Лучший педагог года

Методические рекомендации по использованию дидактических игр с использованием занимательного материала

Таисия Каргина
Методические рекомендации по использованию дидактических игр с использованием занимательного материала

Методические рекомендации по использованию дидактических игр с использованием занимательного материала по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников

В целях повышения эффективности обучения элементарной математике детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательного материала мы разработали методические рекомендации для педагогов.

1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) занимательным математическим материалом. В соответствии с ФГОС ДОО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Это также предполагает организацию РППС пообразовательным областям, в том числе «Познавательное развитие» (математический аспект). Образовательный процесс не может осуществляться вне зависимости от условий окружающей действительности. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, одним из компонентов которой является её дидактическая составляющая – предметно-дидактическая среда, должна быть практичной и доступной для восприятия дошкольниками.

На сегодняшний день одна из проблем организации развивающей предметно-пространственной среды – это её однотипность, что ведет к уменьшению интереса у детей к математике. Поэтому воспитателю необходимо встраивать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок активно и увлеченно занимался. Мы предлагаем воспитателям разрабатывать и делать игры и пособия яркими из красочного материала. Для организации самостоятельной деятельности детей в центре математического развития, рекомендуем:

1. Объяснять правила игры, знакомя с общими способами действий, не сообщая детям готовых решений. Стимулировать проявление самостоятельности у детей в играх, стимулировать стремление детей достичь результата.

2. Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети обучаются при этом игровым действиям, способам действий, различным подходам к решению задач. У них развивается уверенность в себе и своих силах, понимание необходимости сосредоточиться, напряженно думать в ходе поисков решения проблемы.

3. Создать элементарную проблемно-поисковую ситуацию в совместной с ребенком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребенок занимает актуальную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.

4. Объединять в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

5. Использовать разнообразные формы организации деятельности в уголке: соревнований, конкурсов на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт, организация вечеров досуга, математических развлечений. Развитие математических представлений будет эффективно только тогда, когда ребенка учат играя. Незаметно для себя дети в процессе игровых действий с занимательным математическим материалом считают, складывают, решают логические задачи т. д.

Возможности организации такой деятельности расширяются при правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды. Именно такая среда позволит ребенку найти занятие по душе, проверить свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослым и сверстниками. В обогащенной РППС у ребенка повысится активность, которая стимулируется свободой выбора. Ребенок играет, исходя из своих интересов, учится не по воле воспитателя, а по собственному желанию, с тем занимательным математическим материалом, который его привлек. В такой среде может быть одновременное включение в познавательную деятельность всех детей группы. Задача педагога при обогащении РППС – создать такую среду, которая вызывала бы у ребенка чувство психологического и эмоционального комфорта. Развивающая среда, достаточно оснащенная занимательным математическим материалом, поможет каждому ребенку найти свой путь в математику, вызвать желание к познанию нового, способствовать развитию математических представлений и личности в целом.

2. Использование занимательного математического материала (математические сказки, математические загадки, задачи-шутки, головоломки) в ООД и в режимных моментах.

Формирование и развитие математических представлений у детей дошкольного возраста должно происходить непрерывно, во всех видах деятельности, а также в режимных моментах. Режимные моменты можно скрасить различными математическими сказками, загадками, задачами– шутками.

Рассмотрим математические сказки. Математическая сказка представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление. Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно рекомендовать следующие математические сказки:

1. «Математические сказки. Пособие для детей 5 — 6 лет. В 2 выпусках» Т. И. Ерофеева, М. Ю. Стожарова.

2. «О короле Кролике и хитром Лисе: Математическая сказка для дошкольников 5–7 лет» А. В. Лукьянова (худ. Душин М. В.).

3. «Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика» Г. В. Сапгир, Ю. П. Луговская.

4. «Учимся считать. Веселое путешествие, или как найти новых друзей и научиться считать до десяти» О. Ю. Горбушин.

Математические сказки могут быть использованы во время подготовки к обеду, когда необходимо снизить двигательную активность детей, настроить на спокойный лад, и одновременно закрепить пройденную на занятии по математическому развитию тему. После прочтения математических сказок необходимо провести беседу, чтобы понять, как дети усвоили материал. Кроме математических сказок, мы рекомендуем использовать математические загадки. Математические загадки можно использовать при проведении таких режимных моментов, как: подготовка к приему пищи, самостоятельная деятельность детей, подготовка к прогулке, прогулка. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

Также при проведении режимных моментов можно использовать такой занимательный математический материал, как задачи-шутки. Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешними условиями, второстепенными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями на прогулке, во время индивидуальной работы с ребенком, т. е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.

Назначение загадок и задач-шуток состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Из всего многообразия занимательных математических материалов особый интерес у детей вызывают головоломки. Они включаются в занятие как одно из средств реализации программных задач, активизации детей, включения их в образовательный процесс. Головоломки используются как при ознакомлении с новым материалом, так и для закрепления уже изученного.

Мы рекомендуем использовать для детей старшего дошкольного возраста головоломки с палочками (спичками). Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате. В основном эти головоломки направлены на знакомство детей с геометрическими фигурами, так как из палочек (спичек) их очень легко составить. Цель таких головоломок: упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом. При проведении головоломок используют: счетные палочки 5 см (15-20 штук на ребенка, 2 толстые нитки длиной 25-30 см. Перед тем, как начать решать головоломку с детьми необходимо вспомнить известные им геометрические фигуры.

Когда дети накопят опыт решения таких головоломок, необходимо усложнить задачу: составление фигур из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой. Например: составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). После выполнения задания рассматривают разные способы пристроения к одному квадрату другого, воспитатель зарисовывает их на доске.

Вопросы для анализа: «Как составил 2 равных квадрата из 7 палочек? Что сделал сначала, что потом? Из скольких палочек составил 1 квадрат? Из скольких палочек пристроил к нему второй квадрат? Сколько потребовалось палочек для составления 2 равных квадратов?». Далее стоит снова усложнить задачу и давать детям задание на преобразование одной фигуры в другую. Цель таких головоломок: упражнять детей в умении решать задачи путем целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения.

Таким образом, использование данных нами рекомендаций позволит облегчить работу воспитателю по формированию и развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, а также позволит создать максимально благоприятные условия для поддержания познавательного интереса у ребенка к математике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова. М. : Просвещение, 2012.-176 с.

2. Баряева, Л. Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л. Б. Баряева. – СПб. : Питер, 2003.– 96 с.

3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2003.-400 с.

4. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения[Текст] / Ф. Н. Блехер. – М. : Просвещение, 2010. – 224с.

5. Блехер Ф. Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. Н. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2010. – №11.– С. 14

6. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, – М. : Просвещение, 1989. – 330 с.

7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : 1991.

8. Гончарова, З. С. Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы) [Текст] / З. С. Гончарова, Е. В. Васютина // Молодой ученый. – 2018. – №33. – С. 125-128.

9. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет [Текст] /Под ред. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991. – 190 с.

10. Козлова, В. А. Дидактические игры по математике для дошкольников[Текст] / В. А. Козлова. – В 3-х книгах: Кн. 2.: Методика. – М., 1996. – 250 с.

11. Колесникова, Е. В. Развитие математического мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Колесникова. – М., 1974.

Публикации по теме:

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Методические рекомендации для родителей «Играем с осенними листочками и развиваемся» с использованием мастер-классаМетодические рекомендации для родителей «Играем с осенними листочками и развиваемся» с использованием мастер-класса Методические рекомендации для родителей в форме консультации: «Играем с осенними листочками и развиваемся» с использованием мастер-класса.

Методическая разработка дидактических игр, игрушек с использованием бросового материала из опыта работы. Часть 2Методическая разработка дидактических игр, игрушек с использованием бросового материала из опыта работы. Часть 2 Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию часть 2 методической разработки по изготовлению игр, игрушек и других поделок из бросового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию дидактических игр с использованием занимательного материала
Опубликовано: 9 августа 2024 в 16:17
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по использованию дидактических игр с использованием занимательного материала» (включая файлы) размещена пользователем Таисия Каргина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД