Наталья Шестакова
Методические рекомендации по развитию чувства ритма у детей с нарушением зрения в игре на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Чувство ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на детских музыкальных инструментах сближает возможности детей с нарушением зрения и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Музыка. Игры, самодельные инструменты
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Музыкальные инструменты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: чувство ритма, детские музыкальные инструменты, восприятие, развитие музыкального слуха, дети с нарушением зрения, музыка, нейроигры, ритмодекламация.
В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушением зрения, которые нуждаются в специализированной помощи. Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психологического здоровья молодого поколения. Вот почему я считаю актуальность своей работы в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов: мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цели:
- развивать чувство ритма;
- тренировать внутренний слух;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- учить выделять сильную долю такта.
Задачи:
- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей;
- разработать систему занятий музыки с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма;
- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования - педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.
Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии:
- если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:
I блок – ознакомительный (ритмические упражнения, тематические уроки музыки);
II блок – основной (обучающие уроки игре на детских музыкальных инструментах);
III блок – итоговый (игра в детском оркестре).
Ожидаемый результат: повышение уровня музыкально - ритмических способностей, развитие памяти, улучшение концентрации внимания, активизация речи, повышение уровня психологического здоровья.
Чувство ритма, чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на детских музыкальных инструментах сближает возможности всех детей и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
За последние годы, используя в своей работе новые методики, инновационные технологии, хочу отметить, что динамика положительных результатов возрастает. Работу по развитию чувства ритма я считаю успешной, потому что дети с нарушением зрения получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование.
Пришлось много работать, чтобы добиться положительных результатов. И лишь к концу учебного года мне удается получить желаемый результат.
«Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Музыка – это сама жизнь» - Д. Б. Кабалевский
Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому. Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества ребенка (воображение, память, волю и др., воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний, и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма)
Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах дыхания сердца, различных движений, активности, отдыха. Психологическое состояние личности имеет свои непростые ритмы : окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости. Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Поэтому они имеют такую магию возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать. Ритм - одно из важнейших понятий в музыке. Воспитанием чувства ритма необходимо заниматься с раннего возраста. Ритм - один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи, один из основополагающих элементов музыки.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Наряду с задачей воспитания «музыкально - ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи. Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнёром, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ансамблевая игра не только даёт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпо ощущение. Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга. Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах. Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.
Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – сложная задача. Но еще сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми с нарушением зрения. Поэтому свою работу я строю на следующих основных принципах:
- Принцип личностной направленности педагога создаёт оптимальные условия для музыкальной деятельности. Тщательный отбор материала должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка.
- Принцип интеграции определяется в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
- Принцип максимального использования от простого к сложному развивает потенциал ребёнка в музыкальном развитии.
В работе с детьми с нарушением зрения я использую в основном разнообразные звукоподражания, которые интонируются в медленном или быстром темпе, тихо или громко, в разном интервальном соотношении, необходимом для моделирования содержания эмоции.
Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.
Особое внимание уделяется развитию чувства метроритма, которое считается определяющим для дальнейшего обучения детей музицированию и музыкального развития в целом.
Интересны игровые упражнения с использованием «собственных» музыкальных инструментов, они являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т. к. дают ребенку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического рисунка, составляющего обязательный элемент мелодического движения.
В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др.
Ритм – это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.
В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.
Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры.
В своей работе я также использую музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников.
На сегодняшний день все больше появляется детей с нарушением зрения. Они моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация?
Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни с планшетами и телефонами. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Что же делать, чтобы наши дети развивались правильно? Это подтолкнуло меня к поиску нетрадиционных методов и приемов работы с детьми с нарушением зрения. Сегодня я познакомлю вас с одним из таких методов, который активно использую в своей работе это нейроритмика.
Этот метод позволяет благоприятно повлиять на мозговую деятельность.
Что же такое нейроритмика? Это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала.
Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения для развития ритмической работы мозга у дошкольников, работу над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Эти упражнения включаются различные виды деятельности детей : занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т. д.
Один из основных факторов, определяющих эффективность таких занятий, является положительная атмосфера. Положительный эмоциональный настрой существенно улучшает восприятие информации и позволяет достигать наилучших результатов. Упражнения вызывают у детей чувства удовольствия и радости, пробуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления, стабилизируется психологическое состояние, оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление и т. д.
Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:
- ребёнок учиться чувствовать пространство, свое тело;
- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);
- формируется правильное взаимодействие ног и рук;
- ребёнок учится последовательно выполнять действия;
- развивается слуховое и зрительное внимание.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.
Каким детям необходимы нейроигры?
- Если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
- есть синдром дефицита внимания;
- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
-дети с нарушением зрения;
- быстро переключается с одного действия на другое;
- присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
- быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
- есть проблемы с речью разной сложности;
- наблюдается слабая познавательная деятельность;
- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
Преимущества использования нейроигр:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Нейроигры очень полезны как для детей, так и для взрослых. А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи.
Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность.
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Исследователи отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Игровые упражнения на развитие чувства ритма, необходимо включать уже с младшей группы и даже ранее.
Использовать игры можно как в свободной деятельности детей, так и непосредственно на занятиях индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, как организационный момент или физкультминутку.
В последние годы проблема развития музыкальной памяти становится все более актуальной, особенно у детей с нарушением зрения.
Современные интерпретации мемори хороши для развития нашего мозга и позволяют с удовольствием проводить тренировку.
Кратковременная память – это основной инструмент в выполнении игры. Без умения запоминать расположения рисунков по полю, игроку не удастся правильно повторить заданный музыкальный рисунок.
Наблюдательность – способность держать во внимании все рабочее поле, позволит быстро и правильно реагировать на изменение ситуации. Образное мышление – ряд усложнений, таких как цвет фигурок или переворот их в пространстве усложняют задачи выполнения, поэтому образное мышление выходит на первый план при идентификации и запоминании нужного рисунка.
Я активно использую в своей работе тренажер "Мемори".
Тренажер "Мемори" прекрасно тренирует визуальную память детей, развивает их внимательность, образное и логическое мышление.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации - каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии). Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.
Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью».
Ритмодекламация – помогает детям учиться импровизировать. А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений, даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.
Ритмодекламация позволяет сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.
Их я использую в своей работе в виде разминки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания.
Ритмические палочки (клавесы)- простейшие шумовые инструменты. Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом.
Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.
В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами.
Сначала разучиваются движения по показу педагога, затем текст, потом все вместе. Сначала игру проводит педагог, затем ведущим выбирают ребенка. Ребята с удовольствием принимают участие в таких играх.
С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, мы увидели, как решаются следующие задачи:
1. Ребенок учится чувствовать свое тело.
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение).
3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
4. Развивается слуховое и зрительное внимание,музыкальный слух.
5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.
Ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов сказал так:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Очень важно помочь детям найти свое место в нашем стремительном мире и вырасти потом в состоявшихся успешных взрослых людей.
Уделяя большое внимание в своей работе развитию чувства ритма у детей с нарушением зрения, я стремлюсь к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми. Музыкально-речевые игры как трамплин для развития музыкально-ритмических способностей, способствующих общему развитию : умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а воспитание с помощью музыки формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать ему творческой, всесторонне-развитой личностью.
За последние годы, используя в своей работе новые методики, инновационные технологии, хочу отметить, что динамика положительных результатов возрастает. Работу по развитию чувства ритма я считаю успешной, потому что дети с нарушением зрения получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к музыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование.
Я надеюсь, что кому то этот материал окажется полезным и поможет в работе.
Список литературы и источников
1. Каплунова И., Новоскольцева И. ,«Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»,изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2003.
2. Каплунова И., Новоскольцева И., «Наш веселый оркестр», изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2005.
3. Каплунова И., Новоскольцева И., «Этот удивительны ритм» (пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений, изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2005.
4. Каплунова И., Новоскольцева И., «Ложкари» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки», изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2005.
5. Картушина М. Ю. ,«Логоритмика» (методическое пособие, изд. «Издательство ГНОМ и Д», Москва, 2000.
6. Периодическое издание «Музыкальная палитра».
7. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,Э. М. Дорофеевой-М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
8. Радынова О. П., «Музыкальное воспитание в детском саду», изд. «Просвещение», Москва, 1994.
9. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения, изд. «АЙРИС пресс», 2017.
10. Гончаров К., Черткова А. В. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики. изд. ФЕНИКС, 2020.