Надежда Чалкова
Методические рекомендации по использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому!», то есть подразумевает, что нам воспитателям необходимо постоянно искать новые формы развития познавательной активности детей.
Темочки:
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
Какие же формы работы по развитию познавательно-исследовательских способностей детей будут наиболее оптимальными? Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познавательные горизонты по данному вопросу?
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является новая форма работы с детьми – лэпбук. Лэпбук - сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга).
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку и сделать такую коллективную папку. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию, что является хорошей подготовкой к школьному обучению.
Цель: использования лэпбука – формирование у дошкольников познавательной активности, поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных способностей в условиях образовательного пространства.
Задачи:
1. Научить дошкольников ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.
2. Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.
3. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.
4. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).
5. Развивать общую моторику детей.
6. Развивать поисково-исследовательские навыки детей.
7. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
Содержание, методы и приемы технологии «лэпбук», как технологии личностно-ориентированного обучения, направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого дошкольника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Лэпбуки можно и нужно мастерить вместе с детьми, потому что совместная работа представляет повышенный интерес для них и является увлекательным рукоделием. А можно сделать и самим взрослым, чтобы использовать их в своей работе. И хоть рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам – 5 лет и выше, когда дети уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки, участие в их изготовлении могут принимать все возрастные группы – от младшей до подготовительной.
Формы занятий – индивидуальные, групповые. С группой детей задания либо распределяются между детьми, учитывая их желания, и потом они все вместе собирают и заполняют одну папку, либо взрослый показывает, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.
Оптимальный размер готового лэпбука – папка А4-А3 в закрытом виде (такой размер идеально подходит, чтобы ребенок мог потом самостоятельно работать с ним (держать его в руках, писать в нем, рисовать и т. д., а после занятий поставить папку на отведенное для неё место). Но размер лепбука может быть и другим, по выбору педагога.
Чтобы родители активно включились в образовательный процесс с детьми, проявили свое творчество в изготовлении лэпбуков, с семьями воспитанников необходимо провести консультации, беседы, показать презентации, так как для большинства родителей это все-таки является новшеством. Так же дети могут взять понравившийся лэпбук домой, и позаниматься с ним в домашней обстановке вместе с родителями.
Выбор тем лэпбуков может исходить из разных источников. Это могут быть и интересные события, происходящие с ребенком, и увлечения детей, и темы недели, и литературные произведения, и мультипликационные герои, и даже просто отдельные предметы (одушевленные или неодушевленные, заинтересовавшие ребенка, и многое другое. Также можно выбрать тему как сообща, так и индивидуально. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Игрушки». А потом каждый ребенок может взять какую-нибудь конкретную любимую игрушку и в своем лэпбуке дать подробную информацию о ней.
Все изготовленные лэпбуки могут способствовать закреплению лексических тем, помогать систематизировать изученный материал, а рассматривание папок в дальнейшем позволит детям быстро освежить в памяти пройденные темы.
На широких просторах интернета можно найти огромное количество информации о применении этой технологии американскими педагогами. Убедившись в преимуществе такой формы работы с детьми, у меня возникла мысль о применении технологии лэпбук на занятиях по физкультуре. Возникла масса сложностей, так как основным минусом в этой методике является время, которое необходимо для сбора информации, обработки, систематизации в соответствии с интересами детей. Но мы решили этот вопрос, а помогли нам в этом родители, которых так же, как и детей заинтересовала данная форма работы.
Создание лепбуков в нашей совместной с детьми работе помогло закрепить и систематизировать ранее изученный материал, а рассматривание папок в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности; свободное общение и перемещение детей во время деятельности; открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Этапы работы над лэпбуком :
1. Выбор темы (тема проекта, тема недели).
2. Составление плана лэпбука.
Необходимо продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. Потом все это рисуется на черновике: листе А4-А3, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы. Дети старшего возраста могут самостоятельно составить план работы.
3. Составление макета лэпбука.
Оформление лэпбука (подбор материала - из чего будут изготавливать, дидактического материала, наглядного и др.). Наполняем Лэпбук.
Собранную информацию по образцу макета складываем, приклеиваем в наш Лэпбук. Для создания лэпбука можно воспользоваться готовыми шаблонами, которые есть в интернете – это экономит время, знакомит новичков с новой формой подачи информации, проще в изготовлении. Если Вы делаете лэпбук самостоятельно, то это дешевле (не все шаблоны бесплатны, это уникально и более творчески, не ограничивается рамками существующего шаблона, больше ценится и бережется детьми, так как создано своими руками.
Вывод:
1. Возраст дошкольников – от 5 лет и выше в случае самостоятельного изготовления лэпбука, в случае работы ребенка совместно со взрослым – от 2 лет.
2. Выбор материалов для изготовления лэпбука – экологически чистый, безопасный, из плотных материалов для многоразового использования.
3. Выбор тематики лэпбука учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
4. Возрастные и индивидуальные особенности детей подразумевают минимальное присутствие текста в оформлении лэпбуков.
5. Формы организации работы с детьми – непосредственно-образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых.
6. Формы организации детей во время работы – индивидуальная, парная, подгрупповая, групповая.
Все детские сады образовательную деятельность организуют согласно основной образовательной программе дошкольного образования, которая реализуется в трех направлениях: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями. В связи с этим тоже можно изготовить лэпбуки согласно тематическому планированию. Например, «Транспорт», «Растительный и животный мир», «Наш город», «История, традиции и культура народов», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Осень», «Зима», «Животные нашего края», «Растения наших лесов», «Домашние животные», «Профессии» и т. д. Можно использовать лепбук для ознакомления с родным краем, чтобы уже начиная с малых лет дети получали знания о своей малой Родине, расширяли кругозор о растениях и животных, растущих и живущих в нашем краю, имели представления о временах года, внешнем виде животных и птиц, закрепляли их различия и сходства, развивали логическое мышление, знали народные праздники, чтобы хоть чуть-чуть показать маленьким ребятам, как можно любить и беречь свой родной край и т. д.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты; это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.
Дети, работая с интерактивными папками, становятся более общительными, чаще проявляют любознательность, инициативу, самостоятельность. Для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования, надо совсем немного – заинтересованность взрослых в развитии детей.
Таким образом, систематическое использование лэпбука в образовательной деятельности, свободный их доступ для детей, проявление устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбуков повышает познавательную активность дошкольников. Применение в ДОУ инновационной технологии «Лэпбук» создает определенные условия для поддержки детской инициативы, посредством чего осуществляется индивидуализация образовательного процесса, а значит, выполняются требования ФГОС ДО.
Список литературы
1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова - М. : Педагогика, 2001.-168 с.
2. Педагогический словарь Т. 1 Изд - во АПН, М., 1960. с. 335 (Статья «Дидактический материал»)
3. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание 2005 - № 12 - с. 6-11
4. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры // О. В. Солнцева - СПб. : Сфера, 2010. - 176 с.