Светлана Георгиевна Максимова
Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру.
Дети задают много вопросов, направленных на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию своих представлений. Наиболее сложными для них являются причинно-следственные связи. Их установление требует глубокого умственного поиска, определённой степени развития логического мышления. От восприятия внешних свойств предметов, явлений ребёнок переходит к пониманию в них существенного, необходимого.
Публикация «Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Неживая природа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Вода, песок, глина обладают признаками, непосредственно воспринимаемыми при помощи органов чувств (цвет, величина, форма) и скрытыми, не поддающимися такому непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды из одного состояния в другое.).
Усвоение скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. Опыты помогают ребёнку лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить связь между ними. Благодаря опытам у детей развиваются наблюдательность, любознательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
«На пути к чуду»
На первых занятиях следует объяснить детям, что они стоят на пороге неизведанного и им предстоит сделать для себя много открытий. А помогут в этом опыты, эксперименты, наблюдения. Для детей вызовет огромный интерес знакомство с лабораторией, её оборудованием. Можно не только назвать приборы и оборудование, но и продемонстрировать их работу. Объясните, что в дальнейшем дети смогут самостоятельно работать с ними. Можно продемонстрировать некоторые опыты, которые вызовут несомненный интерес у детей (например, опыты с магнитом).
Старшие дошкольники, как правило, уже ориентируются в понятиях «живая» и «неживая» природа. Следует установить главное их отличие: живые существа (люди, животные, растения) питаются, живут, размножаются, умирают; неживые объекты (вода, воздух, земля, камни) - не питаются, не растут, не приносят потомства, не умирают.
Предложите детям вспомнить известные явления природы, используйте загадки, стихотворения.
Дети ещё не могут самостоятельно объяснить причины, механизм возникновения этих явлений. Это предстоит им сделать в дальнейшем, по мере ознакомления с неживой природой, её свойствами.
Знакомство детей с песком
Вспомните, с каким увлечением дети играют в песок, строят из него замки и крепости, роют каналы и колодцы. Сколько выдумки и изобретательности проявляют при этом.
Путё м наблюдения дети выявляют свойства песка: цвет, сыпучесть песка. Дети должны отмечать особенности песка в зависимости от степени его влажности: влажный песок темнее сухого, тяжелее сухого, из влажного песка легче лепить. Следует ознакомить детей с иллюстративным материалом о дюнах, пустынях: почему ветер наметает дюны, барханы; выводит волны на просторах пустынь.
Чтобы подвести детей к пониманию того, почему песок пропускает воду, быстро сохнет, следует познакомить их с составом песка. У обыкновенного песка дети с удивлением обнаружат много интересного: песчинки не одинаковы по размерам (есть крупные и совсем мелкие, по цвету (попадаются тёмные и светлые, по степени блеска (одни блестят, другие матовые, встречаются прозрачные и непрозрачные. После этого детей будет несложно подвести к выводу о том, что песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются. Понятнее станет детям и причина быстрого высыхания песка: между песчинками есть свободное место, куда проникает ветер, солнечное тепло.
Знакомство с глиной
С глиной дети знакомятся ещё в младших группах во время лепки.
Дошкольники отмечают, что сырая глина мягкая, легко поддаё тся воздействию: из неё можно вылепить различные формы и фигуры. Такое свойство глины называют пластичностью.
Сухая глина имеет свои особенности. Воспитатель знакомит детей с понятием «хрупкий», то есть такой, который ломается, рушится от удара, падения.
Чтобы познакомить детей с особым свойством глины - не пропускать воду, предложите налить воду в глиняную посуду, которую слепили.
Сравните состав песка и глины. Дети сами увидят отличия, надо только отметить одну из главных особенностей глины: чешуйки её связаны, скреплены между собой, поэтому глину нельзя пересыпать, сырая глина вязкая, липкая, пластичная, в то время как песчинки рассыпаются.
Необходимо познакомить детей с керамикой и керамическими изделиями. Объясните, что керамика - это тоже глина, только обожженная и покрытая глазурью. Заинтересуйте детей игрой в «Гончарную мастерскую», предложите организовать мастерскую по изготовлению глиняной посуды и сувениров.
Знакомство со свойствами воды
Необходимо расширить знания детей о воде, отметить, что значительная часть поверхности земного шара занимает вода. Объясните значение воды в жизни человека, растений и животных.
Путём исследований выявите свойства воды. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств. Обобщите результаты экспериментирования детей : вода меняет форму, вода принимает форму предмета, в который её наливают. Обратите внимание детей на то, что вода бесцветная, безвкусная, прозрачная, без запаха. У воды есть ещё один признак: способность поверхности воды отражать окружающие предметы. Дошкольникам будет интересно узнать, что в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой.
Представление о превращении воды в твёрдое и газообразное состояние формируется у детей в процессе наблюдения за выпадением различных осадков, таянием снега, замерзанием луж. Многие свойства снега дети усваивают в играх с ним. Они устанавливают, что в тёплую погоду снег липкий, из него можно лепить; тяжёлый, влажный, сырой. А в морозную погоду внимание детей обращают на то, как изменились свойства снега: из него нельзя лепить, скатать ком, ветер легко поднимает его, переносит с места на место. Дети отмечают, что в морозную погоду снег сухой, лёгкий, рассыпается. В тёплую погоду снег идёт хлопьями, а в морозную - снежинками.
Наблюдение снежинок - увлекательное и полезное занятие: дети наблюдают и сравнивают, находят различия, поскольку снежинки по форме разнообразны. У дошкольников особый интерес к сосулькам: им нравится их необычная форма, то, что они блестят, переливаясь на солнце; растут на глазах или с шумом падают вниз. Дошкольники способны понять причину образования сосулек.
Необходимо дать детям представление о газообразном состоянии воды: туман, пар, тучи, облака. Дети знакомятся с таким физическим явлением, как испарение. Испарение легко продемонстрировать на опытах, а можно наблюдать в повседневной жизни.
Дети получают первые элементарные представления о круговороте воды в природе. Объясните детям, что капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем, под лучами солнца, снова возвращаются к тучкам.
Воздух
Воспитателю необходимо довести до понимания детей функциональное значение воздуха. Без воздуха не может быть жизни. Он нужен людям для дыхания, необходим также животным и растениям. Без воздуха Земля стала бы безжизненным телом.
Путём проведения опытов и исследований дети выделяют его свойства. Они отмечают, что воздух невидим, он прозрачный, бесцветный. Воздух занимает место, обладает упругостью. Упругость воздуха дети наблюдают во время игры с мячом, мяч с силой отскакивает от пола. Дети наблюдают, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении, исследуют направление тёплого воздуха.
Знакомство с ветром как движением воздуха, можно начинать с простейшего опыта с использованием веера. Тем самым выясняется, что воздух - не пустота, он имеет объём. Дети самостоятельно определяют направление и силу ветра. Интересной для детей является информация о покорении воздуха. Сначала люди использовали воздушные шары, а затем самолёты, вертолёты, космические корабли.
«Чудесная кладовая»
Дети уже знакомы с понятием «почва». Они знают, что почва является необходимым условием для жизни растений и некоторых видов живых организмов. Воспитатель знакомит с основным свойством почвы - плодородием, раскрывает преимущество рыхлой почвы, богатой перегноем.
Дети знакомятся с природными богатствами земли, полезными ископаемыми нашего края. В доступной для детей форме воспитатель рассказывает о происхождении каменного угля и о том, какое значение имеет уголь в жизни людей. Дети исследуют признаки и свойства каменного угля.
Воспитатель должен познакомить не только с физическими свойствами серебра, золота, но и с целебными свойствами серебра, о способности его очищать воду от вредных микроорганизмов, лечить от некоторых заболеваний, заживлять раны.
Дети учатся различать черные и цветные металлы, легко распознают изделия из алюминия, золота, серебра, меди.
В заключение этого курса следует подробно остановиться на охране природы.