Баева Наталья
Методические рекомендации «Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению с природным миром»
Статья.
Воспитатель: Баева Н. К.
Методические рекомендации для воспитателя.
«Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей
с природным миром»
Значение ознакомления дошкольников с природой.
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется
разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при
самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом
Публикация «Методические рекомендации „Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению с природным миром“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
правильно формируется отношения к растениям и животным.
Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические
представления об её объектах и явлениях, воспитать способность
видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы дошкольной
образовательной организации.
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе
возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы
элементарными знаниями о ней. Познание природы, проникновение
в её причинно- следственные связи между объектами и явлениями
развивает мышление и способствует формированию научного
мировоззрения.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении
их с природой - являются занятия (НОД, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Занятия (НОД)- проводятся в соответствии с Содержанием Образовательной программой дошкольного образования. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное – это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.
Экскурсия –дети знакомятся с природой в естественных
условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.
На экскурсиях осуществляется реализация программных задач,
усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает
экскурсии от повседневных прогулок.
Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей.
Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми среднего и
старшего дошкольного возраста. Готовясь к экскурсиям,
воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия.
В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.
Прогулки –ежедневные прогулки эффективно используются
для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они
могут носить характер небольших экскурсий, во время которых
воспитатель организует наблюдение за погодой, сезонными
изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети
знакомятся с природой по намеченному плану, заранее
составленному на основе рабочей программы и с учётом местных
климатических условий
На прогулках воспитатель организует игры с использованием
естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Во время
повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах:
сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают
растения.
Работа на земельном участке – на земельном участке дети
трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в
уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у
них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых
навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
Работа в уголке природы – работа в уголке природы
проводится в часы, отведённые для этого время. Дети наблюдают за
растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а
затем и самостоятельно.
Организация труда детей зависит от их возраста. Дети 2-3лет
только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а
дети 3-4лет сами участвуют в этой работе. В среднем дошкольном
возрасте все дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В
группах 5-6лет выполняют дежурные под наблюдением
воспитателя. В группе 6-7лет, кроме дежурств, дети ведут
индивидуальные наблюдения за растениями и животными.
Периодически можно проводить совместные работы всех детей
по уборке в уголке природы.
Методы ознакомления детей с природой.
Руководя познанием природы и приобретением детьми
различных навыков и умений, воспитатель применяет
разнообразные методы и приемы.
Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам,
которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми
природы и активное овладение навыками. К таким методам
относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим
широко применяются методы, основанные на слове воспитателя —
рассказ, чтение художественных произведений, беседы,
проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их
изображений.
Методы и приемы, используемые педагогом в работе,
соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя
с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и
т. д.
Применяя тот или иной метод, воспитатель использует
множество различных приемов.
Так, например, при проведении беседы в сочетании с
наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает
с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы,
поговорки и т. д.
Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах.
Например, сравнение применяется во время наблюдений, в
дидактических играх, в беседе; игровые приемы также
используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при
обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.
Разнообразие и эффективность методов и приемов
характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов
определяется содержанием программы и зависит от природного
окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений,
а также от возраста детей и накопленного ими опыта.
Дидактическая игра
Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи
которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем
меньше дети, тем чаще игра применяется как метод
образовательно-воспитательной работы с ними.
В этих играх используются натуральные предметы природы
(овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с
изображением растений и животных, настольные игры и
всевозможные игрушки.
Дидактические игры с естественным материалом природы или
изображениями его являются основным способом сенсорного
воспитания, развития познавательной деятельности.
Игры проводят в рамках НОД и совместной деятельности
взрослого с детьми, экскурсиях, прогулках в специально отведенное
для них время. Дидактические игры помогают детям усвоить
качества предметов и уточнить представления, полученные в
процессе наблюдения в природе.
Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так,
например, узнавание предметов следует давать сначала по
внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по
ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным
является объединение объектов по общим признакам и отгадывание
предметов по ответам на вопросы.
Игры с естественным материалом природы
На прогулках широко применяются игры детей с естественным
материалом.
В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками
дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов,
накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что
вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни,
плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из
мокрого можно лепить и т. д.
В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком)
воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые
свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он
рассыпается» или «Таня положила в формочку мокрый песок, у нее
вышел хороший пирожок».
Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы,
мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают
ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие
физические законы (плавание предметов в воде, движение в
воздухе и др.).
В младшем дошкольном возрасте педагог проводит игры, в
которых ребенок должен научиться различать предметы по
внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям
принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д.
В среднем дошкольном возрасте, играя, дети узнают предметы
(овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в
мешочке?», «Узнай, что в руках?».
Для первой из этих игр воспитатель заранее готовит мешочек и
кладет в него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу,
морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в
мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем
вынимают и показывают всей группе.
В старшем дошкольном возрасте можно использовать
дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по
частям (цветкам, листьям). Проводя игру, например «Узнай, чей
лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с
листьями, имеющимися у растений.
С детьми седьмого года жизни проводят игры, требующие
выявления некоторых признаков растений или животных, умения
их описать, сделать обобщение.
Словесные дидактические игры, например «Узнай предмет по
описанию», «Угадай, что это?» или «Кто это?», организуют на
знакомом детям материале; с их помощью активизируется
мышление детей, развивается речь.
Труд- как метод имеет важное значение. Непосредственно
соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети
приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые
связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все
это положительно влияет на развитие мышления детей, создает
основу для материалистического миропонимания.
Посильный физический труд оказывает полезное воздействие
на общее развитие детей, совершенствует функции их
анализаторов, и в первую очередь двигательного.
Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за
растениями на игровом участке ив уголке природы, иногда на
занятиях (НОД). Но нельзя превращать труд детей в самоцель.
Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или
закреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом
дети должны рассмотреть семена (форму, размер, цвет,перед
посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель,
листья, цветки).
У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к
труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу,
понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот
или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая
посев семян, посадку черенков, и другие трудовые операции,
совершенно необходимо сопровождать их пояснениями.
Если всю деятельность детей свести к механическому
проведению тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен
их результат, труд потеряет воспитательно -образовательную
ценность.
Любой новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и
показать сам, затем его повторяют 2-3 детей.
Только после этого можно предложить выполнение приема всей
группе. Постоянное применение одних и тех же приемов ведет к
образованию трудового навыка.
К основным приемам, применяемым в трудовом обучении
детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример
самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций проверка их выполнения, оценка проделанной работы
воспитателем и всей группой.
Труд на земельном участке. Подготавливают участок к
выращиванию растений работники детского сада и родители. Они
вскапывают землю под огород и цветник, готовят грядки. Дети
участвуют в очистке участка и в работах по выращиванию
растений.
Дети младшего дошкольного возраста собирают при уборке
участка камешки, щепки и складывают их в кучу, с помощью
воспитателя сажают лук, сеют крупные семена, наблюдают поливку
грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют в
сборе выращенного урожая.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста принимают
более активное участие в работе. Они сгребают мусор граблями и
переносят его в кучу на носилках. С помощью воспитателя они сеют
крупные семена гороха, фасоли, свеклы, овса, настурции и других
растений, поливают клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают
прополку, собирают спелые овощи.
Детей седьмого года жизни привлекают к участию в перекопке земли и разбивке ее комков, к посеву семян, высадке рассады, поливке, рыхлению, прополке растений, сбору урожая, посадке саженцев деревьев. Таким образом, осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель сознательно выбирает те приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками. К таким методам относятся
наблюдение, эксперимент, труд, игры.
Воспитатель используют беседу, рассказ, чтение. Наибольший успех
достигается при совместном использовании практических методов
со словесными. Так, наблюдение в дошкольном возрасте
невозможно без использования рассказа или беседы. Большое
значение в дошкольном возрасте имеет игра, на помощь
воспитателю приходит дидактическая игра.
Использовать этот метод особенно целесообразно вс детьми 2-5лет,
постепенно сокращая ее длительность. Особое значение имеет труд.
Осуществляя трудовую деятельность, дети не только активно
познают окружающую действительность, но и развиваются
физически.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с
природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в
уголке природы, работы на земельном участке.
Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду
проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в
зависимости от возраста и содержания работы).
Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы
ознакомления детей с природой. Все они обладают положительным
эффектом при условии разумного и дозированного их
использования.