Приложение МААМ

Методические рекомендации для вожатых Дооц «Игровые технологии в условиях оздоровительно-образовательного центра»

Ольга Гордеева
Методические рекомендации для вожатых Дооц «Игровые технологии в условиях оздоровительно-образовательного центра»
▼ Скачать + Заказать документы

Перед каждым вожатым рано или поздно встает главный профессиональный вопрос: как сделать общение и взаимодействие с группой эффективным?

Соответственно этому возникает много сопутствующих вопросов:

1. как создать мотивацию на групповое взаимодействие?

2. что нужно сделать, чтобы в группе воцарилось доверие?

3. как преподнести информацию, чтобы она успешно усвоилась?

4. как решать возникающие в группе проблемные ситуации?

Основным руководителем деятельности в этой ситуации должно быть внутреннее «Я» педагога и психолога. Но как мы знаем, кроме искренности, доброты и справедливости, важно овладеть методикой игрового взаимодействия, так как игра является универсальным видом деятельности. Именно с помощью игры можно решать многие психолого-педагогические проблемы группы, помочь ее участникам преодолеть трудности и барьеры, понять себя, выработать адекватные способы поведения.

Основным назначением игры А. С. Макаренко считал удовольствие детей. Он утверждал, что бодрая, целеустремленная, жизнерадостная игра в детстве представляет собой обязательное условие полноценного развития каждого отдельного ребенка и детских коллективов. Макаренко полагал, что дети воспитываются, в первую очередь, в игровой деятельности.

«Игровая деятельность – это особый тип активности детей, в которой у них нет никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».

В играх идет развитие физических сил ребенка, развитие сообразительности, находчивости, инициативности; идет выработка организационных навыков, развитие выдержки, умение взвесить обстоятельства.

Игры – важный элемент формирования навыков общения и взаимодействия в обществе у детей. Ребенок учится в игре понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе.

Особенно это касается подростков, ведь в момент становления личности очень важно понять и осознать жизненные цели, приоритеты и свой личный статус. Поэтому игра — действенное средство нравственного воспитания и модель “взрослой” жизни. Воспитательный потенциал игры и ее влияние на развитие детской личности особенно, ярко обнаруживают себя при тщательном изучении и использовании скрытых игровых механизмов. В процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая — наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Вторая цель — это и есть собственно игровая задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что по сути своей составляет творчество.

Таким образом, игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.

Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человека, его познавательной деятельности, воображения, воли.

Подвижные, веселые, психологические, интеллектуальные и коммуникативные игры помогут оторвать подростка от интернета и телевизора, открыв для него не менее интересный реальный мир, подготовят его психологически к необычным ситуациям и событиям.

Игра – первая деятельность, которой отводится особенная роль в процессе личностного развития и формирования свойств, а также обогащения внутреннего содержания личности. Дети, которые были лишены игр, теряют определенные свойства мышления. Игровой дефицит негативно влияет на формирование большинства сторон личности.

Задачами игровой деятельности в подростковом возрасте выступают:

1. Создание условий интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения подростка для открытия и развития его способностей в разных видах творческой деятельности;

2. Обеспечение педагогической поддержки творческих стремлений подростков;

3. Способствование повышения роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в группе.

Внеучебная игровая деятельность играет особую роль в социализации детей. Дети, значительная часть которых в процессе социализации встречается с препятствиями, представленными неудачами в учебе, является следствием разного рода деприваций и педагогической запущенности, снижая уровень самооценки ребенка и программируя его дальнейшую жизнь, превращаясь в серьезное препятствие на пути его взаимодействия с другими людьми и в целом мире.

Универсальная интрига любой игры – победа над собой: физическая, духовная, интеллектуальная, творческая, любая. Наслаждение от процесса (иногда от результата) победы над собой в этом мире. Никакие иные победы ребенка не идут в сравнение с этой. Потому игры так любимы детьми.

В них сфокусированы динамические процессы жизни: устремление к желаемому (перспективы игры, полет мысли, мышечная разрядка, слияние с ритмами природы, «игра случая» и так далее.

Конечно, игры бывают разными, и одну и ту же игру мы можем использовать с разными целями.

С какой целью мы организуем игровое взаимодействие?

Какой результат мы можем достичь с помощью игры?

1. Мы можем помочь участникам ощутить единение с другими, дать понять, что человек не одинок в этом мире. Особенно это стремление свойственно подростковому возрасту, в котором ребята начинают на себе испытывать потребность в единении со сверстниками — реакция группирования со сверстниками. С помощью игр мы можем помочь подросткам ощутить свое единение с другими, ощутить сопричастность к делам других. Встречаются подростки с достаточно низкой самооценкой, застенчивые, не уверенные в себе и своих силах, которые очень страшатся того, что кто-то может заметить их слабые стороны и посмеяться над ними или начать их передразнивать. И поэтому они стараются держаться в стороне от других. Бывает так, что у этих подростков уже есть негативный опыт и им приходится очень долго и кропотливо заново учиться доверять людям. Игровое пространство позволяет ускорить и обезопасить этот процесс.

2. В процессе игры мы можем обучить участников неким правилам хорошего тона, культивировать культуру общения, дать понять, что такое уважение к себе как к личности, и дать понять им, что право на уважение имеет всякий человек, даже если он не соответствует нашим личным представлениям.

3. Игры учат заботиться о других, при этом в игре забота не проявляется непосредственно. С каждой новой игрой и каждым новым упражнением мы можем (и будем) закладывать по маленькому кирпичику вот этой заботы о других, которые потом позволят построить целый дом уважительного отношения к себе, другим людям и миру.

4. Игра учит брать ответственность за себя, за свое поведение, свои поступки и позволяет принять долю ответственности за поведение окружающих.

5. Следующее, что мы можем сделать с помощью игры, — это научить человека исследовать, анализировать реальность, научить различать мышление и эмоции, ложь и правду, добро и зло и т. д.

6. Игра способствует выявлению творческих способностей и развитию личностно-творческого потенциала. Она учит уважать и любить, сочувствовать и сопереживать, развивает рефлексию, формирует эмпатию, чувство собственного достоинства и многое, многое другое.

Игра, с одной стороны, вполне может создать условия, когда человек начнет жить в воображаемом, а не реальном мире, уйдет вслед за своими фантазиями. С другой стороны, психолого-педагогический феномен игры заключается в том, что игровое пространство, создаваемое игротехником, может помочь выработать человеку собственную социальную позицию, социальный стержень, который позволит ему не отчаиваться, не надевать розовые очки, не прятать, как страус, свою голову в песок в сложных жизненных ситуациях, а смело смотреть вперед, идя по жизненному пути.

Известно, что с помощью игры становится возможным не просто сформировать и/или откорректировать навыки сотрудничества, навыки партнерских отношений, которые крайне важны для жизнедеятельности каждому человеку, но и овладеть навыками саморегуляции, дать опыт личностного преодоления, преодоления страха в общении, преодоления множества психологических барьеров и комплексов. Ситуация коллективного взаимодействия создает понимание, что нельзя подвести команду, тем самым позволяя избежать множество негативных явлений, о которых мы упомянули выше. На фоне успешности в игре формируется доверие, чувство локтя, взаимоподдержки и т. п.

Все это — ключевые задачи игры, которые, конечно же, необходимо заранее обдумать, сопоставить, организуя игровое взаимодействие. Здесь важно знать и понимать, что любые игры должны сочетаться и сменять друг друга: активные — спокойные, мобилизирующие — релаксирующие и т. п.

Нам необходимо понимать, на что направлена каждая конкретная игра, почему мы в нее будем играть именно сегодня или почему только завтра — это все составляющие технологии игрового взаимодействия.

Став вожатым, сталкиваешься с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам. Если спросить детей, приезжавших в лагерь, что для них есть игра, то большинство начинают перечислять различные компьютерные игры, в лучшем случае – спортивные, а вот про обычные игры, в которые можно играть во дворе с друзьями, мало кто вспоминает. Дело в том, что дети разучились играть. Причины этого можно искать и находить, но дело не в этом. Тут, скорее всего, необходимо говорить о том, что надо учить детей играть. Играть с самим собой, с друзьями. Вот что важно.

А если добавить, что через игру можно решать целый комплекс педагогических задач, то становится понятным место и значимость игры в работе воспитателя.

Для начала необходимо договориться об основных правилах для ведущего игры:

1. Всегда начинайте с приветствия. А если вы играете в первый раз, то неплохо и познакомиться, хотя бы просто представиться.

2. Обращаясь к детям, улыбайтесь. Улыбка всегда располагает к человеку.

3. Перед тем, как проводить игру с массой людей, вы должны сами, заранее, в нее поиграть.

4. Выходя играть, всегда имейте большой запас игр.

5. Будьте внимательны к тем словам, которые вы используете при общении с детьми. Молодежный сленг – вещь хорошая, но уверены ли вы, что правильно трактуете, то или иное слово?

6. Шутите в меру. Помните о том, что шутка иногда может и обидеть человека.

7. Объясняя правила игры, пользуйтесь понятными словами, чтобы ребята правильно вас поняли. Не бойтесь повториться, но и не переусердствуйте.

8. Используя при объяснении правил жестикуляцию, не размахивайте слишком сильно руками.

9. Разучивание простых правил можно превратить в игру. Например:

поднятая вверх правая рука, обозначает, что вам есть что сказать, а всем остальным нужно послушать.

Выстраивайте игры в логической последовательности, от простого к сложному. Не забывайте говорить спасибо, да и просто хвалить играющих.

У вожатого иногда возникает вопрос: «Когда все-таки начинать формировать коллектив?». Коллектив начинает формироваться с первого момента возникновения взаимодействия между детьми. Если это первое взаимодействие пройдет на высоком эмоциональном уровне, у вас будут предпосылки к созданию здорового, крепкого коллектива.

Игры на знакомство: «Снежный ком»; «Веселые команды»; «Мячик»; «Три факта»; «Атомы – молекулы» и др. помогут детям - помочь найти друг с другом контакт, запомнить имена, внешность друг друга, взрослым – выявить как лидеров, так и плохо контактирующих ребят. Поэтому вожатые придают большое значение этому виду игровой деятельности, так как он предназначен для создания спокойной дружелюбной обстановки внутри детского коллектива, члены которого малознакомы друг с другом. Прибегать к таким играм необходимо в случае, когда детям предстоит провести вместе длинный отрезок времени.

Игры: «Паутинка»; «Сколько пальцев»; «Секрет Джованни»; «Тропа доверия»; «Путешественники»; «Скалолаз»; «Узелки»; «Комплименты»; «Пантомима» и др. помогут взрослым не только разнообразить досуг воспитанников, но и лучше узнать их. А детям – возможность отдохнуть и узнать себя и своих друзей с другой стороны. Некоторые игры помогут наглядно показать ребятам проблемы, которые могут возникнуть или уже возникли в коллективе.

Подвижные игры: «Поймай хвост»; «Освобождение пленного»; «Берег и река»; «Веселые старты»; «Спортландия»; «Не зевай!»; «Вороны и воробьи» и др. один из способов физического развития ребенка позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов. Подвижные игры формируют положительные нравственные качества у детей. Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих, а такие качества, как трусость, себялюбие, похвальба осуждаются.

Игры «Три перемены в одежде»; «Скала»; «Волшебный плащ»; «Шаг вперед»; «Положи руку»; «Проводник»; «Фотограф»; «Лидер» помогают выявить лидеров в отряде. В процессе формирования группы, некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой. Игры на выявление лидера помогают вожатому в первые же дни определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами.

Игры на знакомство, сплочение, выявление лидеров, подвижные – главные составляющие любого детского оздоровительного лагеря. Они помогают ребенку понять причины социального распределения статусных иерархий в социальном окружении, попробовать себя в различных игровых позициях, осознать собственную самоценность, самобытность, индивидуальность. В характере игры отражается действительность окружающего мира. Отношения между играющими отражают реальные механизмы и принципы взаимодействия. Таким образом, через опосредованность ситуаций создается модель межличностных и межгрупповых отношений в детском объединении. Чем разнообразнее характер игры, тем более широк спектр изучаемых ребенком отношений, динамичнее проходит совершенствование практических навыков, построение и поддержание межличностных отношений, условий для самореализации в социальном творчестве.

Таким образом, игра – сущностный элемент жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок познает окружающий мир, осваивает социальный опыт, учится взаимодействовать со старшими и младшими, осознает себя частью детского объединения. Мы видим, что в результате игровых действий создаются нормы отношений между участниками игр, снимается напряженность, тревога, страх перед неизвестным ранее, повышается самооценка, связанная с готовностью решения социальных задач в различных ситуациях общения и деятельности.

Структуру детской игры составляют роли, добровольно взятые на себя участниками игр. Игровая роль помогает ребенку понять причины социального распределения статусных иерархий в социальном окружении, попробовать себя в различных игровых позициях, осознать собственную самоценность, самобытность, индивидуальность. В любой игре необходимо выстроить технологию игрового взаимодействия, дающую нам не только осмысленность, целенаправленность, последовательность и операциональность наших действий, но и предвидение ее результатов. Доступность для всех детей, необычность и увлекательность игр, преследующих определенную цель, могут помочь в создании положительного эмоционального фона, активном проявлении добрых чувств, что, безусловно, является необходимым условием для формирования и развития нравственных качеств личности, входящей во взрослую жизнь.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группыДидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности. В.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации для вожатых Дооц «Игровые технологии в условиях оздоровительно-образовательного центра»
Опубликовано: 21 декабря 2024 в 11:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для вожатых Дооц «Игровые технологии в условиях оздоровительно-образовательного центра»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гордеева (УИ 1844461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД