МААМ-картинки

Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию геометрических представлений у младших дошкольников

Юлия Зубченко
Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию геометрических представлений у младших дошкольников

Анализ научной литературы, педагогического опыта педагогов и результаты проведенного экспериментального исследования его констатирующего этапа позволили нам сформулировать методические рекомендации педагогам и родителям по развитию геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста с использованием природного материала.

Для разработки методических рекомендаций педагогам и родителям мы опирались на следующие принципы:

Принцип гуманистического подхода.

Публикация «Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию геометрических представлений у младших дошкольников» размещена в разделах

Принцип личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании детей.

Принцип сознательности и активности.

Принцип последовательности.

Принцип связи с жизнью.

Принцип доступности.

Принцип интегративного характера обучения.

Принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей.

Принцип равноправного партнерства с семьей.

Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в работе педагогами и родителями для развития геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста с использованием природного материала в непосредственной образовательной деятельности (НОД).

Комплексное сочетание зрительного восприятия с осязательным и кинестетическим в процессе НОД при развитии геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста с использованием природного материала. Приведем некоторые примеры непосредственной образовательной деятельности. На занятии по математике педагог показывает квадрат и спрашивает: «Что это такое?» Дети четырех лет без ошибок называют данную геометрическую фигуру. «А почему ты так думаешь?» («Потому что у него 4 угла и четыре стороны. Потому что форма квадратная».). На что педагог отвечает, что он прилетел с другой планеты и не знает, что такое квадратная форма, и просит детей объяснить, что это такое. Далее педагог просит внимательно посмотреть на стороны квадрата и сказать, какие они. Кроме зрительного восприятия дети, взяв его в руки, эмпирическим (опытным путем) устанавливают их свойства.

Следует отметить, что для детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышления является ведущим, поэтому освоение эталонов формы происходит преимущественно в практической предметной деятельности, где восприятие окружающего мира обеспечивается работой многих анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного, кожно-мышечного). Для закрепления пройденного материала можно предложить вспомнить песенку о квадрате, предложенную В. А. Лаптевой, которую дети могут разучить и спеть ее вместе с педагогом, например:

Четыре есть у нас угла, четыре стороны.

Все стороны равны у нас и все углы равны (28).

На занятиях, в режимных моментах и в различных видах деятельности (игровой, конструктивной, двигательной и др.) можно использовать природный материал, позволяющий закреплять представления о форме предметов и геометрических фигурах. Например, выложить из шишек, каштанов, веточек геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.) в соответствии с формируемыми представлениями. Вылепить из мокрого песка и снега маленькие шары (кубы) с помощью рук или соответствующих форм, тем самым подключив тактильно-двигательные анализаторы для лучшего познания формы, а в зимнее время даже поиграть в снежки. Для детей младшего дошкольного возраста можно предложить следующие игры со снегом: «Снежная баба», «Попади в цель», Снежки», «Снежные пирожки».

На прогулке дети на песке с помощью палочки также могут нарисовать геометрические фигуры или дорисовать, придав им сказочное изображение (солнышко, шарик, колобок, домик, стул, стол и др.). Такие же задания можно предложить выполнить дома с родителями на прогулке, посещая развлекательные центры.

После таких упражнений ребенок, глядя на любой известный объект, будет не только узнавать его, но и думать, что еще можно сказать о нем, как описать, как отличить друг от друга, обладающими такими же свойствами, и какую песенку о нем можно спеть.

Природный материал может использоваться в качестве раздаточного не только на занятиях, но и как дидактический в совместной и самостоятельной деятельности в Центре математики, Центре конструирования и экспериментирования и др. Все это позволит закрепить полученные представления о геометрических фигурах и форме предметов в практической деятельности.

Таким образом, ребенок закрепляет геометрические представление, комплексно сочетая зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и средствами для совместной и самостоятельной деятельности детей, направленными на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигурах (модели геометрических фигур, раздаточный и природный материал, дидактические игры и др.).

В дошкольных образовательных организациях рекомендуется создание различных центров активности (Центр математики, Центр конструирования и экспериментирования и др.). Игровой, дидактический и природный материал для математического центра следует подбирать в соответствии с возрастными характеристиками и уровнем развития детей младшего дошкольного возраста. Перечь этого четко прописан в действующих ООП («Детство», «От рождения до школы», «Истоки» и др.) для дошкольного образования. Также необходимо приобрести и поместить достаточное количество различных моделей (круг, квадрат, треугольник, шар, куб и др., дидактических игр, занимательного материала для того, чтобы в совместной деятельности со сверстниками и самостоятельно дети могли поиграть в эти игры. Для развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов мы рекомендуем в Центре математики размещать следующие материалы: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, дидактический материал М. Монтессори; счетные палочки; природный материал (шишки, каштаны, веточки и др.); дидактические игры («Выбери из коробки», «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Найди свой домик» «Подбери по форме», «Сложи квадрат (треугольник, круг)», «Сложи узор», «Отгадай, что в мешочке», «Продолжи ряд», «Украсим платок», «Найдите свой домик» и др., направленные на развитие геометрических представлений у детей.

На прогулке следует предлагать детям найти предметы квадратной формы, попросить мальчиков палочкой нарисовать на земле (песке) квадраты, а девочек – круги. Уточнить сколько квадратов и кругов они нарисовали. А также найти в окружающей обстановке предметы и определить их форму. Для этого надо заранее подготовить предметы квадратной (платок, коробка и т. д.) и круглой формы (тарелки, пуговицы, бусинки и т. д.). Дидактические игры можно проводить в группе, если позволяет погода на улице. Играя на воздухе, необходимо помнить, что внимание детей неустойчиво, поэтому игры лучше проводить на ограниченной площади (например, в беседке).

В различных центрах активности должен присутствовать и природный материал, собранный детьми, родителями и педагогами в природе, на участке детского сада, где произрастают елки, сосны, каштаны и другие деревья, а также материалы (камушки, ракушки и др., привезенные взрослыми и детьми из летних путешествий. Этот материал также можно использовать в играх со строительным материалом и дидактических, что позволит детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов, в том числе и связанные с формой, величиной, количеством и др. Например, дидактическая игра «Найди свой домик» проводится с целью закрепления представлений о круге и квадрате. Для этой игры нужно два обруча, расположенные на большом расстоянии друг от друга, внутри первого обруча помещается вырезанный из картона квадрат или же сделанный из природного материала (шишек, каштанов, веточек и др., внутри второго – круг. Дети делятся на две группы: у одних в руках квадрат, у других – круг. Дети бегают по комнате (по площадке, по команде воспитателя (удар в бубен, они должны найти свой домик. Те, у кого круг бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат - к обручу с квадратом. Когда дети разбегаются по местам, воспитатель проверяет, правильно ли дети нашли свой домик, уточняет, как называется фигуры и сколько их. При повторном проведении игры, педагог меняет местами фигуры, лежащие внутри круга, или добавляет еще, например, треугольник. Таким образом, закрепляются не только геометрические представления, но и количественные представления в соответствии с их возрастными возможностями и основными принципами развивающего обучения. Мы видим, что здесь происходит внутренняя интеграция в процессе развития геометрических представлений у детей. Младшие дошкольники не только различают предметы по форме, но и уточняют их количество без опоры на счетную деятельность (Много квадратов и кругов) или говорят о точном их количестве, если дети умеют считать.

Математический Монтессори-материал - это особый сенсорный материал для развития чувств ребенка, который также рекомендуется использовать в ДОО и дома. Благодаря своей наглядности и конкретности математические Монтессори-материалы позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции легко и доступно. Математические Монтессори-материалы соответствуют сенсомоторным потребностям ребенка. Монтессори – игрушки можно изготовить самому, и для этого не нужно много средств. Ищущие и творческие родители часто интерпретируют классические материалы, используя самостоятельно изготовленные из обычных игрушек или даже бросового материала. Например, это могут быть «Рамки-вкладыши» и настенные модули, «Геометрический комод», «Геометрические тела» и др., которые применяются для закрепления геометрических фигур и формы предметов у детей 3-4 лет.

Организуя работу с природным материалом, очень важно в Центре математики, Центре чтения художественной литературы и др. иметь подборку произведений художественной литературы, математические песенки, малые фольклорные жанры, с помощью которых дети будут закреплять полученные представления через чтение разнообразной литературы и песенки, сочиненные на математические темы.

Педагогу следует помнить, что ребенок должен преодолевать посильные трудности для того, чтобы обеспечить ему ситуацию успеха и психологический комфорт в процессе учения, уверенность в своих силах и радость от достигаемых результатов.

Равноправное партнерство с семьей в развитии геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования природного материала. Данная рекомендация подчеркивает важность позиции непосредственной, личностной причастности к проблемам ребенка со стороны образовательного учреждения и педагогов и активной заинтересованности в разрешении этих проблем, равной с родителями ответственности за судьбу растущего человека; акцентирует внимание на необходимости культивирования равноправных отношений с семьей в воспитательной деятельности (взамен позиции «сверху-вниз»); предполагает активное включение родителей как полномочных субъектов этой деятельности в образовательный процесс.

В рамках нашей проблемы исследования родители не только помогут обогатить математический центр различным дидактическим и природным материалом, но и актуализировать полученные представления о форме предметов и геометрических фигурах в условиях семьи. Например, одевая сына на прогулку, мама кладет ему носовой платок и говорит: «Какой он красивый! А какой же он формы?» (Квадратная) «А что еще может быть квадратной формы?» (Правильно, розетки, подставка для сковороды и др.). Не забудьте обследовать эти предметы пальчиками, ощутить стороны и углы. Сравнить его с кругом (треугольником). Гуляя в лесу дети могут собрать природный материал и выложить из него геометрические фигуры, а также с помощью палочки нарисовать их или дорисовать другой предмет. Например, нарисовав треугольник, ребенок может его дорисовать и превратить в воздушного змея или флажок.

Среди любимых игрушек у ребенка, конечно же, есть и кубики и мячи. Их вы тоже можете использовать и закреплять форму (шар, куб, выделять их свойства: катится - не катится, имеет углы или нет т. д. Круг можно нарисовать, а шар вылепить из мокрого песка или же из снега (пластилина, глины). С целью упражнения в различении и назывании геометрических фигур можно организовать с ребенком игру, где используется природный материал. Так в дидактической игре «Выкладывание орнамента» дети могут из природного материала (шишек, каштанов, веточек) выложить орнамент, предложенный родителями, тем самым закрепив не только геометрические фигуры, но и их количество.

Воспитатели, в свою очередь, должны повышать компетентность родителей, организуя беседы, стендовые консультации, онлайн-консультации, выставки наглядных пособий, мастер-классы, семинары-практикумы и другие формы. Совместная деятельность с семьей по вопросам развития геометрических представлений у младших дошкольников и использования при этом разнообразных средств, одним их которых является природный материал, поможет актуализировать полученные знания детей и применить их в практической деятельности. Совместная образовательная деятельность родителей и детей, включающая использование разнообразных дидактических игр (интеграция образовательных областей и разделов программы «Количество и счет», «Форма» и «Величина», может быть организована и в проводимых ДОО вечерах, выставках наглядных пособий и др.

Таким образом, представленные методические рекомендации педагогам и родителям помогут детям младшего дошкольного возраста освоить геометрические представления с использованием природного материалы в ДОО и актуализировать их в условиях семьи.

Публикации по теме:

Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников. Цель: формирование математических.

Ягодотерапия для дошколят. Рекомендации родителям дошкольниковЯгодотерапия для дошколят. Рекомендации родителям дошкольников «Ягодотерапия для дошколят»Рекомендации родителям дошкольников. Лето для детей - время игр и веселья, а это требует серьезных затрат энергии.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Разработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группеРазработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группе Формирование представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник» Цель занятия: Формирование умения сравнивать и различать.

Методические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиковМетодические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиков Фанфик, и с чем его едятСегодня я попробую рассказать вам ещё об одном приёме приобщения детей к литературе. Способе, который, сделает их.

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические рекомендации родителям на май во второй младшей группе по теме «Этот День Победы» и «Моя малая Родина»Методические рекомендации родителям на май во второй младшей группе по теме «Этот День Победы» и «Моя малая Родина» Сидим дома. Методические рекомендации для родителей на неделю (06.05.2020 – 08.05.2020) во 2 младшей группе Тема недели «Этот День победы…».

Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Развитие понимания речи Учить ребёнка находить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию геометрических представлений у младших дошкольников
Опубликовано: 15 декабря 2021 в 19:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию геометрических представлений у младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Зубченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД