Получи документы

Методические рекомендации по организации работы на экологической станции «Огород»

Патимат Рамазановна Курбанова
Методические рекомендации по организации работы на экологической станции «Огород»

Рекомендации воспитателям.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической станции детского сада «Огород»:

использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе;

использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка;

познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы;

Публикация «Методические рекомендации по организации работы на экологической станции „Огород“» размещена в разделах

формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;

проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Методические рекомендации по организации работы на экологической станции «Огород»

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Характерными особенностями совместной деятельности являются: - контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией; - понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата; - наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников; - возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата. Методика работы на тропе избирается педагогом самостоятельно в зависимости от дидактических целей и задач, которые стоят перед ним на каждом конкретном этапе. Чтобы привлечь детей к экскурсии по экологической станции «Огород», необходимо включить в её маршрут не только объекты природы, но и разнообразные привлекающие ребёнка постройки и сказочных героев- хозяев. При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дошкольники и младшие школьники, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, да еще столь сложного, как экология. Целесообразнее посещать тропу многократно и при каждом посещении работать с одним – двумя объектами. Для обсуждения выбираются вопросы, к решению которых дети подготовлены на предыдущих этапах обучения. Педагог выбирает те, которые соответствуют его замыслам.

Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяйки тропы Эколёнка Елочки, которая предлагает решить какую-то проблемную ситуацию, тогда дети с удовольствием принимают игровую задачу. Возникающие проблемы необходимо решать в игровой форме: то ли это Незнайка в чем-то запутался, то ли Хозяин природы регулярно присылает письма с вопросами, ответ на которые должны отыскать дети самостоятельно. Каждый педагог выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.

Важно соблюдать следующие принципы;

• не перегружать детей фактическим материалом;

• не проводить занятия в лекционной форме, когда педагог указывает на объект и рассказывает о нем, а дети молча слушают монолог воспитателя.

В этих двух случаях экологические знания детьми усвоены не будут.

Важно: материал должен быть доступен пониманию детей, дети должны быть участниками процесса. Только тогда экологические знания и умения будут усвоены детьми.

Алгоритм исследования объектов природы

1. Потрогать, погладить

2. Посмотреть

3. Понюхать

4. Послушать

5. Рассказать

6. Выразить свои чувства, эмоции

ВИДЫ РАБОТ В ОГОРОДЕ, ДОСТУПНЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обработка почвы

Хорошая обработка почвы необходима не только для сохранения в ней влаги и улучшения доступа воздуха к корням растений, но и для уничтожения сорняков и вредителей, для создания условий, способствующих лучшему развитию растений. Обработку почвы под овощные культуры рекомендуется начинать с осени. После уборки урожая очищают гряды от остатков растений и вскапывают лопатой на глубину 18 – 20 см, не разрыхляя комков граблями, что способствует накоплению влаги в почве и уничтожению сорняков и вредителей. Ранней весной, как только земля немного просохнет, её разрыхляют граблями, чтобы не допустить испарения влаги.

Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. При перекопке дети могут отвлекаться, т. к. это - кратковременный отдых. После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.

Выбор овощных культур для детского огорода

По употребляемым в пищу частям овощные культуры делят на листовые, плодовые, корнеплодные.

Для выращивания на участке детского сада следует брать такие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, интересны для наблюдения.

Для младших групп нужно взять 1 - 2 культуры, для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера.

В средней группе нужно взять 2 – 3 культуры, выращиваем уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов, чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия, сформировать представление о самых различных растениях и их особенностях.

В старшей берутся для выращивания на огороде 4 - 6 культуры.

В подготовительной группе берутся для выращивания на огороде 6 - 7 культуры.

Сроки посева семян

Сроки посева семян различных растений неодинаковы. Глубина заделки семян определяется их величиной. Крупные семена прорастают с глубины 5 см. Чем мельче семена, тем меньше должна быть и глубина их заделки. Глубина посева зависит и от почвы: в глинистую их заделывают на меньшую глубину, чем в песчаную. Посеянные семена покрывают слоем перегноя или торфа толщиной 1 см. Различно и расстояние между высеваемыми семенами.

Посев семян

Сеять семена могут дети всех групп. Дети младших групп могут сеять только крупные семена таких растений, как горох, бобы, настурция. Семена нужно давать без ростков, так как дети могут их нечаянно сломать. Воспитатель знакомит детей показывает семена и картинку растения, которое из них вырастает. Под руководством воспитателя дети отмечают появление ростков, рост и развитие растения. При посадке воспитатель ставит детей с двух сторон грядки. Для посева надо отобрать самые крупные, полновесные семена с хорошей всхожестью. Затем воспитатель показывает и рассказывает, что сеять такие семена можно только в сырую землю. После этого дети сажают семена в приготовленные заранее углубления на грядке. После окончания посадок на участке воспитатель привлекает детей к поливке, приучая детей правильно держать двумя руками лейку, наклонять её, лить воду только на грядку. Необходимо обращать внимание детей на то, что растениям необходим не только полив, но и хорошее освещение, рыхление и удобрение почвы.

Высадка рассады и пересадка растений

Те овощные культуры, которые имеют длинный вегетационный период (4 – 5 месяцев) и не успевают созревать в условиях средней полосы, где без морозны лишь 3 – 4 месяца, выращивают рассадой.

Для выращивания рассады в первой половине апреля семена сеют в ящики размером 50 30 8 см. На дно ящиков кладут для дренажа мелкие камешки (диаметром 1,5 – 2 см) и насыпают землю (смесь из двух частей перегноя, одной части дерновой). Семена высевают в мелкие бороздки на расстоянии 3 – 4 см одна от другой и заделывают просеянной землёй.

Ящик с рассадой держат ближе к свету. По мере просыхания земли её поливают тёплой водой. Рассаду необходимо закалить, приучить к развитию в условиях открытого грунта. Для этого ящики с ней выносят днём из помещения на воздух.

Рассаду теплолюбивых растений высаживают на участок после окончания заморозков (в первой половине июня). Расстояния между рядами и растениями в ряду оставляют у разных культур неодинаковыми. Сажают растения немного глубже, чем они были в ящике. Почву вокруг них плотно обжимают и делают лунки, которые после поливки присыпают сухой землёй. Рассаду, выращенную в торф перегнойных горшочках или бумажных стаканчиках, высаживают вместе с ними.

Самостоятельно высаживать рассаду помидор могут только дети подготовительной группы.

Условия необходимые для произрастания овощей.

Чтобы получить хороший урожай овощей, надо создать условия, при которых они наиболее успешно растут и развиваются. Это наличие определённого количества света, тепла, воды, минеральных солей и воздуха.

Свет – одно из основных условий роста и развития овощных растений. В темноте они голодают и не развиваются, при недостатке света истощаются, теряют зелёный цвет, желтеют, очень сильно вытягиваются или изгибаются и стелются по земле, образуют уродливые органы и очень снижают урожай. По светолюбивости овощные растения следует расположить в таком порядке (от наиболее светолюбивого растения к менее светолюбивому): помидоры редис свекла морковь горох.

Лучше всего выращивать овощные растения на открытых, доступных солнечному свету участках. Необходимо своевременно проводить прополку сорняков, которые не только отбирают у овощных растений питание, но и затеняют их. Освещение выращиваемых растений обеспечивается также их прореживанием.

Тепло разным овощным растениям необходимо в неодинаковом количестве. Некоторые из них теплолюбивы (огурцы, помидоры, кабачки, другие холодостойки (салат, морковь, репа, петрушка). Первая группа растений не переносит заморозков; при температуре ниже + 10° их корни перестают всасывать воду с минеральными веществами, а нарушение в питании приводит к остановке роста, пожелтению листьев и гибели. Вторая группа растений переносит заморозки до - 5°; на севере и в средних широтах они растут лучше, чем на юге.

Воду растения употребляют в очень большом количестве. Чем крупнее у них листья, тем сильнее они испаряют и, следовательно, тем больше требуют влаги. Особенно много её нужно листовым культурам: салату – во время нарастания листовой поверхности.

У моркови, петрушки, свеклы, потребность во влаге повышена в период прорастания семян, поэтому их сеют ранней весной или под зиму, чтобы использовать почвенную воду.

Огурцам и помидорам необходимо много почвенной влаги в период от завязывания плода до начала его созревания. Огурцы потребляют большое количество воды, помидоры в ней нуждаются меньше.

Минеральные соли необходимы для роста всех растений. Овощные. Как, впрочем, и все растения, наиболее чувствительны к недостатку азота, фосфора, калия и кальция. В азоте особенно нуждаются листовые овощи, в фосфоре – плодовые, в калии – корнеплодные.

Воздух необходим всем растениям. При дыхании они поглощают из него кислород. Углекислый газ воздуха также потребляется растениями (на построение органических веществ).

К надземным органам воздух всегда имеет свободный доступ, к корням же и прорастающим семенам он проникает лишь при условии, если почва не уплотнена и не покрыта коркой, поэтому требуется постоянное рыхление почвы.

Уход за овощными культурами.

Уход за овощными культурами состоит в рыхлении почвы, прореживании, поливке, подкормке растений и прополке сорняков.

Рыхление

Рыхление почвы проводят 3 – 4 раза в лето, чтобы не допустить роста сорняков и образования корки. Корку разбивают после каждого обильного полива и дождя. Рыхлят почву вокруг крупных растений мотыгой, вокруг мелких – садовой вилкой.

Это могут делать и дети старшей группы. Воспитатель обращает внимание детей на образовавшуюся корку. Объясняет, почему это происходит. С помощью грабелек показывает, как рыхлить почву. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать, как они рыхлят. Во время рыхления дети наблюдают за растениями. Ничего не должно пройти незамеченным. Воспитатель исправляет ошибочные представления детей о некоторых явлениях: о пользе червей, почему в земле гусеницы и т. д.

Прореживание

Прореживание корнеплодов производят дважды: первый раз – при появлении настоящих листьев, второй – через 2 – 3 недели. Помидоры при выращивании их в грунте первый раз прореживают после появления 1 – 2 листьев, оставляя в гнезде по 3 – 4 сильных растения. После окончания заморозков вторично прореживают, теперь оставляют одно, самое мощное растение. Растения, удалённые при прореживании, можно использовать для посадки в другом месте.

Поливка

Поливом занимаются все дети. Но необходимо условие (ведра, лейки). Малышам воду подносят взрослые. Поливка бывает более или менее обильной, что зависит от неодинаковых потребностей растений в воде. Однако можно принять за правило: если земля, взятая с глубины 5 – 10 см и сжатая в кулаке, рассыпается при его разжатии, необходима поливка. Поливать нужно реже, но обильно, чтобы вода доходила до всех корней растения. Поливают обычно вечером, воду льют постепенно, по нескольку раз возвращаясь на одно и то же место. Лейку держат возможно ближе к поверхности земли.

В средней группе воспитатель обращает внимание на растения, что от поливки они хорошо растут. Очень важно научить каждого ребенка правильно держать лейку.

В старшей группе первый полив проводится как занятие. Каждому ребенку дается задание. Воспитатель объясняет, что с одного раза землю не промочить, поэтому полить одно место нужно раза три. В подготовительной группе нужно проводить беседу о значении полива в жизни растений.

Подкормка

Нужно проводить с детьми только старшего возраста, дети должны знать о значении подкормки. Подкормку овощных растений производят органическими (коровяк, птичий помёт) и минеральными (суперфосфат, селитра, калийная соль, древесная зола) удобрениями.

Производят подкормку после дождя или обильного полива через бороздки глубиной 12 см, которые делают на расстоянии 6 – 8 см от растений. Лучше эту работу проводить подгруппами. Удобрение наливают в лейки, с которых снимают ситечки, чтобы избежать его попадания на листья растений. Ведро жидкого удобрения вносят на 4 – 5 м рядка огурцов, на 10 – 15 м рядка корнеплодов, на 20 м растений помидоров.

Прополка

Прополку сорняков обычно совмещают с прореживанием растений. Но иногда её приходится делать и чаще, так как сорняки, появляясь на грядках. Затеняют всходы растений, отнимают у них питание и воду. Проводится главным образом с детьми старшей и подготовительной групп. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут. Пропалывать растения лучше после дождя, так как из влажной почвы сорняки легче всего удалять вместе с корнем.

В старшей группе первое знакомство с сорняками производится на занятии. Воспитатель обращает внимание детей, что всходы не одинаковы. Предлагает сравнить их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Воспитатель объясняет, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому ее нужно вырывать. Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем). Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно выполняли прополку и не находились в одном положении (предлагает то собрать траву, то унести ее и т. д.). Воспитатель знакомит детей с 2-3 видами сорняков, называет их. Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности (прополку делать несколько раз, даются отдельные поручения группе детей, дежурным).

Особенности ухода за некоторыми культурами.

Для образования дополнительных корней, что усиливает питание растений, растения окучивают, разрыхляя и пригребая землю к основанию их стеблей. Окучивание проводят после образования первых крупных листьев, лучше после дождя или поливки.

В местах с коротким летом помидоры пасынкуют: удаляют боковые побеги, вырастающие в пазухах листьев. В конце лета после образования 3 – 4 цветочных кистей прищипывают верхушку, чтобы остановить рост в высоту. Через несколько дней после посадки помидоры со стелющимися и полустоячими стеблями подвязывают к кольям высотой около метра и диаметром 2 – 3 см, которые ставят с северной стороны растения на расстоянии 10 см.

Стебель гороха тонкий, гибкий. Когда он поднимается до 20 см, к нему подставляют тычины, чтобы предохранить от полегания. Длина их – 50 – 70 см для низких сортов и 1,5 – 2 м для высоких.

Сбор урожая

Сбор урожая - самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Как весело и интересно тут же собирать редиску, вымыть и съесть ее. Поэтому садить ее «нужно столько», чтобы каждому ребенку хватило. Сбор урожая проводят дети всех групп. Малыши могут легко вырвать репу или редиску, надо только показать, как можно собирать овощи. Хорошо бы большую репу разрешить малышам вырвать как в сказке. Сбор урожая можно провести по-разному, в зависимости от того, какой урожай. В сбор урожая входит и сбор цветных семян. Это очень интересное занятие, т. к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках. При этом дети узнают много интересного. Сбор семян проводят только дети старшей и подготовительной группы.

Уборка участка

Проводится в течение всего года. Доступна она всем детям. У малышей участок убирают взрослые. Но дети могут собирать камешки, прутики и уносить их на носилках. Зимой помогают расчищать снежок и перевозить его на саночках. Дети средней группы уже сами могут подметать участок. Особенно интересна уборка во время листопада. Дети старшей и подготовительной групп принимают активное участие в уборке участка во все времена года. Забота о растениях не прекращается и зимой. Дети должны знать, что снег нельзя притаптывать там, где есть растения. Снег должен быть в этих местах рыхлый.

Организация наблюдений

Наблюдения и труд на огороде обогащает у детей знания о растениях, об условиях их роста и развития, дети овладевают простейшими навыками выращивания растений, ухода за ними, навыками правильного обращения с инвентарем.

Дети не все могут увидеть сами, а многое понять неправильно. У них нет опыта знаний, на которые они могут опереться, чтобы разобраться в непонятном. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать как тематику, так и организацию наблюдений. Что знает о жизни природы маленький ребенок, особенно городской. Многие дети не представляют, как растут овощи, ягоды, никогда, например, не видели курицы. Червей называют змеями и т. д. Дети многое видят впервые. Прорастание семян, распускание листьев, цветов, превращение цветка в ягоду, гнездование - все это интересно для них и все это рядом, нужно только это заметить, не пройти мимо. Наблюдения, проводимые с детьми, должны соответствовать возрастным возможностям. В младшей группе они могут быть очень короткими.

Цель их - рассмотреть предмет, выделить и назвать его внешние признаки, познакомиться с его свойствами и качеством. Время от времени воспитатель знакомит детей с чем-то новым.

В средней группе воспитатель подводит детей к установлению связей в зависимости между явлениями. Организует систематические наблюдения. Дети рассматривают не только цветы, но и готовый раскрыться бутон, чтобы вызвать у детей интерес ожидания, наблюдать за его распусканием.

В старшей группе знания детей расширяются и углубляются в результате систематических наблюдений. К одному растению воспитатель обращается несколько раз, отмечая изменения, связывая их с предыдущими (превращение цветка в ягодку от семечка к семечку). Нужно брать только самое характерное, когда оно появляется ярко и отчетливо (горох, земляника, огурцы, помидоры- завязь).

Публикации по теме:

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению физкультминуток Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации при разучивании песни «Дед Мороз» Методические рекомендации при разучивании песни «Дед Мороз» Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной Диапазон песни: ми – си Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Подснежник» Методические рекомендации при разучивании песни "Подснежник" музыка и слова М. Петрицкого Диапазон песни: ре- си Программное содержание.

Станции экологической тропы в ДОУСтанции экологической тропы в ДОУ Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование системы экологических знаний и представлений. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации работы на экологической станции «Огород»
Опубликовано: 27 июня 2023 в 21:48
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД