Наталья Лукьянова
Методические рекомендации по работе с цветными счетными палочками с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Во всём мире широко известны и активно используются счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения и развития мелкой моторики руки.
Игры с цветными счетными палочками можно проводить как на групповых, так и на индивидуальных занятиях с детьми. Также можно рекомендовать родителям для занятий дома с детьми.
Публикация «Методические рекомендации по работе с цветными счетными палочками с детьми 4–5 лет» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Счетные палочки. Игры и занятия
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
Для проведения игр понадобятся: цветные счётные палочки (15-20 штук на каждого ребенка). Как вариант, детям раннего возраста можно предложить для игры карандаши, так как некоторым из них еще трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами.
В младшем дошкольном возрасте упражнения выполняются совместно с взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Обязательным условием в этом возрасте является рассматривание полученного изображения и называние предмета.
Варианты игр с цветными счетными палочками :
1. «Сложи геометрическую фигуру»
Возраст детей: средняя группа
Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами
Описание: Воспитатель предлагает детям из цветных счетных палочек составить различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Показывает, как их можно видоизменить: из квадрата сделать треугольник, прямоугольник и наоборот. Даются задания с последующим усложнением.
2. Игра «Дорожка для машин»
Возраст детей: средняя группа
Цель: формирование умения сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины – длине; обозначать результат сравнения словами (длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по высоте).
Описание: Воспитатель выкладывает из счетных палочек две полосы разной ширины и объясняет ребенку, что это дороги для машин. Затем он просит ребенка выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина. Как вариант: показать, что для двух машин нужна дорога еще шире.
3. Игра «Лесенка», «Пирамидка»
Возраст детей: средняя группа
Цель: формировать умение устанавливать размерные отношения между 3 – 5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины.
Описание: Из палочек можно делать лесенку. Внизу размещаем несколько палочек в ряд, выше устанавливаем на одну меньше, потом еще на одну меньше и так далее. Также палочки можно размещать по-разному. Они могут иметь в результате форму пирамидки, а могут быть подогнаны под одну сторону. Это даст ребенку возможность понять, что значит больше и меньше, что значит быть «между» или «по обе стороны».
4. «Знакомство со счетом»
Возраст детей: средняя группа
Цель: формировать умение считать (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета : называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.
Описание: Воспитатель совместно с детьми считает до двух : вот две синие палочки, а вот две красные палочки. Чего еще может быть два: две ноги у мамы, две ноги у Маши, две чашки на столе и т. д.
5. «Знакомство со счетом»
Возраст детей: средняя группа
Цель: формировать умение считать (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета : называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.
Описание: Для игры необходимо подготовить карточки с цифрами от 1го до 5ти. На каждую карточку с цифрами воспитатель кладет определенное количество палочек. Нужно показывать одному ребенку в день не больше одной новой карточки с числом и соответствующим количеством палочек. В первый день воспитатель кладет перед ребенком карточку с цифрой 1 и одну палочку, на следующий день можно добавить карточку с цифрой 2 и так далее. Следует обратить внимание ребенка, что палочек на карточках становится больше, чем больше вы продвигаетесь к концу ряда.
6. Игра: «Дворники»
Возраст детей: средняя группа
Цель: развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; приносить определенное количество предметов в соответствии с заданным числом в пределах 5;развивать движения, воспитывать вежливость, развивать навыки действия в группе, внимание.
Описание: Воспитатель рассыпает все счетные палочки по группе. Дети становятся вокруг и по сигналу взрослого начинают собирать счетные палочки в коробку. Если все они разного цвета, то дается задание наполнить коробку быстрее или наполнить коробки палочками определенного цвета.
7. Игра «Рельсы - рельсы»
Возраст детей: средняя группа
Цель: дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).
Описание: Воспитатель предлагает ребенку построить из счетных палочек рельсы для поезда. Сначала выкладываем рельсы – две длинные параллельные линии. Затем добавляем шпалы – кладем палочки перпендикулярно. Воспитатель задает ритм чередования шпал: например, красная, синяя, желтая, зеленая, опять красная и т. п. Воспитатель начинает, а ребенок продолжает. Потом можно предложить ребенку придумать свое чередование.