Татьяна Нижникова
Методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по безопасности собственной жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном образовательном учреждении обязательной и первоначальной задачей работы с детьми является задача укрепления здоровья и сохранение жизни ребёнка.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования.
Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка.
Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя.
Публикация «Методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по безопасности собственной жизнедеятельности» размещена в разделах
Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице и дома.
Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения обязательно должно охватить все вида опасностей. Условно содержание работы можно разделить на четыре раздела: «Безопасность собственной жизнедеятельности», «Бережем свое здоровье», «Безопасность на дорогах и улицах», «Безопасный отдых на природе».
Разнообразная тематика занятий предполагает развитие у дошкольников представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, формирование навыков жизнесберегающего поведения.
Раздел «Безопасность собственной жизнедеятельности»
Темы, которые даны в данном разделе, раскрывают опасности, связанные с предметами домашнего быта, опасными ситуациями дома и вне. Они являются источниками потенциальной опасности для детей и делятся на три группы:
1) Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые или электроплиты, электроприборы, розетки и т. п.);
2) Предметы с которыми нужно научить правильно пользоваться (иголка, ножницы, нож);
3) Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступном для детей месте (бытовая химия, лекарства и т. п.).
Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь уместны прямые запреты. Можно демонстрировать мультфильмы, презентации, использовать художественную литературу.
Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия (например, по изодеятельности, ручному труду – в зависимости от возраста).
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила хранения таких предметов являются содержанием работы педагогов с родителями.
Необходимо научить ребенка поведению в экстремальных ситуациях в быту (например, уметь пользоваться телефоном в случае пожара, травмы; уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре или проникновении в дом преступников). Дети должны знать телефонные номера близких родственников, ФИО родителей, домашний адрес.
В рамках работы по ознакомлению детей с пожарной безопасностью желательно знакомить их с правилами поведения при эвакуации, проводить учебную эвакуацию, а также устраивать встречи с представителями пожарной части. Данную работу можно проводить через игры, беседы, чтение художественных произведений, загадки, проблемные ситуации.
Особое внимание следует уделить безопасности детей во время игр на воде, на детской площадке. С детьми следует проводить беседы, обсуждать правила, ставить проблемные ситуации.
Для игр и бесед можно подобрать знакомые детям сказки, использовать сказочных персонажей.
Раздел «Бережем свое здоровье»
Необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Педагоги должны способствовать формированию у детей ценностей здорового образа жизни. Для этого детям необходимо рассказать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах. Дети должны осознать, для чего нужно то или иное мероприятие. Дошкольники должны научиться основным культурно-гигиеническим навыкам: мыть руки, чистить зубы, причесываться. Все эти знания даются через игру, беседу, физические упражнения и т. п. Также педагог должен познакомить дошкольника с правилами оказания первой помощи при травмах, с профессиями врачей-специалистов.
Раздел «Безопасность на дорогах и улицах»
В освоении правил дорожного движения значительную роль играет конкретная, четкая речь педагога. Он должен правильно называть направление, местонахождение предметов, использовать пространственную терминологию. Педагог знакомит детей с ПДД, постепенно усложняя требования от возраста к возрасту. Педагог должен постоянно ставить перед детьми новые задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения проявить знания на практике.
Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствуют закрепление навыка движения по улице на прогулке. Единые требования, предъявляемые со стороны педагогов и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.
Раздел «Безопасный отдых на природе»
Следует объяснить детям, что опасности, связанные с природными явлениями также опасны, как и другие опасности. Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует учить детей ответственному и бережному отношению к природе, объясняя при этом, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями. Дети должны знать, что есть ядовитые грибы, и уметь отличать их от съедобных. Для закрепления этих правил можно использовать настольные игры, игры с мячом, наглядный материал, прогулки в парк. Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя при контактах с животными.
К этим разделам можно подобрать различные методы:
• игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
• обучение детей приёмам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
использование художественной литературы, где иллюстрируются опасные ситуации;
• применение видеоматериалов (мультфильмы, DVDфильмы, мультимедийные презентации);
• экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации-загадки.
• участие родителей во всех мероприятиях ДОУ.
Таким образом, формула безопасности гласит:
предвидеть опасность;
при возможности избегать;
при необходимости действовать.