Анна Пантюхова
Методические рекомендации по использованию литературных произведений для организации детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по использованию
литературных произведений для организации детского экспериментирования.
К таким литературным произведениям предъявляется ряд требований:
• Интересный сюжет;
• Соответствие возрасту детей;
• Наличие динамики, загадки, недосказанности;
• Включение в исследование.
Публикация «Методические рекомендации по использованию литературных произведений для организации детского экспериментирования» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Литературная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Сначала читается та часть литературного текста, которая вводит детей в определенную ситуацию. Затем чтение произведения прерывается, и взрослый помогает детям выдвинуть цель «Чем можем помочь и как?», гипотезы (их может быть несколько). Затем следует выбор гипотез для практической проверки, для чего организуется специальная обстановка. Обсуждается полученный результат, реальная возможность применить его в данной ситуации. Далее педагог дочитывает произведение.
Л. Н. Толстой
Галка и кувшин.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Галке нельзя было достать.
Вопросы для обсуждения: Что надо сделать птице? На столе стакан с небольшим количеством воды. Детьми выдвигаются и проверяются разные гипотезы и проводятся эксперименты.
Продолжение чтения: Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.
Ф. Блехер
Обида Пети.
У Веры была узкая вазочка, а у Пети чашка – с широким дном. Мама на кухне насыпала по стакану ягод: Вере в вазочку, а Пете – в чашку. У Веры получилась полная вазочка ягод, а у Пети только полчашки. Вера и говорит Пете:
- У меня ягод больше, чем у тебя.
Петя посмотрел на полную Верину вазочку, обиделся и заплакал.
- Отчего ты плачешь? – спросила мама.
- Ты дала мне ягод меньше, у Веры вон сколько – полная вазочка!
Вопросы для обсуждения:
Должен ли был обидеться Петя и заплакать? Что он должен был сделать, чтобы проверить, поровну ли ягод?
Проводится эксперимент. Детям дается узкая чашка и чашка с широким дном. Дети пересыпают ягоды из одного сосуда в другой, чтобы убедиться, что их поровну.
М. Ильин
Рассказы о вещах (отрывок)
- Что такое картошка? Да ведь это все знают. (Ответы детей).
Вот вы, например, знаете ли, из чего картошка состоит? (Гипотезы детей)
Проводится эксперимент. Сырой картофель трется на терке в кашицу. Затем смешивается в баночке с водой и надо дать жидкости отстояться. На дне баночки получился слой белого вещества. Что это такое? Это крахмал.
Продолжается чтение: - Крахмала в картошке много. Но почему мы его обыкновенно не видим? А, потому, что в картошке, зерна крахмала спрятаны, как на складе, в маленькие кладовые – клеточки. Почему не едят сырую картошку? До крахмала добраться не так - то легко. Нам для этого пришлось картошку тереть теркой. А в желудке такой терки нет. Желудку такая работа не под силу. Вот почему никто сырой картошки не ест. Когда картошку варят, стенки клеточек от нагревания лопаются, и вода проникает в крахмальные зерна. От этого крахмальные зерна разбухают, становятся мягкими.
Если Вы заинтересовались данной работой, рекомендуем прочитать следующие литературные произведения и найти повод для исследовательской деятельности дошкольников:
• Д. Агр «Маленький ежик»;
• С. Георгиев «Две лягушки и одна жаба»;
• М. Ильин «Невидимка»;
• М. Ильин «Снежинка»;
• М. Ильин Е. Сегал «Чудесная кладовая»;
• Леонардо да Винчи «Вода»;
• Н. Носов «Мишкина каша»;
• Дж. Родари «Великий изобретатель».