Получи документы

Методические рекомендации «ТОП упражнения выполняем — настроение поднимаем»

Людмила Орлова
Методические рекомендации «ТОП упражнения выполняем — настроение поднимаем»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах применения телесно-ориентированных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

• вызвать интерес к методу телесно-ориентированной терапии и способствовать использованию его в практической деятельности с детьми;

• познакомить с теоретическими вопросами метода телесно-ориентированной терапии;

• представить практическое применение телесно-ориентированного метода в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ.

Публикация «Методические рекомендации „ТОП упражнения выполняем — настроение поднимаем“» размещена в разделах

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Известно, что Телесно-Ориентированная Практика – прогрессивное направление современной психологии, приобретающее все большую популярность в быстро развивающемся мире. В основе работы – принцип единства телесных и психических проявлений. Нет таких эмоций, которые не отражались бы в теле.

Телесно-ориентированная терапия – техника психологической коррекции для детей через физическую активность, выполнение определенных упражнений для выявления чувств, эмоций, взаимодействия с окружающим миром. Дети выполняют простые движения, снимают мышечно-эмоциональные зажимы.

Основные цели телесно-ориентированных методов : достижение состояния расслабления, психическое и физическое оздоровление.

Основателем телесной психотерапии является австрийский психолог Вильгельм Райх. Он утверждал, что мышечный панцирь организуется в семь основных защитных сегментов с удерживаемыми эмоциями:

• область глаз (страх);

область рта: мышцы подбородка, горла и затылка (гнев);

• область шеи (раздражение);

• грудная клетка (смех, печаль, страсть);

• область диафрагмы (ярость);

• мышцы живота (злость, неприязнь);

• область таза (возбуждение, удовольствие)

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

СЕГМЕНТ «ГЛАЗА»

Эффект защитного сегмента в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз. Распускание мышц происходит посредством возможно большего раскрывания глаз, выполнения вращательных движений глазами, мобилизации мышц век и лба.

Упражнение «День-ночь» (для детей 3-х лет). «Ночь» - ребенок закрывает глаза, «день» - открывает.

Упражнение «Бабочка» (для детей 3-х лет).

Летела бабочка, летела (ребенок моргает глазками,

Устала, на цветочек села (жмурится).

Посидела, отдохнула (жмурится,

И снова упорхнула (ребенок моргает глазками). (автор Радченко Н.)

Упражнение «Веселая неделька» (для детей 6-7 лет).

Всю неделю по порядку,

Глазки делают зарядку:

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.

Во вторник часики-глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глаза.

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.

В пятницу мы не зевали:

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.

В воскресенье будем спать,

А потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

СЕГМЕНТ «РОТ»

Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла, затылка. Защитный сегмент удерживает гнев, крик, плач, кусание, сосание, гримасничанье. Распускание происходит за счет имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, сосания и путем прямого воздействия на эти мышцы.

Упражнение «Воздушный поцелуй» (для детей от 3-х лет). Покажите ребенку, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2—5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2—5 раз.

Научите ребенка посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы он чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже:

1-й вариант: посылайте воздушные поцелуи разным вещам вокруг, при этом сильно и с напряжением вытягивая губы.

2-й вариант: дети, стоя в кругу, посылают по очереди воздушные поцелуи.

Упражнение «Бульдог» (для детей от 4-х лет). Выдвинуть и удержать нижнюю челюсть. Медленно выдвигать до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 секунд, затем медленно установить в исходное положение, постепенно увеличивать время до 60 секунд

Бульдог – чемпион по кусанию.

Кусается по расписанию:

До завтрака, для подготовки,

Кусает калоши в кладовке.

Упражнение «Улыбка, хоботок, бегемотик» (для детей от 4-х лет).

Улыбается ребёнок,

Хобот вытянул слонёнок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

«Улыбка». Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так : кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и» : «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.

«Хобот». Вытянуть губы «хоботком», напрячь их и произнести звук «у». Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот.

«Бегемот». Широко открыв свой рот. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка у передних зубов. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а» : «а-а-а» - губы и язык примут нужное положение.

Обратите внимание! Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.

СЕГМЕНТ «ШЕЯ»

Сегмент включает глубокие мышцы шеи, язык. Удерживает крик, плач. Распускание происходит посредством криков, плача и путем воздействия на мышцы языка и шеи.

Упражнение «Стану я немножко выше…» (для детей от 3-х лет). сидя на стуле, ребенок должен выдвинуть подбородок вперед и приподнять его. Изо всех сил напрячь мышцы шеи и подбородка.

Стану я немножко выше —

Всё на столике увижу!

Потянусь, достать сумею…

А пока тяну я шею.

Упражнение «Лев» (для детей от 5-ти лет). Сесть на пятки, согнув колени. Упор прямыми руками перед собой, высунуть как можно дальше язык. Дыхание через рот, ощущая, как воздух движется над корнем языка.

У него такая пасть,

В ней легко навек пропасть.

Недругов всех одолев,

В джунглях правит грозный лев.

Упражнение «Любопытная Варвара» (для детей от 5-ти лет). И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо.

А потом опять вперед

Тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дальше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

А Варвара смотрит вверх

Дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно

Расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

А теперь посмотрим вниз

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно

Расслабление приятно!

СЕГМЕНТ «ГРУДЬ»

Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживанием дыхания подавляется любая эмоция. Распускание достигается через полный выдох и путем воздействия на мышцы рук.

Упражнение «Плечики» (для детей от 3-х лет). Поднять плечи, втягивая голову. Держать плечи напряженными, задержать дыхание. Затем опустить плечи. Вдох, выдох. Повторить 2 раза.

Есть у человечика

Два красивых плечика.

Когда чего-то мы не знаем,

Мы плечиками пожимаем!

Упражнение «Шалтай-Болтай» (для детей от 4-х лет). Поворачиваете туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклониться вниз.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Упражнение «Боксер» (для детей от 5-ти лет). Поработать, например, используя подушку (или боксерскую грушу, над нанесением ударов.

Удар, удар, ещё удар,

Опять удар – и вот:

(имя и фамилия ребенка)

проводит апперкот.

В честной драке я не струшу,

Защищу своих сестер.

Бью на тренировке грушу,

Потому, что я боксер.

СЕГМЕНТ «ДИАФРАГМА»

Сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Скованность выражается в выгнутом вперед позвоночнике, когда человек лежит, между нижней частью спины и плоскостью остается значительный промежуток. Выдох у него труднее вдоха. «Панцирь» удерживает сильный гнев. Освобождение от «панциря» идет через работу с дыханием и рвотный рефлекс (для детей используется имитация подобных движений).

Упражнение «Качели» (для детей от 3-х лет).

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребёнку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох,

Качели вниз (выдох,

Крепче ты, дружок, держись.

Упражнение «Бегемотик» (для детей от 4-х лет). Ребёнок, находящийся в положении лёжа, кладёт ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

В играх «Качели» и «Бегемотик» вдох и выдох производится через нос.

Упражнение «Змея» (для детей от 5-ти лет). Лечь лицом вниз, подбородок на полу, ладони упереть в пол около плеч. Вдохнуть, упереться руками, изгибая спину как можно больше, и медленно поднять голову, глядя вверх. Удерживать бедра на полу. Задержаться в этом положении на 10 секунд, затем, медленно выдыхая, возвратиться в исходное положение, произнеся «ш-ш-ше». Отдохнуть и повторить упражнение 2 раза.

Змея шипит, шипит, шипит,

Полгода учит алфавит,

Устала бедная уже,

А знает только букву -

Ш-Ш-Ше. (автор Т. Чудинова)

СЕГМЕНТ «ЖИВОТ»

Сегмент включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Когда верхние сегменты проработаны, сегмент живота распускается легко.

Массаж живота мячом (для детей от 3-х лет). Лечь на пол. Положить мяч себе на живот и катать его по животу, слегка нажимая, чтобы почувствовать его прикосновение.

Я мячом круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево – как хочу.

Упражнение «Великан и карлик» (для детей от 4-х лет). Ребенок садится на пол, сложив ноги перед собой, ступня к ступне. Руки положить на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. По команде «Великан» ребенок набирает полную грудь воздуха, плечи расправить, голову гордо поднять вверх; по команде «Карлик» : на выдохе опуститься вниз, прижаться головой к ступням.

Упражнение «Самолёт» (для детей от 5-ти лет). Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом:

Самолётик-самолёт

(ребенок разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Ж-ж-ж (делает поворот вправо)

Ж-ж-ж (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Ж-ж-ж (делает поворот влево)

Ж-ж-ж (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза.

СЕГМЕНТ «ТАЗ»

Сегмент включает мышцы таза и нижних конечностей (коленный сустав, голень и стопы с пальцами ног). Чем сильнее панцирь, тем более таз отведен назад, а ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит для подавления возбуждения, гнева, удовольствия. Распускание идет за счет мобилизации мышц таза и ног.

Упражнение «Стрекоза» (для детей от 4-х лет). Сидя на полу, ноги вместе прямые. Вытянуть носки ног вперед, руки прямые в стороны, задержать такое положение на 30 с.

Ах, какая стрекоза!

Только крылья да глаза!

В воздухе трепещет

И на солнце блещет. (автор Н. Губская)

Упражнение «Серебряное копытце» (для детей от 5-ти лет). Стоя на одной ноге, другой «бить копытцем», руки на поясе. Сменить положение ног и повторить упражнение 2 раза.

Вот вскочил на крышу козлик,

Снова бить копытцем стал,

Камни, искры сыплет возле,

Долго бил, не уставал.

Упражнение «Поза кузнечика» (для детей от 5-ти лет). Лечь на живот, вытянуться, руки положить вдоль туловища, кисти сжать в кулаки у бедер. Крепко упираясь кулаками, поднять выпрямленную правую ногу и удерживать ее в таком положении. Медленно опустить правую ногу и поднять левую. Сильно упираясь кулаками в пол, поднять обе ноги, удерживая их прямыми. Медленно опустить ноги, задержав движение на несколько секунд, когда ноги почти коснутся пола. Полностью расслабиться. Выполнение этой позы, нормализующей работу органов брюшной полости и таза и улучшающей их кровоснабжение, рекомендуется с 4-5 лет.

Я кузнечик-озорник!

Прыгать с детства я привык.

Мне поставил тренер пять.

Значит повод – поскакать. (автор Евдокимова И.)

ТЕХНИКА «ТРЯСКА» [6] :

«Тряска – древняя практика, она энергезирует, «распускает» мышечные блоки, высвобождая и выводя на поверхность заблокированную энергию. Кроме того, если дать телу качественно потрястись, ум успокаивается, центрируется.

В животном мире тряска (активное дрожание) помогает животным сбросить телесное напряжение после переживания сильного стресса (опасности). Некоторые авторы пишут, что именно поэтому у животных не бывает язвы желудка».

Упражнение «Тряска» (для детей от 6-ти лет). Стоя, вибрировать (трясти) поочередно правой рукой, затем правой ногой, левой рукой, левой ногой в течение 15 с каждой частью тела. Затем начинаем слегка подпрыгивать и потряхивать обеими руками в течение 15 с.

Упражнение «Вибрация» (автор известный японский целитель Кацудзо Ниши) или «Таракан» (для детей от 6-ти лет). Лечь на спину на любой твердой поверхности, руки и ноги вытянуты, взгляд направлен вверх. Под шею стоит подложить валик, что, по мнению Ниши, существенно снизит нагрузку на шейные позвонки. Поднять вверх руки и ноги. Ступни ног параллельны твердой поверхности, пальцы рук смотрят вверх. Вибрировать (трясти) руками и ногами одновременно.

Упражнение «Золотая рыбка» (для детей от 6-ти лет). выполняется лежа на полу. Руки необходимо во всю длину закинуть за голову, ноги вытянуть, ступни опереть на пятки перпендикулярно телу, носки вытянуть к лицу. Выполняя упражнение, нужно несколько раз потянуться вперед поочередно левой и правой пятками, как бы растягивая позвоночник. Затем положить руки под голову и начать вибрировать всем телом, наподобие, рыбке, плывущей в воде.

РАЗМИНКА И ИГРЫ

Разминка «Лесные жители проснулись» (для детей от 3-х лет).

Гномики проснулись, сладко потянулись (потянуться).

Нос, рот, голова, уши, щеки, лоб, глаза,

(руками касаемся частей тела,

Плечи, плечи, шея, грудь –

Не забыть бы что-нибудь!

Ноги: топ-топ, (топнуть)

Руки: хлоп-хлоп (хлопнуть).

Раз – туда, (правая рука – в сторону)

Раз – сюда (левая рука – в сторону).

Это – «нет» (покачать головой,

Это – «да» (покачать головой).

Гномики умылись (показать,

Встать не поленились.

Вышли гномы на крыльцо (открываем дверь,

Солнце светит им в лицо

(подняли голову, зажмурили глаза,

Зайцы в гости к ним спешат (шагаем,

В барабаны все стучат ( шагаем и стучим в барабаны: руки согнуты в локтях, запястья напряжены, имитируем барабанную дробь).

Пошумели, постучали,

В гости всех друзей созвали!

Игра «Посудомоечная машина» (для детей от 5-ти лет). Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый ребенок становится «посудой» (называет предмет посуды, последний – «сушилкой». «Посуда» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующий «предмет посуды».

Игра «Тигры, мыши и слоны» (для детей от 6-ти лет). Участники делятся на две равные команды, каждая выбирает, каких животных будет изображать. «Тигры» : руки вытянуты вперед, угрожающе рычат; «мыши» : движутся присев, руки на голове подрагивают, как ушки, негромко попискивают; «слоны» : наклонены вперед, сложенные руки раскачиваются, словно хобот, трубят. Выигрывает та команда, чей зверь может прогнать другого: тигр прогоняет мышь, слон – тигра, мышь – слона. Чтобы определиться, каждая команда собирается у противоположной стены, в течение минуты договаривается и начинает громко считать до трех. На счет «три» все принимают образ выбранного животного, и тогда становится ясно, кто победил. Если выборы команд совпали, приходится переигрывать.

Игра «Броуновское движение» (для детей от 6-ти лет). Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Игра «Аплодисменты» (для детей от 6-ти лет). Ведущий задает детям вопросы и предлагает выполнить движение, если они положительно отвечают на него, остальные дети аплодируют.

Поднимите правую руку у кого светлые волосы.

Поднимите левую руку у кого есть сестра или брат.

• Разведите руки в стороны, кто любит животных.

• Закиньте руки за голову, кто по утрам любит поспать.

Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.

• Закройте руками глаза, кто много плачет.

• Наклонитесь вправо, кто любит, когда ему читают книги.

• Наклонитесь влево, кто любит рисовать.

• Опустите голову вниз, кто любит конфеты.

• Присядьте, кто хочет пойти в школу.

• Похлопайте в ладоши, кто люби играть.

Заключение

Надеюсь, что полученный вами опыт будет успешно реализован в практической деятельности с детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. https://azps.ru/training/kit/panziri.html

2. https://gcro.nios.ru/system/files/telesnaya_praktika_bublik_a.v_1.pdf Презентация

3. https://psyera.ru/2453/uprazhneniya-po-telesno-orientirovannoy-terapii

4. https://www.detkin-club.ru/custom_2/189451?special=1

5. https://bibneva.ru/telesno-orientirovannaya-terapiya-u-detej-s-ovz/

6. https://econet.ru/articles/154535-vibratsionnye-uprazhneniya-treniruem-myshtsy-i-ochischaem-sosudy Техника «Тряска»

7. https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-vysockogo-o-sporte

8. https://stihomaniya.ru/korotkie-stihi-pro-sobaku-dlya-detej/

9. https://u.to/a2YpGw

10. https://u.to/r2YpGw

11. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М. : Книголюб, 2004.

12. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике: Составитель В. Ю. Баскаков. – М., 1992.

Публикации по теме:

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации при разучивании песни «Праздничная» Методические рекомендации при разучивании песни "Праздничная" музыка Т. Попатенко, слова Е. Найденовой. Диапазон песни: ля - ми Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Флажки» Методичесукие рекомендации при разучивании песни "Флажки" музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой. Диапазон песни: ми - си Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Кошка» Методические рекомендации при разучивании песни "Кошка", музыка Ан. Александрова,слова Н. Френкель Диапазон песни: ми - си Программное содержание.

Методические рекомендации при разучивании песни «Машина» Методические рекомендации при разучивании песни" Машина", музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Диапазон песни :фа - си - бемоль Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Пирожки» Методические рекомендации при разучивании песни «Пирожки» Методические рекомендации при разучивании песни «Пирожки», музыка А. Филиппенко,.

Методические рекомендации при разучивании песни «Самолет» Методические рекомендации при разучивании песни " Самолет" ,музыка Е. Теличеевой,слова Н. Найденовой. Диапазон песни: фа - си бемоль Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Самолеты» Методические рекомендации при разучивании песни" Самолеты" музыка И. Кишко, слова О. Марунич Диапазон песни: ре - си Программное содержание.

Методические рекомендации при разучивании прибаутки «Петушок» Методические рекомендации при разучивании русской народной прибаутки "Петушок" Обработка М. Красева Диапазон песни ля - ми Программное содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «ТОП упражнения выполняем — настроение поднимаем»
Опубликовано: 2 марта 2022 в 18:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «ТОП упражнения выполняем — настроение поднимаем»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Орлова (УИ 171823) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД