Людмила Яковлевна
Методические рекомендации по подготовке и проведению беседы на родительском собрании
▼ Скачать + Заказать документы
Вам необходимо знать и помнить, что авторитет психолога в школе определяется умелой организацией и проведением родительских собраний. Важным опытом в проведении родительского собрания является подготовка к ним. Помните, что Вы проводите беседу с целью оказать помощь родителям в организации жизни их ребенка с целью благополучной адаптации к школе, а не с целью составления отчета по психологической практике. По Вашему выступлению родители будут судить о профессии психолога в целом.
Публикация «Методические рекомендации по подготовке и проведению беседы на родительском собрании» размещена в разделах
Интерес к проводимой Вами беседе со стороны родителей значительно повысится, если изложение теоретического вопроса будет сопровождаться анализом данным, полученным психологом в процессе диагностики. Для того, чтобы не нарушать конфедициальность информации, перед каждым родителем положите сложенный вдвое лист бумаги. На внутренней стороне поставьте количество баллов, набранных ребенком, можете сформулировать определенный совет. Все это входит в подготовительный этап к проведению родительского собрания.
Основная задача психолога заключается в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно только тогда, когда родители на фоне общего положения дел в группе видят своих детей. Ваши суждения «Вообще» о трудностях адаптации не достигнут цели, если родители не смогут преобразовать их относительно своего ребенка. Поэтому, после введения в курс дела, дайте общую характеристику положения дел в группе, затем начинайте анализ баллов шкалы, давая попутно советы, которые родители могли бы записать в листочек с количеством баллов собственного ребенка. Было бы очень неплохо, если бы с помощью компьютера эти советы уже были внесены туда в виде памятки родителям.
Помните, что в классе Вас слушают родители, имеющие разный уровень образования, разный уровень представлений о практической психологии, поэтому текст лекции, прочитанной преподавателем педуниверситета для студентов, не может заменить собой текст беседы с родителями.
Тезисный план беседы может быть таким :
1. Цель встречи психолога с родителями (Наша встреча будет посвящена помощи, которую могут и должны оказать родители в период адаптации к школе).
2. Понятие адаптации (Адаптация- это приспособление ребенка к изменяющимся внешним условиям).
3. Сложность и значимость адаптационного периода (Почему именно в этот период мы говорим о том, что необходимо быть внимательным к тому, как протекает процесс адаптации). Школа кардинально изменяет образ жизни ребенка. Процесс знакомства со школой, ее правилами, учителем и сверстниками очень труден для ребенка своей новизной. А ситуация новизны для каждого человека является тревожной, вызывающей беспокойство. Это характерно и для взрослых, а уж тем более, для ребенка, который недавно покинул знакомые и родные стены детского сада, где были такие знакомые воспитатели, друзья, все правила поведения. Попадая в школу, ребенок начинает ощущать эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за того, что в его жизни появляется новый взрослый – учитель, которого он еще не знает, он знакомится сразу с большим количеством детей. В нашем классе их (назвать цифру). Для него все школьные правила – новые, всякое дело для первоклассника ново, и трудности могут возникнуть там, где взрослый их и не предполагает. В первые месяцы учебы в школе начинают формироваться те отношения с учителем, детьми, к самому процессу обучения. Которые в существенной мере определяет успешность дальнейшего школьного обучения Вашего ребенка в целом. Вот почему все: и учитель, и родители в первую очередь должны способствовать благополучному протеканию процесса адаптации ребенка к школе.
4. Понятие дезадаптации (Несмотря на дружелюбие учителя и проявление участия с его стороны, обилие новых впечатлений может породить ситуацию, когда ребенок отказывается идти в школу или начинает капризничать. Нарушения процесса адаптации – это дезадаптация. В этом случае не помогут уговоры, обещания, а уж, тем более, угрозы. Здесь необходима помощь психолога).
5. Результаты диагностики (С целью анализа протекания процесса адаптации в вашем классе было проведено обследование детей. Перед тем, как мы побеседуем о полученных данных, мне хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что адаптационный период может протекать по-разному у разных детей и быть неодинаковым по длительности: от 2 до 4 месяцев. Таким образом, если Вы увидите, что по результатам обследования у Вашего ребенкка процесс адаптации протекает благополучно, это не является поводом для самоуспокоения. Как же протекает процесс адаптации Вашего ребенка? Перед Вами лежат листочки с количеством баллов. Я буду называть баллы и характеризовать процесс адаптации, а Вы можете проследить, что из сказанного мной относится именно к Вашему ребенку. В процессе обсуждения будут даны несколько общих советов для той или иной группы детей.) Описание результатов диагностики.
6. Заключение и выводы (Итак, подведем итоги нашей беседы. Процесс адаптации – очень важен для становления Вашего ребенка как ученика. Необходимо содействовать благополучной адаптации Вашего ребенка к школе. Если возникают проблемы и вопросы – лучше не затягивая, обратиться к школьному психологу за помощью).
7. Вы можете задать вопросы, которые возникли у Вас в процессе беседы.