Приложение МААМ

Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности

Мальцева Алина Алексеевна
Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации

по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности

с обыгрыванием макетов: «Квартира», «Пожарный щит».

Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, в одиночку с ними практически не справиться. К великому сожалению, люди очень разобщены, замкнуты в своих квартирах и чужая беда не всегда вызывает желание прийти на помощь, пожертвовать своим спокойствием. Только когда беда приходит к вам, запоздало мелькает мысль, что всё могло быть иначе, если бы рядом оказался человек, который смог бы вам помочь.

Публикация «Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности» размещена в разделах

Очень мудро и современно ответил один философ на жалобы юноши, что его никто не любит: «Полюби сам.». Попробуйте для начала познакомиться со своими соседями, окажите посильные услуги, обменяйтесь телефонами, договоритесь о совместных действиях при различных происшествиях – ведь это так просто и достаточно эффективно в большинстве случаев.

Ребёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Но, к сожалению, так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни.

Поэтому основные задачи взрослых:

– привить детям культуру безопасного поведения;

– ознакомить детей с правилами поведения в случае пожара, предупреждение пожаров от опасных игр и шалостей с огнём.

Приёмы обучения и закрепления – инсценировки литературных материалов, викторины, конкурсы, концерты, моделирование конкретных ситуаций, подвижные игры, использование пословиц и поговорок, объяснение их значений, экскурсии в пожарную часть, игры с макетами и т. д.

Пожар – это экстремальная ситуация, в которой не только у детей возникает чувство страха. В современный период огромное значение имеет психологическая готовность, как взрослых, так и детей. Ребёнку необходимо не только сказать что «так делать нельзя, это опасно», но важнее объяснить «почему нельзя и рассказать, как нужно действовать».

И в этом вам поможет предложенный материал.

Список художественных произведений:

1. С. Я. Маршак «Кошкин дом»

2. С. Я. Маршак «Пожар»

3. С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

4. К. Чуковский «Путаница»

5. Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»

6. Л. Толстой «Пожар»

7. Л. Толстой «Пожарные собаки»

8. Б. Житков «Пожар»

9. Б. Житков «Дым»

10. Б. Житков «Пожар в море»

11. В. Гальченко «Огонь невидимка»

12. В. Гальченко «Приключения пожарного»

13. Т. Кинько «Наш номер 01»

14. Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»

15. Т. Федорова «Чтоб не ссориться с огнём»

16. А. Чувилин, Б. Фонин «Огонь – опасная игра»

17. Р. Г. Подольный «Как человек огонь приручил»

18. Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»

19. С. Михалков «Дядя Стёпа»

20. Т. Юрмин "Кто плохой?";

21. В. Ровицкий "Друзья в твоём доме";

22. И. Демьянов "Коробок – чёрный бок";

23. К. Паустовский "Барсучий нос";

24. Е. Хоринская "Спичка-невеличка";

25. А. Шевченко "Как ловили уголька"

26. Ю. Яковлев «Кто, о чём поёт»

Пословицы и поговорки:

От искры пожар рождается.

Не шути с огнём – можешь сгореть.

Спички не тронь в них огонь.

Маленькая спичка сжигает большой лес и дом.

Спичка – невидимка да огонь – великан.

Упустишь огонь – не потушишь.

Кто с огнём играет, тот в огне сгорает.

У путника должен быть хлеб, а у пастуха огонь.

Умному огонь – тепло, глупому – ожог.

Пожар слезам не верит.

Не трогай огня – не обожжёшь руку.

С огнём не играй, пожар не затевай.

С огнём да водой не поспоришь.

Огонь никогда не насыщается.

Огонь и друг, и враг.

Огонь не вода – охватит, не выплывешь, пожитки не всплывут.

Дым страшнее огня.

От огня убегают, а от дыму задыхаются.

Топор рубит, а огонь с корнем спалит.

Берегись, не ожгись!

Беседа по картинке.

Картинка горящего дома к произведению С. Маршака «Кошкин дом».

Картинка на которой изображены: телефон, ткань, два ведра с водой, пожарный с пожарным шлангом.

- Какое горе случилось у кошки? Вам знакомо этот грустный сюжет?

- Давайте все вместе, по очереди будем рассказывать эту сказку (один начинает, следующий продолжает).

- Как вы думаете, по какой причине загорелся Кошкин дом?

- Посмотрите ещё раз на картинку и расскажите, что потребуется для быстрого тушения пожара?

Работа с текстом.

Инсценировка с помощью настольного театра по рассказу «Тревога».

Тревога.

Мама зайчиха отправила своего сыночка зайчонка в магазин за покупками. Он уже выходил с наполненной сумкой из магазина, как неожиданно на пороге столкнулся с Лисой. Лиса была очень красивая: её рыжая шубка так и переливалась на солнышке, а хвост плавно покачивался.

- Ой, какой замечательный зайчонок! Такой маленький и такой самостоятельный! Ты маме помогаешь?

- Да, тётя Лиса, - робко проговорил зайчонок.

- Ну, какой молодец! А где ты живёшь?

- В-о-о-н за тем поворотом! – показал и ответил он.

- А хочешь, я угощу тебя чем-то очень вкусненьким, ты такого ни разу не пробовал! Только для этого тебе нужно пойти со мной, в мою норку!

- Нет. Спасибо, тётя Лиса, но мама не разрешает мне брать угощения у чужих.

- А я совсем не чужая, ведь мы с тобой уже почти познакомились! Ты обязательно должен попробовать моё угощение, не отказывайся, а то ты меня обидишь!

- Нет. Я не могу, меня мама ждёт!

- Да мама просто обрадуется, когда узнает, что ты ко мне в гости зашёл. Ну пожалуйста, зайчонок, ну доставь мне такую радость…

Проблемные вопросы:

- Как зайчонку поступить: быть вежливым или насторожиться, и перестать общаться с Лисой?

- Как это сделать?

- А если не сделать, что может произойти с сыночком мамы Зайчихи?

Активные формы работы со стихотворением.

Чтение, беседа и инсценировка стихотворения Ирины Солнышко - «Пожарная машина»

Я пожарная машина,

Полюбуйтесь на меня.

Я пожарная машина,

Всех спасаю от огня.

Как-то раз по телефону

Позвонила мне ворона

И кричит: «Кошмар, кошмар!

Приезжай! В лесу пожар

Не теряя ни минутки,

На пожар я быстро мчу,

Не теряя ни минутки,

По дороге я лечу.

И пожарные со мною;

Два бобра и ёж с лисой.

Нас машины пропускают,

Нам дорогу уступают.

Мы приехали и видим:

Лес пылает, лес горит…

Мы приехали и видим:

Птенчик в гнёздышке сидит.

А огонь, как на беду,

Подбирается к гнезду.

Ёж на помощь подоспел

И птенца спасти сумел.

Мы водой огонь тушили,

Поливали целый час.

Мы водой огонь тушили,

Наконец огонь погас.

«Кар, - кричит ворона, - кар!

Победили мы пожар

Долго звери нас хвалили –

И пожарных, и меня.

Звери нас благодарили:

«Вы спасли нас от огня!»

А потом нам на прощанье

Звери дали обещанье:

«Про пожар мы не забудем

И с огнём играть не будем!»

Пересказ стихотворения своими словами.

Д/и «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару»

Цель: - закрепить знания детей о пожароопасных предметах и действиях, которые могут привести к возникновению пожара

- рисование,

- чтение,

- поджигание бумаги,

- пение,

- игра с зажигалкой,

- изготовление поделок,

- прыгание через скакалку,

- поджигание сухой травы и листвы.

- пение хором,

- баловство со спичками,

- игра в снежки,

- зажигание бенгальских огней возле ёлки,

- мытьё посуды,

- умывание,

- игра с зажигалкой,

- игра в мяч.

- лепка из пластилина,

- забыли выключить утюг,

- мытьё рук,

- танцы,

- полив цветов,

- поджигание тополиного пуха,

- чистка ковра,

- игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами,

- забивание гвоздей,

- лепка,

- неисправный шнур у гирлянды,

- купание,

- игра с котёнком,

- перегрев телевизора,

- рассматривание книг, в близи, зажженной газовой плитой,

- мытьё рук

Игра «Чтение, беседы и моделирование ситуаций»

«Бумажный самолётик»

«Украшаем ёлку»

«Пожар»

Рассказ «Бумажный самолётик».

Однажды в гости к Пете пришёл его друг Андрей. Мальчики стали вырезать из бумаги и клеить игрушки. Андрюша вырезал и склеил вертолёт, а Петя – маленький самолёт. Ребята вышли на балкон и решили запустить игрушки с балкона в полёт.

Андрей бросил с балкона вертолёт. Тот закружился в воздухе и упал на дорожку. Петя запустил бумажный самолёт. Ветерок понёс его, и самолётик приземлился в траве возле детской площадки. На площадке играли в классики знакомые девочки – Таня и Ира. Таня очень нравилась Пете, и мальчику захотелось смастерить ещё один самолётик и написать на нё м: «С приветом, Танечка!» он вырезал и склеил из бумаги ещё один самолётик, запустил его, но тот не долетел до площадки.

Что бы такое придумать? Петя огляделся по сторонам и вдруг заметил коробку спичек, лежащих на балконном столике.

- Придумал! – обрадовался мальчик, - я подожгу хвост самолётика, и он полетит быстро и далеко, как ракета. Я о ракетах слышал от старшего брата.

Петя схватил коробок, чиркнул спичкой, поджёг бумажный хвост и бросил горящий самолётик с балкона вниз. Но налетел порыв сильного ветра, который подхватил горящий самолётик и понёс его прямо на соседний балкон.

- Что ты наделал! – закричал Андрей, - Со спичками шутки плохи. Это мне папа говорил.

Но Петя только замахал руками.

- Ничего не случиться! Сейчас бумага сама погаснет.

Горящий комок бумаги, в который превратился самолётик, упал прямо в горшок с цветами, и огонь обжёг их нежные листья.

- Что такое! – воскликнула соседка Мария Ивановна. Она в это время сидела на своём балконе в кресле и читала внучке лене сказку. Лена вскочила со стульчика, взяла лейку с водой, хорошо, что она стояла рядом, и залила горящую бумагу. Бумажка съёжилась и потемнела.

- Это какие-то хулиганы с верхнего этажа бросили! – возмутилась старушка.

Мария Ивановна подняла голову, на минуту задумалась и негромко сказала:

- Как раз над нашей квартирой находится квартира Говорковых. Я их прекрасно знаю. Леша говорков – мой бывший ученик, а Петя, его сын, скоро в школу пойдёт. Плохо, плохо Алексей Алексеевич сына воспитал, не объяснил, что горящую бумагу с балкона бросать ни в коем случае нельзя! Не рассказал, что спички и зажигалки – не игрушки.

Вечером Мария Ивановна поднялась на верхний этаж и позвонила в дверь к соседям.

- Мария Ивановна! Здравствуйте! – приветливо встретил её папа Пети. – Не ожидал! Заходите, выпейте с нами чайку.

- От чашки чая я, конечно, не откажусь, - согласилась соседка. – Но я к вам пришла по довольно неприятному поводу – поведать о Петиных проделках.

И Мария Ивановна рассказала историю сгоревшего самолётика, залетевшего к ней на балкон.

- Хорошо ещё, что у нас на балконе была лейка с водой и Леночка быстро погасила горящую бумагу. А вот если бы на балконе никого не было, и горящий комочек бумаги попал бы на половичёк или мягкое кресло, мог бы вспыхнуть пожар.

Алексей Алексеевич внимательно выслушал свою старую учительницу и во всём с ней согласился. Он поругал себя за то, что оставил спички на виду, на столике балкона. Ведь спички и зажигалки нужно убирать подальше от детей. Он обещал поговорить с сыном, объяснить ему, почему так делать нельзя, и даже строго наказать.

- Ну, наказывать малыша, может быть, пока и не стоит, а рассказать ему об опасности пожара нужно непременно, - закончила разговор Мария Ивановна.

Она поблагодарила соседей за угощение и пошла домой. Вечером она прочла своей внучке сказку «Кошкин дом».

Вопросы к рассказу «Бумажный самолётик» :

1. Кто пришёл к Пете?

2. Во что стали играть мальчики?

3. Что вырезал и склеил Петя?

4. Что вырезал и склеил Андрей?

5. Как мальчики играли с вертолётом и самолётом?

6. Зачем Петя поджёг бумажный самолётик?

7. Куда упал горящий самолётик?

8. Кто был на соседнем балконе и потушил горящую бумагу?

9. можно ли детям играть со спичками, жечь бумагу, играть с зажигалками, бросать горящую бумагу с балкона? Что может произойти? Почему?

10. Что могло случиться, если бы бумагу не потушили?

11. Зачем Мария Ивановна пошла к соседям?

Моделирование ситуаций:

1. Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло.

(кресло начало тлеть и загорелось, и если никого нет дома мог случить большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме)

2. Если бы горящая бумага влетела в открытое окно любой квартиры.

(вспыхнула сразу тюлевая занавеска на окне и начался пожар)

3. Если бы горящая бумага упала на сухую траву у дома.

(трава загорелась и мог начаться пожар возле дома)

Рассказ-беседа «Украшаем ёлку».

Как хороши снежные предновогодние деньки! Снежинки летят, летят и летят на стеклах звёздочки и стрелы. Пора наряжать новогоднюю ё лку: украшать её колючее зелёное платье, сверкающими бусами, колокольчиками, флажками, гирляндами. Чтобы праздник принёс нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать некоторые простые правила.

Сначала давайте выясним, какие бывают ёлки. Натуральные и искусственные. Настоящую живую ёлку специально выращивают для нас в питомнике или лесничестве. Пушистая лесная гостья приносит в дом запах зимнего леса, смолы, хвои. Её обычно ставят в ведро с водой, чтобы деревце подольше сохранило свежесть и красоту, и хорошенько укрепляют. Ёлку нельзя ставить около батареи. Как вы думаете, почему? От батареи идёт тепло, и ёлка быстро засохнет, пожелтеет, потеряет зелёные иголочки. Обычно ёлку устанавливают в центре комнаты, чтобы вокруг неё можно было водить хороводы, или у стены, если в доме есть маленькие дети.

Искусственную ёлку делают из пластмассы. Она не высыхает, не желтеет, не роняет иголки на пол.

В первые дни, пока натуральная ёлка ещё сохраняет влажность, она не станет причиной пожара. Но когда она высыхает, может легко загореться. Искусственная ёлка, если загорится, может выделять ядовитый дым, которым можно отравиться.

Давайте поговорим о том, как правильно украшать и как вести себя возле наряженной ёлки, чтобы не случилось пожара. Искусственную и натуральную ёлку нельзя ставить около дверей. Двери должны быть свободны, чтобы в случае возгорания через них можно было легко пройти в другое помещение.

Прежде чем украшать ёлку электрическими гирляндами, их надо проверить: не разбиты ли лампочки, цела ли обмотка проводов, исправлена ли вилка. Как вы думаете, можно ли украшать ёлку разноцветными восковыми свечками? На ёлке не должно быть открытого огня. Это опасно и может привести к беде. Лучше не украшать ёлку игрушками из ваты, ведь вата легковоспламеняющийся материал.

В последнее время промышленность выпускает искусственные ёлки которые пропитаны специальным противопожарным раствором, они не горят и не выделяют ядовитого дыма.

Во время праздника возле ёлки в комнате нельзя зажигать бенгальские огни, петарды, устраивать фейерверки. Это следует делать на улице, лучше подальше от жилья. Бывают случаи, что горящие петарды залетают на балконы и в окна квартир. И может возникнуть пожар.

Запомните, что вам детям не желательно оставаться дома одним в квартире, где стоит новогодняя ёлка.

Публикации по теме:

Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста»Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста» Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Методические рекомендации обучению катания детей дошкольного возраста на велосипеде».

Дидактические игры по правилам пожарной безопасностиДидактические игры по правилам пожарной безопасности Дидактические игры – это один из главных средств воспитания детей. При помощи игры ребенок может смоделировать ситуацию, проиграть ее, учиться.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Картотека дидактических игр для детей по правилам пожарной безопасностиКартотека дидактических игр для детей по правилам пожарной безопасности Дидактическая игра: «Лото - пожарная безопасность» Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях.

Обучение дошкольников правилам пожарной безопасности с помощью макета «Пожарный щит«Обучение дошкольников правилам пожарной безопасности с помощью макета «Пожарный щит« «Обучение дошкольников правилам пожарной безопасности с помощью макета «Пожарный щит» Автор: Комракова Татьяна Владимировна Макет «Пожарный.

Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать»Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать» У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение.

Сценарий о развлечения для детей 5–6 лет, посвященное правилам пожарной безопасности «Мы — отважные пожарные!»Сценарий о развлечения для детей 5–6 лет, посвященное правилам пожарной безопасности «Мы — отважные пожарные!» Пожарному делу учится, вперёд пригодиться. Цель: Формирование у детей знаний о соблюдении правил пожарной безопасности, о действиях при.

Конспект занятия по правилам пожарной безопасности «Кухня — не место для игр!» Образовательная деятельность по правилам пожарной безопасности. Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Тема: «Кухня.

Отчёт о проведенных профилактических мероприятиях по правилам пожарной безопасности В нашей группе "Малышка" прошли различные мероприятия на тему «Пожарная безопасность», где дети познакомились с правилами пожарной безопасности.

Сценарий кукольного спектакля по правилам пожарной безопасности для дошкольников Сценарий кукольного спектакля по правилам пожарной безопасности «Сказка о том, как котят из пожара спасали»Автор: Перницкая Валентина Геннадьевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности
Опубликовано: 26 октября 2022 в 10:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности» (включая файлы) размещена пользователем Мальцева Алина Алексеевна (УИ 442188) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД