Галина Буцаленко
Методические рекомендации по развитию детского речевого творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по развитию детского речевого творчества.
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. В случае с речевым творчеством, ребёнок экспериментирует со знакомыми словами, словосочетаниями, предложениями, произведениями, и создаёт что-то новое.
Публикация «Методические рекомендации по развитию детского речевого творчества» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали уделять мало внимания развитию собственной речи детей. В результате речь старших дошкольников отличается скудностью словарного запаса, плохой дикцией, слабой выразительностью.
Первые элементы речевого творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Так же к 2 - 3годам наблюдается интерес к звучащему слову, что получило название феномена "словотворчества" (по К. И. Чуковскому).
Ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц)
Но, если этот феномен проходит к 6-7 годам, благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при котором потребности "словотворить" отпадает за ненужностью, то сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое "произведение", похожее на сказку, рассказ или стихотворение.
Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания.
Речевое творчество не возникает само по себе. Для развития речевого творчества необходимо создать условия:
• Грамотная эмоциональная речь воспитателя;
• Предметно-развивающая среда;
• Организация эффективных форм работы;
Игры-беседы, которые развивают воображение ребенка, логическое мышление, память. Обязательное условие – проведения игр после наблюдений, рассматривания, сравнений, этических бесед. Ребенок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идет речь. Не исключено использование наглядности, которая поможет ребенку быстрее войти в образ. Примерные темы бесед, которые можно провести:
1. «Представь, что ты снежинка».
2. «Если бы я был паучком».
3. «Представь себе, что ты носовой платочек»
4. «Я – осенний листочек».
5. «Знаешь ли ты себя?»
6. «Я – принцесса-лягушка».
7. «Бантик».
Игры и упражнения для развития речевого творчества детей. Необходимо вести работу по повышению уровней речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка.
1. Упражнения на словоизменение и словообразование.
2. Придумай предложение по картинкам или с заданным словом.
3. Распространение предложений.
4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
5. Составление рассказов по сюжетной картинке и заданному плану.
6. Подбор эпитетов к героям сказок.
7. Подбор синонимов. (Д/и. «Скажи иначе».)
8. Подбор антонимов. (Д/и. «Скажи по-другому».)
9. Подбор паронимов. (Д/и. «Назови новое слово, изменив один звук».)
10. Рассказы-сравнения.
11. Пересказ рассказов и сказок.
В процессе работы по обучению рассказыванию педагог обращает внимание детей на выявление самого главного в рассказе, учит их составлению сначала короткого, сжатого рассказа, затем более распространенного.
На этом этапе используется ранее проработанный материал, а также создает большое количество новых игровых ситуаций, в которые ограниченно включает тот или иной вид работы над рассказом.
Приемы обучения составлению творческого рассказа.
1. Замена в фактическом материале одной какой-либо детали, эпизода.
2. Варьирование рассказов на одну и ту же тему дают основу для составления различных рассказов на одну и ту же тему.
3. Придумывание конца к рассказу, начатому педагогом.
4. Составление творческих рассказов по одной из серии сюжетных картинок до и после событий, показанных на картинках.
5. Творческий рассказ об игрушке – не описательный, а сюжетный. Например, что случилось с медвежонком, который попал ночью в детский сад.
6. Составление рассказа на определенную тему, например: «Путешествие в космос», «Поездка на волшебном самокате», «Рассказ бывалого капитана» и т. д.
7. Придумывание несложных сказок.
Вывод: необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развить у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.
Сказка – благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение. Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей художественно - речевого творчества старших дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка.
Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это "сочинение" действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно.
В ходе занятий по речевому развитию могут осуществляться следующие основные виды деятельности детей:
1. Слушание и запоминание сказок.
2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
5. Рисование сказок.
6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).
7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
8. Пластические импровизации на тему сказок.