Кнарик Мурадян
Методические рекомендации по применению наглядного пособия «Городецкая роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа и является частью его истории. Культурное наследие народа – огромное богатство, и каждому ребёнку нужно научиться правильно им распоряжаться, владеть так, чтобы сохранить и приумножить.
Вся работа по развитию детского декоративного творчества строится в трёх направлениях.
Первое направление:
• Знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством, с его характерными особенностями, мотивами, элементами, выразительными средствами,
• Знакомство детей с видами орнаментов.
Второе направление:
Публикация «Методические рекомендации по применению наглядного пособия „Городецкая роспись“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Народные промыслы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
• Обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации;
• Знакомство с некоторыми приемами народных мастеров.
Третье направление:
• Способствовать умению детей создавать декоративный образ, используя элементы и мотивы росписи.
• Стимулировать декоративное фантазирование по мотивам промысла народного декоративно – прикладного искусства.
Работу необходимо начать с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает всё, и, прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о народном промысле, об особенностях городецких узоров, об истории этого промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.
Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к народной городецкой росписи, помогают закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать и, используя народный промысел «Городецкая роспись», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:
1. Познакомить детей с городецкой росписью и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.
2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи городецкой росписи.
3. Сформировать навыки технического исполнения городецкой росписи.
4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
Педагогические средства, рекомендованные для решения задач:
1. Беседы.
2. Чтение художественной литературы.
4. Специально организованное обучение в форме занятий.
5. Работа с родителями.
Обучение детей необходимо начать с рассматривания образцов росписи, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях городецкой росписи.
Городецкая роспись поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, пробуждают в детях интерес к городецкому промыслу, вызывают желание самим научиться так расписывать.
Работу по обучению детей рисованию городецким узором необходимо проводить в следующей последовательности:
1. Познакомить детей с изделиями, расписанными городецкой росписью.
2. Сформировать у детей навыки рисования городецких узоров.
• Первое занятие направлено на углубленное знакомство детей с городецким узором. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя, ведь каждое изделие можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.
При рассматривании с детьми изделий Городца или иллюстраций, обращается внимание:
- во первых, на особенности городецкой росписи,
- во вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий;
- в третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.
Все это вызывает у дошкольников интерес к Городецкой росписи, чувство радости от встречи с прекрасным. После занятия они могут поделиться впечатлениями об увиденном и порадоваться своим первым положительным результатам.
• На следующем занятии проходит знакомство детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.
Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями.
Знакомство с Городецкой росписью.
• Городецкий розан.
• Городецкие листики и кустики.
• Городецкие купавки.
• Городецкий узор - доска.
• Городецкий фазан (петух)
• Городецкая лошадка.
При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.
У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно белому фону.