Плохотникова Светлана Петровна
Методические рекомендации по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством наблюдения за природой
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно живой природы. Поэтому основной задачей воспитателя является оказание педагогической поддержки дошкольнику в открытии ближайшего окружения, природных процессов и явлений [12].
В связи с этим, целью методических рекомендаций по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством наблюдения за природой является обучение дошкольников бережному отношению к природным объектам [5].
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Природа, планета Земля, экология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из важнейших средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста являются наблюдения за природой. При выборе средств обучения, необходимо стремится к продуктивному результату [10].
Методы и приемы наблюдения за природой в дошкольной образовательной организации представлены в Приложении 1.
Формы организации деятельности дошкольников при ознакомлении их с природой представлены в Приложении 2.
Конспект по организации наблюдений как средства познавательной активности представлен в Приложении 3.
В разных возрастных группах ДОО процесс организации и руководство наблюдениями имеют свои специфические особенности.
Например, обязательным условием проведения наблюдений за природой в младших группах является продумывание педагогом методов и приемов обучения.
Воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Для привлечения их внимания можно использовать яркие, подвижные объекты. Первые наблюдения необходимо организовывать за животными, а не за растениями.
В младшем дошкольном возрасте дети не могут удерживать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному плану наблюдения, подводить итог. Поэтому нужно ограничить круг формируемых представлений [23].
Большое значение в формировании познавательной активности у младших дошкольников имеют приемы обследования (ощупывание, подражание движениям, звукам, сравнение (нахождение признаков сходства и отличия) и др.). Можно предложить воспитанникам изобразить руками движения хвостика рыбки, погладить животное и т. д.
Завершить наблюдение целесообразно чтением стихотворения, пением, игрой соответствующей тематики [4].
Начиная со средней группы, организуется длительное наблюдение за ростом и развитием живых существ. Педагогу необходимо расширять объем представлений средних дошкольников об объектах природы и окружающей средой [13].
Задавая вопрос в разных вариантах, воспитатель формирует у средних дошкольников умение рассказывать о результатах наблюдений.
Развивая навык использования личного опыта, дошкольники осваивают несложные способы ухода за живыми объектами природы, элементарные трудовые действия.
Необходимо использовать художественное слово (загадки, стихи, потешки, песенки.
При подведении итога наблюдения педагог с помощью вопросов выясняет, как усвоили дети среднего дошкольного возраста содержание.
Можно организовать практическую деятельность детей (рисование или уход за природным объектом) [10].
В старшей группе воспитанников знакомят с обитателями разных климатических зон. Можно использовать вопросы поискового характера («Почему клюв у попугая короткий, сильный, загнутый в виде крючка?»).
Старшим дошкольникам предоставляется больше самостоятельности в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана, подведении итога [27].
При возникновении затруднений воспитатель, оказывая помощь дошкольникам, может использовать модели, побуждать отражать в речи и в других видах деятельности результаты наблюдения.
Воспитатель перед началом наблюдения должен отбирать материал, который способствует систематизации и обобщению представлений, помогает увидеть в объектах и явлениях природы существенные признаки.
В старшем дошкольном возрасте целесообразно использовать трудовые действия, вопросы-задания. Они требуют от воспитанников умения планомерно наблюдать и рассказывать о результатах.
В старшей группе используется прием сравнения по сходным признакам [25].
Воспитатель должен привести старших дошкольников к осознанию обследовательских действий. При подведении итога наблюдения используется обобщение.
Для фиксации результатов наблюдений необходимо вести дневники наблюдений, календари природы, погоды, модели и др. Их основное назначение – сохранение в памяти дошкольников интересных впечатлений от наблюдений, показ изменчивости погоды, динамики явлений и т. п.
Эффективность метода наблюдения за природой в ДОО обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований.
1. Целенаправленность наблюдения за природой [12].
2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия.
3. Осмысленность наблюдения.
4. Активность детей.
5. Повторность наблюдений для создания детьми разнообразных, выразительных образов.
6. Учет возрастных возможностей детей при определении содержания представлений, формируемых в ходе наблюдения [1].
Для того чтобы дети дошкольного возраста стали участниками, творцами, воспитателю необходимо привлекать их к озеленению участка, к уходу за комнатными растениями, к свершению пусть даже небольших поступков по спасению живых природных объектов.
На прогулках, экскурсиях, во время наблюдений или трудовой деятельности, целесообразно использовать прием «литературный герой» [8].
В процессе создания игровой ситуации, воспитателям необходимо ориентироваться на поведение персонажей, «продолжая их жизнь» в той обстановке, где в данный момент находятся воспитанники.
Прием театрализации способствует не только расширению знаний о многообразии животного и растительного мира, но и помогает раскрывать секреты природы и вызвать у дошкольников интерес к более глубокому познанию [15].
Словесные игры способствуют развитию у дошкольников познавательного интереса и активности во время проведения экскурсий [16].
К экспериментированию относятся строительные игры с песком, водой. Они решают многие проблемные ситуации, которые заставляют дошкольников думать, сопоставлять и делать выводы [14].
Используя в своей работе приемы, способствующие усвоению материала детьми, воспитатель формирует у дошкольников представление о проблемах:
1) защиты неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;
2) сохранения многообразия видов цветов, занесенных в Красную книгу;
3) охраны природы как необходимом условии сохранения здоровья людей [24].
Свои впечатления от экскурсий, наблюдений, прогулок дошкольники выражают в творческих работах. Данный прием в расширении познавательной активности воспитанников является продуктивным [21].
Таким образом, предложенные выше методические рекомендации по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством наблюдения за природой способствуют повышению интереса дошкольников к наблюдениям. Процесс наблюдения за природой вызывает мотивацию у детей дошкольного возраста к познанию окружающего мира, экспериментированию, творчеству.