диана тур
Методические рекомендации «Обучение детей раннего возраста пальчиковому рисованию и рисованию тычком»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Рисование - это вид продуктивной деятельности, который позволяет отображать впечатления, представления о природе, социуме, искусстве и о себе с помощью красящих средств на любой плоскости.
Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребёнка.
Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребёнка – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью.
Публикация «Методические рекомендации „Обучение детей раннего возраста пальчиковому рисованию и рисованию тычком“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобь развить у каждого воситанника творческие сособности, заложеннье риродой, едагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, знать особенности методики исользования изобразительньх техник на занятия о рисованио, владеть изобразительньми навьками и умениями.
Данные рекомендации разработаны для воспитателей дошкольных образовательных организаций, занимающихся с детьми раннего возраста.
1. Обучение рисованию в раннем возрасте
1.1. Значение обучения рисованию в раннем возраста
Почему все дети любят рисовать? Как правило, рисовать они начинают даже раньше, чем говорить. Причем для них важен сам процесс: рука движется, оставляет след, остановилась, ничего не происходит. Наши дети-исследователи, мыслители и открыватели.
Занятие рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка, которое воспитывает в нем много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, способность мыслить. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.
Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
Особенно важна связь рисования с мышлением, так как в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязательные анализаторы.
Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, воображать.
Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их (цвет, форма, движение, у него формируются первые представления. Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, дает свободу для самовыражения.
1.2. Характеристика техник рисования в раннем возрасте
Учитывая возрастные особенности детей 2-3 лет, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать следующие техники и приемы: рисование пальчиками, рисование с использованием поролона, рисование ватными палочками, рисование полусухой жесткой кистью.
Рисование пальчиками
Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Рисование с использованием тычка из поролона
Использование при рисовании поролона позволяет передать шероховатость изображаемого, пушистость, объёмность.
Очень хорошо рисовать таким способом пушистых зверей, снег, облако, а можно очень легко закрасить фон.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Можно вырезать из поролона штампы разной формы (круг, квадрат, треугольник). Ими легко нарисовать елочку, снеговика, домик и др.
Рисование ватными палочками
Для этого метода достаточно взять ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Этим методом можно нарисовать листья на деревьях, падающий снег или дождь, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.
Способ получения изображения: окунуть палочку в густую краску, дальше принцип нанесения точек. Можно палочкой обводить по контуру используя ее вместо кисти.
Рисование полусухой жесткой кистью
Этим способом можно изобразить «пушистость» изображения, например шерсть зверей или хвою елки или сосны.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисточку и держа её вертикально делает тычки по линии контура, не оставляя промежутков между тычками. Затем произвольными тычками закрашивает внутри контура.
1.3. Особенности обучения рисованию детей раннего возраста
Для успешного проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная его подготовка, которая складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения воспитателя, подготовленности самого воспитателя.
Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе.
Педагогу следует сидеть за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребёнку.
В ситуации индивидуального занятия педагог не предлагает ребёнку заготовку для рисунка, а рисует основные элементы у него на глазах.
В начале длительность занятий составляет 10мин, постепенно её можно увеличить.
Чтобы закрепить навыки малышей, один сюжет можно использовать несколько раз.
Можно давать задание на дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с родителями.
В соответствии с особенностями детей раннего возраста, активно используются различные приемы приемы. Обыгрывание сюжета будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождение рисования эмоциональным комментарием, обыгрывание готовых рисунков. Используются также стихи, загадки, потешки и т. д. Такие приемы обучения помогают заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создают необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.