревянные, они сделаны из дерева; ваза, стакан стеклянные, игрушки сделаны из пластмассы.
Для формирования словаря широко используются режимные моменты, например одевание детей на прогулку.
Прежде всего, в беседу вовлекаются дети с плохой речью.
Надя, что у тебя в руках?
Шапка, отвечает девочка.
А какого цвета у тебя шапка?
Белая.
А кто тебе ее купил?
Мама купила.
Услышав такой разговор, другие дети тоже начинают активно рассказывать про свои шапки.
У меня шапка красная, а наверху два шарика.
А у меня шапка теплая и т. п.
Еще можно задавать вопросы: «Одинаковые ли шапки? Или чем они похожи? И чем отличаются друг от друга?», и т. д. Такие вопросы помогают детям закрепить названия предметов, увидеть их сходство и различие.
В процессе ежедневного общения все дети быстро запоминают нужные слова и активно употребляют их в своей речи.
При умывании также дети осваивают новые слова.
При составлении комплекса занятий по развитию речи следует ориентироваться на календарно – тематическое планирование занятий по развитию речи, для детей раннего и дошкольного возраста.
Предлагаемый комплекс включил в себя 10 занятий. Учитывая, что в неделю проводится 2 занятия, направленных на речевое развитие, рекомендации могут быть реализованы в течение пяти недель.
В основу разработки легли методы и приемы, предложенные Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, В. И. Яшиной.
Таким образом, проведение предложенных занятий, на наш взгляд, может способствовать развитию речи воспитанников раннего и дошкольного возрастов.