Ирина Лаптева
Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения для пешеходов
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Лаптева И. А.
воспитатель МАДОУ МО
г. Нягань «Д/с №8 «Росинка»
Тема 1. Улица.
Цели: закрепить понятия «улица», «дорога», «транспорт»; познакомить с понятиями «переход», «перекресток».
«Что такое улица?». Воспитатель рассказывает детям о том, на какие части делится улица. Объясняет, где и как можно переходить улицу.
«Дорога до детского сада». Воспитатель задает детям вопросы о том, как они добираются до детского сада.
Целевая прогулка. Устраивается для закрепления понятий.
Тема 2. Транспорт.
Публикация «Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения для пешеходов» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Цели: закрепить знания о видах транспорта; ознакомить с правилами поведения пассажиров.
«Какие бывают машины?». Воспитатель, используя наглядность (цветные картинки, игрушки, показывает разные виды транспорта и задает детям вопросы о том, кто управляет машиной, чем отличается троллейбус от автобуса и др.
Игра «Пассажиры». Используя стулья, можно построить импровизированный салон автобуса, в котором рассядутся дети.
«Кто такой пассажир?». Воспитатель знакомит детей с элементарными правилами поведения пассажиров, задает вопросы о том, как себя нужно вести в автобусе или троллейбусе.
Тема 3. Светофор.
Цели: дать определение понятия «светофор»; закрепить знания о правилах перехода улицы.
«Для чего нужен светофор?». Воспитатель показывает светофор, используя картинку, электрическую модель или макет; рассказывает о принципе его работы, загадывает загадки о светофоре. Спрашивает, на какой сигнал светофора можно идти людям.
Аппликация «Светофор». Дети изготавливают аппликацию на практическом занятии, используя цветную бумагу, клей, картон.
Тема 4. Пешеход.
Цели: закрепить понятие «пешеход»; объяснить, что для пешеходов существуют свои правила.
«Правила для пешеходов». Воспитатель предлагает отправиться на прогулку, т. е. сделаться пешеходами. Объясняет, что для пешеходов существуют правила дорожного движения. Задает вопросы о том, как называется та часть улицы, где можно ходить пешеходам; по какой стороне тротуара должны ходить пешеходы.
ОСНАЩЕНИЕ УГОЛКА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ
1. Картотека игр, пособий, художественной литературы.
2. Наборы открыток (по контрасту).
3. Художественная литература (по возрасту).
4. Альбомы (папки) загадок, стихов.
5. Игрушка – ученик («сквозной герой» – «3айка», «Незнайка», «Буратино», «Нехочуха», которого дети обучают ПДД»).
6. Материал для работы с родителями в папку для воспитателей:
а) консультации;
б) плакаты;
в) информационный материал;
г) ситуации;
д) ширмы;
е) памятки;
к) анкеты;
з) тесты.
7. Плакаты для работы с детьми.
8. Планшеты:
1) Пешеходный переход;
2) Перекресток – островок безопасности;
3) Остановка троллейбуса, автобуса;
4) Часть улицы с площадкой для детских игр (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч).
5) Улица с двусторонним движением;
6) Часть микрорайона, где находится ДОУ.
9. Светофор (иллюстрации, плоскостной, объемный, действующий).
10. Дорожные знаки : пешеходный переход.
11. Набор машин (игрушки, картинки, иллюстрации) ранний возраст – грузовая, легковая, автобус, велосипед, трамвай, троллейбус.
12. Картотека практических ситуаций:
1) Для минуток безопасности (по возрастам);
2) Ситуации-загадки «Мы пешеходы», «Мы пассажиры»;
3) Варианты ситуаций: «Если ребенок потерялся», «Для чего нужны ПДД» (для осмысления).
13. Набор иллюстраций для обсуждения по теме: «Поведение в транспорте», «Поведение на улице».
14. Набор дидактических игр по темам.
15. Кукла-регулировщик.
16. Наборы атрибутов для сюжетно-ролевых игр: жезл, свистки, фуражка милиционера.
17. Строитель – крупный, мелкий.
18. Театрализованные игры.
19. Макеты:
1) «Улица города»;
2) «Участок микрорайона с основным перекрестком».
20. Маршруты детей : из дома в ДОУ, из дома в детский сад.
21. Аптека к транспортной площадке.
22. Куклы «Сфетофорик», «Спасик».
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПДД ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
1. Совершенствование ориентирования в окружающем пространстве, в прилегающей к детскому саду местности.
2. Знакомство с разными видами транспорта, их особенностями.
3. Расширение знаний об улице, дороге, перекрестке, элементарных правилах передвижения по ним.
4. Игры на ориентирование.
5. Целевые прогулки.
Рекомендации для педагогов по обучению детей ПДД
В средней группе воспитатели знакомят детей с местами движения машин и людей, рассматривают вместе с ними иллюстрации с изображениями транспортного светофора, игрушку-светофор, действующую от батарейки. Во время прогулки у ближайшего перекрестка дети следят за работой светофора, уточняют назначение его световых сигналов для пешеходов и водителей. Очень важно разъяснить: когда загорается зеленый сигнал для пешеходов и разрешает им движение (при предварительной оценке состояния улицы, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал: «Стой!» Дети наблюдают, как с помощью светофора регулируется движение машин и людей. Полученные знания закрепляются в дидактических играх («Найди свой цвет», «Хорошо – плохо», «Собери светофор»).
Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отводится играм на развитие внимания («Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушел?», «Сделай, как было» и др.).
Дети средней группы встречаются с сотрудником ГИБДД, рассматривают патрульную машину, знакомятся с назначением светового сигнала – проблескового маячка на крыше машины.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети упражняются в поиске его на макетах участка детского сада и на иллюстрациях в книг
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
НА ДОРОГЕ
В средней группе необходимо отрабатывать следующие вопросы:
– повторять вопросы, программы, отработанные в младшей группе;
– учить детей различать элементы дорог, таких как разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановки общественного транспорта;
– учить детей выполнять требования сигналов светофора: красный, красный и желтый одновременно, зеленый, зеленый мигающий и желтый;
– воспитывать умение ориентироваться на местности вокруг детского сада, знать назначение зданий вокруг детского сада;
– развивать наблюдательность и любознательность;
– расширять знания о транспортных средствах, их конструктивных особенностях;
– продолжать знакомить с правилами дорожного движения, разъяснять места, где можно ходить пешеходам, где можно переходить проезжую часть, вырабатывать привычку соблюдать правила безопасного движения в установленных местах и правила безопасного перехода проезжей части;
– учить входить в зрительный контакт с другими пешеходами и водителями;
– учить определять расстояния до предметов : близко, далеко, очень близко, очень далеко;
– уметь определять изменение направления перемещения людей и транспорта: идет медленно, быстро, поворачивает налево, направо, идет, бежит, останавливается;
– учить составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации : как мы ехали в легковом автомобиле, автобусе, трамвае;
– учить изображать в рисунке дорожные знаки, сигналы светофора, велосипед, человека, несколько человек, предметы, которые закрывают видимость дороги, деревья, кусты, стоящий транспорт;
– во время прогулок определять, кто правильно выполнял требования правил, кто нарушал;
– учить определять опасные места на дороге;
– читать книги на тему безопасного движения по дорогам.
ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО
ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
Основными навыками правил безопасного поведения ребенка на дороге в средней группе должны стать:
– знание и определение мест безопасного движения пешехода по тротуарам, обочинам, а при их отсутствии – по краю проезжей части. Если есть в населенном пункте пешеходная или велосипедная дорожка, то ребенок должен иметь навыки движения и в этих местах;
– необходимо напоминать, что по тротуарам и обочинам надо идти, держась правой стороны. В этом случае пешеход идет навстречу транспортному движению по проезжей части или идет вдоль дома, что также безопасно;
– при движении особое внимание обращать на выезды из дворов, места стоянок, автозаправочных станций;
– ребенок должен усвоить, что в местах, где разрешено движение пешеходов, играть, бегать, ездить на велосипедах, коньках, ходить и сидеть на бордюрном камне у края проезжей части запрещено;
– неправильно учат детей, что по краю проезжей части надо идти навстречу транспортному потоку – это только вне населенного пункта. В населенном пункте можно идти по краю проезжей части как по ходу, так и навстречу;
– при движении в темное время суток надо приучить ребёнка надевать яркую одежду, а если есть возможность – прикреплять к одежде липучки из светоотражающего материала. Надо показать школьные ранцы, кроссовки и материал из светоотражающих материалов;
– неправильно учат воспитатели детей : «При переходе проезжей части посмотри налево, а дойдя до середины – посмотри направо». Учить надо так: «Прежде чем перейти проезжую часть, обязательно остановись и определи: на проезжей части движение в одном направлении или двустороннее движение (ребенок уже должен уметь их определять, а потом посмотри налево, а затем направо (зачем, убедившись в безопасности, переходи. Дошкольник это должен знать, но переходить он должен всегда только со взрослым пешеходом;
– при воспитании навыков безопасного перехода проезжей части надо постоянно напоминать, что самым опасным местом при переходе является стоящий транспорт. Неправильно учат некоторые воспитатели, что трамвай надо обходить спереди, а безрельсовый транспорт сзади. Такое утверждение преступно, оно было отменено почти 50 лет назад, так как современный транспортный поток не позволяет пешеходам безопасно проходить через него. При выходе из трамвая надо выйти на ближайший тротуар и в установленном месте переходить проезжую часть. Нужно ждать, пока автобус и троллейбус отойдут от остановки, и также в установленном месте, убедившись в безопасности, переходить проезжую часть. Стоящий у края проезжей части безрельсовый транспорт надо обходить со стороны приближающегося к ним транспорта, это может быть и передняя: часть транспорта, и задняя, а лучше всего отойти от него на достаточное расстояние, чтобы видеть транспорт, который движется и слева, и справа;
– ребенка надо учить анализу возможной опасности при выходе из-за стоящего транспорта и постоянно напоминать – особенно опасно выбегать из-за него;
– прививать привычку переходить проезжую часть только там, где она хорошо просматривается в обе стороны;
– наблюдать за проезжей частью дороги, еще подходя к ней, а подошел – остановись обязательно, впереди опасность;
– воспитывать у ребенка инстинкт самосохранения на примерах других нарушителей правил безопасного поведения – и водителей, и пешеходов;
– объяснять детям дорожные знаки : «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка», информационно-указательные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и троллейбуса», «Место остановки трамвая». Их надо раскрасить;
– закреплять полученные знания и впечатления во время игр, таких как «Едем по дороге в населенном пункте», где роль водителей к пешеходов выполняют куклы; «Чего не хватает в этом транспорте», когда картинки с изображением различных видов транспорта разрезаются на несколько частей, а ребенок собирает свой вид транспорта;
– во время игр и при использовании рассказов о своих впечатлениях после прогулок обращать внимание детей, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые автомобили) скрываются маленькие (легковые, мотоциклы, велосипеды, что водители не видят за большим транспортом пешеходов, а пешеходы не видят маленький транспорт, который быстро продвигается.
Таким образом, к пяти годам у детей должны уже появиться следующие привычки и навыки:
– ходить можно только в пяти установленных местах дороги;
– правила движения в этих местах;
– переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части;
– правила перехода проезжей части и опасные места на ней;
– транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность;
– движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светофорами или светом и цветом его.