Юлия Зубченко
Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию геометрических представлений у младших дошкольников
Анализ научной литературы, педагогического опыта педагогов и результаты проведенного экспериментального исследования его констатирующего этапа позволили нам сформулировать методические рекомендации педагогам и родителям по развитию геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста с использованием природного материала.
Для разработки методических рекомендаций педагогам и родителям мы опирались на следующие принципы:
Принцип гуманистического подхода.
Публикация «Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию геометрических представлений у младших дошкольников» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Принцип личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании детей.
Принцип сознательности и активности.
Принцип последовательности.
Принцип связи с жизнью.
Принцип доступности.
Принцип интегративного характера обучения.
Принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей.
Принцип равноправного партнерства с семьей.
Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в работе педагогами и родителями для развития геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста с использованием природного материала в непосредственной образовательной деятельности (НОД).
Комплексное сочетание зрительного восприятия с осязательным и кинестетическим в процессе НОД при развитии геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста с использованием природного материала. Приведем некоторые примеры непосредственной образовательной деятельности. На занятии по математике педагог показывает квадрат и спрашивает: «Что это такое?» Дети четырех лет без ошибок называют данную геометрическую фигуру. «А почему ты так думаешь?» («Потому что у него 4 угла и четыре стороны. Потому что форма квадратная».). На что педагог отвечает, что он прилетел с другой планеты и не знает, что такое квадратная форма, и просит детей объяснить, что это такое. Далее педагог просит внимательно посмотреть на стороны квадрата и сказать, какие они. Кроме зрительного восприятия дети, взяв его в руки, эмпирическим (опытным путем) устанавливают их свойства.
Следует отметить, что для детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышления является ведущим, поэтому освоение эталонов формы происходит преимущественно в практической предметной деятельности, где восприятие окружающего мира обеспечивается работой многих анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного, кожно-мышечного). Для закрепления пройденного материала можно предложить вспомнить песенку о квадрате, предложенную В. А. Лаптевой, которую дети могут разучить и спеть ее вместе с педагогом, например:
Четыре есть у нас угла, четыре стороны.
Все стороны равны у нас и все углы равны (28).
На занятиях, в режимных моментах и в различных видах деятельности (игровой, конструктивной, двигательной и др.) можно использовать природный материал, позволяющий закреплять представления о форме предметов и геометрических фигурах. Например, выложить из шишек, каштанов, веточек геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.) в соответствии с формируемыми представлениями. Вылепить из мокрого песка и снега маленькие шары (кубы) с помощью рук или соответствующих форм, тем самым подключив тактильно-двигательные анализаторы для лучшего познания формы, а в зимнее время даже поиграть в снежки. Для детей младшего дошкольного возраста можно предложить следующие игры со снегом: «Снежная баба», «Попади в цель», Снежки», «Снежные пирожки».
На прогулке дети на песке с помощью палочки также могут нарисовать геометрические фигуры или дорисовать, придав им сказочное изображение (солнышко, шарик, колобок, домик, стул, стол и др.). Такие же задания можно предложить выполнить дома с родителями на прогулке, посещая развлекательные центры.
После таких упражнений ребенок, глядя на любой известный объект, будет не только узнавать его, но и думать, что еще можно сказать о нем, как описать, как отличить друг от друга, обладающими такими же свойствами, и какую песенку о нем можно спеть.
Природный материал может использоваться в качестве раздаточного не только на занятиях, но и как дидактический в совместной и самостоятельной деятельности в Центре математики, Центре конструирования и экспериментирования и др. Все это позволит закрепить полученные представления о геометрических фигурах и форме предметов в практической деятельности.
Таким образом, ребенок закрепляет геометрические представление, комплексно сочетая зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и средствами для совместной и самостоятельной деятельности детей, направленными на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигурах (модели геометрических фигур, раздаточный и природный материал, дидактические игры и др.).
В дошкольных образовательных организациях рекомендуется создание различных центров активности (Центр математики, Центр конструирования и экспериментирования и др.). Игровой, дидактический и природный материал для математического центра следует подбирать в соответствии с возрастными характеристиками и уровнем развития детей младшего дошкольного возраста. Перечь этого четко прописан в действующих ООП («Детство», «От рождения до школы», «Истоки» и др.) для дошкольного образования. Также необходимо приобрести и поместить достаточное количество различных моделей (круг, квадрат, треугольник, шар, куб и др., дидактических игр, занимательного материала для того, чтобы в совместной деятельности со сверстниками и самостоятельно дети могли поиграть в эти игры. Для развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов мы рекомендуем в Центре математики размещать следующие материалы: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, дидактический материал М. Монтессори; счетные палочки; природный материал (шишки, каштаны, веточки и др.); дидактические игры («Выбери из коробки», «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Найди свой домик» «Подбери по форме», «Сложи квадрат (треугольник, круг)», «Сложи узор», «Отгадай, что в мешочке», «Продолжи ряд», «Украсим платок», «Найдите свой домик» и др., направленные на развитие геометрических представлений у детей.
На прогулке следует предлагать детям найти предметы квадратной формы, попросить мальчиков палочкой нарисовать на земле (песке) квадраты, а девочек – круги. Уточнить сколько квадратов и кругов они нарисовали. А также найти в окружающей обстановке предметы и определить их форму. Для этого надо заранее подготовить предметы квадратной (платок, коробка и т. д.) и круглой формы (тарелки, пуговицы, бусинки и т. д.). Дидактические игры можно проводить в группе, если позволяет погода на улице. Играя на воздухе, необходимо помнить, что внимание детей неустойчиво, поэтому игры лучше проводить на ограниченной площади (например, в беседке).
В различных центрах активности должен присутствовать и природный материал, собранный детьми, родителями и педагогами в природе, на участке детского сада, где произрастают елки, сосны, каштаны и другие деревья, а также материалы (камушки, ракушки и др., привезенные взрослыми и детьми из летних путешествий. Этот материал также можно использовать в играх со строительным материалом и дидактических, что позволит детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов, в том числе и связанные с формой, величиной, количеством и др. Например, дидактическая игра «Найди свой домик» проводится с целью закрепления представлений о круге и квадрате. Для этой игры нужно два обруча, расположенные на большом расстоянии друг от друга, внутри первого обруча помещается вырезанный из картона квадрат или же сделанный из природного материала (шишек, каштанов, веточек и др., внутри второго – круг. Дети делятся на две группы: у одних в руках квадрат, у других – круг. Дети бегают по комнате (по площадке, по команде воспитателя (удар в бубен, они должны найти свой домик. Те, у кого круг бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат - к обручу с квадратом. Когда дети разбегаются по местам, воспитатель проверяет, правильно ли дети нашли свой домик, уточняет, как называется фигуры и сколько их. При повторном проведении игры, педагог меняет местами фигуры, лежащие внутри круга, или добавляет еще, например, треугольник. Таким образом, закрепляются не только геометрические представления, но и количественные представления в соответствии с их возрастными возможностями и основными принципами развивающего обучения. Мы видим, что здесь происходит внутренняя интеграция в процессе развития геометрических представлений у детей. Младшие дошкольники не только различают предметы по форме, но и уточняют их количество без опоры на счетную деятельность (Много квадратов и кругов) или говорят о точном их количестве, если дети умеют считать.
Математический Монтессори-материал - это особый сенсорный материал для развития чувств ребенка, который также рекомендуется использовать в ДОО и дома. Благодаря своей наглядности и конкретности математические Монтессори-материалы позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции легко и доступно. Математические Монтессори-материалы соответствуют сенсомоторным потребностям ребенка. Монтессори – игрушки можно изготовить самому, и для этого не нужно много средств. Ищущие и творческие родители часто интерпретируют классические материалы, используя самостоятельно изготовленные из обычных игрушек или даже бросового материала. Например, это могут быть «Рамки-вкладыши» и настенные модули, «Геометрический комод», «Геометрические тела» и др., которые применяются для закрепления геометрических фигур и формы предметов у детей 3-4 лет.
Организуя работу с природным материалом, очень важно в Центре математики, Центре чтения художественной литературы и др. иметь подборку произведений художественной литературы, математические песенки, малые фольклорные жанры, с помощью которых дети будут закреплять полученные представления через чтение разнообразной литературы и песенки, сочиненные на математические темы.
Педагогу следует помнить, что ребенок должен преодолевать посильные трудности для того, чтобы обеспечить ему ситуацию успеха и психологический комфорт в процессе учения, уверенность в своих силах и радость от достигаемых результатов.
Равноправное партнерство с семьей в развитии геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования природного материала. Данная рекомендация подчеркивает важность позиции непосредственной, личностной причастности к проблемам ребенка со стороны образовательного учреждения и педагогов и активной заинтересованности в разрешении этих проблем, равной с родителями ответственности за судьбу растущего человека; акцентирует внимание на необходимости культивирования равноправных отношений с семьей в воспитательной деятельности (взамен позиции «сверху-вниз»); предполагает активное включение родителей как полномочных субъектов этой деятельности в образовательный процесс.
В рамках нашей проблемы исследования родители не только помогут обогатить математический центр различным дидактическим и природным материалом, но и актуализировать полученные представления о форме предметов и геометрических фигурах в условиях семьи. Например, одевая сына на прогулку, мама кладет ему носовой платок и говорит: «Какой он красивый! А какой же он формы?» (Квадратная) «А что еще может быть квадратной формы?» (Правильно, розетки, подставка для сковороды и др.). Не забудьте обследовать эти предметы пальчиками, ощутить стороны и углы. Сравнить его с кругом (треугольником). Гуляя в лесу дети могут собрать природный материал и выложить из него геометрические фигуры, а также с помощью палочки нарисовать их или дорисовать другой предмет. Например, нарисовав треугольник, ребенок может его дорисовать и превратить в воздушного змея или флажок.
Среди любимых игрушек у ребенка, конечно же, есть и кубики и мячи. Их вы тоже можете использовать и закреплять форму (шар, куб, выделять их свойства: катится - не катится, имеет углы или нет т. д. Круг можно нарисовать, а шар вылепить из мокрого песка или же из снега (пластилина, глины). С целью упражнения в различении и назывании геометрических фигур можно организовать с ребенком игру, где используется природный материал. Так в дидактической игре «Выкладывание орнамента» дети могут из природного материала (шишек, каштанов, веточек) выложить орнамент, предложенный родителями, тем самым закрепив не только геометрические фигуры, но и их количество.
Воспитатели, в свою очередь, должны повышать компетентность родителей, организуя беседы, стендовые консультации, онлайн-консультации, выставки наглядных пособий, мастер-классы, семинары-практикумы и другие формы. Совместная деятельность с семьей по вопросам развития геометрических представлений у младших дошкольников и использования при этом разнообразных средств, одним их которых является природный материал, поможет актуализировать полученные знания детей и применить их в практической деятельности. Совместная образовательная деятельность родителей и детей, включающая использование разнообразных дидактических игр (интеграция образовательных областей и разделов программы «Количество и счет», «Форма» и «Величина», может быть организована и в проводимых ДОО вечерах, выставках наглядных пособий и др.
Таким образом, представленные методические рекомендации педагогам и родителям помогут детям младшего дошкольного возраста освоить геометрические представления с использованием природного материалы в ДОО и актуализировать их в условиях семьи.