Боровых Олеся
Методические рекомендации по организации занятий силовой гимнастикой с мальчиками старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия силовой гимнастикой проводятся 1 раз в неделю с подгруппой мальчиков старшего дошкольного возраста, количество мальчиков в подгруппе
составляет от 10-15 детей.
Принципы физкультурно-оздоровительной работы на занятиях силовой гимнастикой.
При проведении занятий силовой гимнастики учитываются следующие при-
нципы: систематичности, индивидуально-дифференцированного подхода к детям,рациональности физических нагрузок,всестороннего физического раз-
Темочки:
- Гимнастика утренняя, оздоровительная
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
вития,постепенности, сознательности и активности, а также врачебного контроля за самочувствием детей.
1. Принцип систематичности.
Соблюдение его предусматривает регулярные занятия физическими упраж-
нениями, использование их в зависимости от времени года, проведение заня-
тий по определённой системе.
2. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
Выбор занятия учитывается в зависимости от интересов мальчиков, занятия
проводятся с учётом здоровья детей.
3. Принцип рациональности физических нагрузок.
Соблюдение этого принципа предусматривает постепенное увеличение физи-
ческих нагрузок, применение нагрузок, повышающих различные механизмы энергосбережения организма, оптимальное сочетание нагрузок с отдыхом.
4. Принцип всестороннего физического развития.
На занятиях целенаправленно развиваются физические качества- ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, а также совершенствуются освоен-
ные детьми основные движения
5. Принцип постепенности.
Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий в
соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от менее привлекательного к более привлекательному».
Постепенность обеспечивается усложнением изучаемых движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, рациональным чередованием нагрузок
и отдыха.
6. Принцип сознательности и активности.
Принцип сознательности и активности предполагает формирование у мальчиков
старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к освоению ново-
го двигательного материала, привитие навыков самоконтроля и самокоррек-
ции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
7. Принцип врачебного контроля за самочувствием детей.
Данный принцип предусматривает систематичексий контроль медицинского
персонала детского сада (врача, старшей медсестры) за самочувствием детей, внешними признакам утомления, а также определением физической на-
грузки детей в течении занятия.
Этапность работы
Первый этап. -этап первоначального разучивания.
Основными задачами первого этапа яляются:
- формирование представлений о предложенном спортивном инвентаре.
-освоение навыка выполнения двигательных упражнений с предложенным
спортивным инвентарём
Второй этап-этап углублённого разучивания.
Основными задачами второго этапа являются:
-освоение навыка выполнения комплекса двигательных упражнений с пред-
ложенным спортивным инвентарём.
-уточнение техники выполнения, правильности выполнения деталей движе-
ния,качественное выполнение комплекса упражнений.
Третий этап-этап закрепления и совершенствования двигательного навыка.
Основными задачами являются:
-совершенствование двигательных умений и навыков при выполнении дви-
жений.
-самостоятельное выполнение движений, творческое применение в собствен-
ной двигательной деятельности.
Типы физкультурных занятий, используемых в реализации программы.
Основной формой проведения силовой гимнастики для мальчиков старшего
дошкольного возраста является специальное занятие с использованием простейших тренажёров (гантели, резиновые кольца, спортивного инвентаря (большие мячи, гимнастические мячи, гимнастические палки,спортивных комплексов, модульного оборудования.
Занятие может носить обучающий, смешанный и вариативный характер. За-
нятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым програм-
мным материалом (обучение упражнениям, знакомство с правилами, содержа
нием,техникой видов движений) Занятие смешанного характера способству-
ет разучиванию новых движений и совершенствованию освоенных ранее.
Оно строится главным образом на повторении пройденного материала. Заня-
тие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но с
включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных иг- рахю, на полосе препятствий, в играх-эстафетах)
Дополнительными формами занятий силовой гимнастики являются следую-
щие типы занятий: занятие, построенное на играх-эстафетах,контрольно-про-
верочное занятие, занятие на творчество, показательное занятие.
Занятие, построенное на играх-эстафетах решает задачи развития физических
качеств, нравственно-волевых качеств у мальчиков, способствует удовлет-
ворению природной потребности мальчиков в соревновательности и победе.
Данные занятия проводятся 1 раз в месяц на четвёртой неделе месяца.
Конрольно-проверочные занятия определяют уровень развития физических
качеств у мальчиков, а также с целью выявления интересов и способностей
в двигательной деятельности. Данные занятия проводятся со следующей пе-
риодичностью: в начале учебного года (сентябрь-октябрь, в середине (январь, конце года (май, позволяют воспитателю отслеживать результативность осуществления программы через развитие физических качеств, выстраивать перспективы физкультурно-оздоровительной работы.
Занятие на творчество направлено на совершенствование полученных двига-
тельных навыков и умений, а также перенос усвоенного программного ма-те-
риала в самостоятельную деятельность. Занятия проводятся после заверше-
ния блока занятий с тем или иным спортивным инвентарём, простейши-ми тренажёрами.
Показательное занятие предполагает показательные выступления мальчиков
с использованием спортивного оборудования, инвентаря, способствует фор-
мированию адекватной самооценки у мальчиков, значимости занятий физи-
ческой культуры среди всего детского коллектива, для воспитателя данное
занятие служит определённой формой отчётности перед родителями, педаго-
гическим коллективом,а также рекламой данного направления в дошкольном учреждении.
Структура занятия.
В структуру занятия входят традиционные части: подготовительная, основная и заключительная.
Подготовительная часть –продолжительность её составляет 5-8 минут. В под-
готовительной части решаются следующие задачи:
-задачи биологического аспекта-подготовка организма к предстоящей работе
(настрой нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к вы-
полнению упражнений основной части занятия)
-задачи педагогического аспекта- формирование у детей умения выполнять двигательные действия с разной амплитудой и степенью мышечного напря-
жения, овладение школой движения. Для решения этих задач в содержание занятий входят:различные виды ходьбы, бега, поскоки, прыжки, несложные
игровые упражнения на внимание и координацию движений, построения и перестроения, упражнения на осанку,на укрепление свода стопы. Упражнения
с высокой интенсивностью выполнения в подготовительную часть включать нецелесообразно, так как они могут снизить работоспособность в основной части занятия.
Основная часть –продолжительность её составляет 15 минут, здесь решают-
ся следующие задачи:
-развитие двигательных навыков и физических качеств.
-тренировка функциональных возможностей организма.
Основная часть включает в себя общеразвивающие упражнения с простыми
тренажёрами (гантели, резиновые кольца,эспандеры, спортивным оборудо-
ванием (гимнастические палки, большие мячи, гимнастические мячи). Ком-плекс общеразвивающих упражнений с гимнастическими палками,
большими мячами осуществляется в соответствии с классической методикой физического воспитания (требования к выполнению упражнений-темп, дози-
ровка, количество упражнений) Требования к проведению общеразвивающих
упражнений с простейшими тренажёрами и гимнастическими мячами описа-
ны ниже в разделе:«Методические рекомендации по использованию простей-
ших тренажёров, гимнастических мячей, модульного оборудования на заня-
тиях силовой гимнастикой с мальчиками старшего дошкольного возраста»
После комплекса общеразвивающих упражнений используются: подвиж-ные
игры, упражнения, полоса препятствий с использованием модульного обору-
дования, игры –упражнения с гимнастическими мячами, упражнения с ис-по- льзованием гимнастической скамейки, лестницы в зависимости от сложно-
сти предшествовавшего комплекса упражнений.
Заключительная часть составляет по времени от3-7 минут.
Направлена на обеспечение постепенного снижения двигательной активнос-
ти, на восстановление сил организма после физической нагрузки. В третью часть входят: ускоренная ходьба с замедлением темпа, упражнения на дыхание, упражнения на расслабление, телесная рефлексия. Телесная рефлексия способствует осознанию собственных мышечных ощущений у детей,что формирует осознанное отношении к занятиям физической культуры, получение от занятий двигательного характера так называемого «чувства мышечной радости». Для этого в ходе заключительной беседы обращаем внимание на различие мышечных ощущений при выполнении упражнений, используем вопросы о том, что было выполнять трудно, а что легко, наиболее понравившееся упражнение и почему.