Трегуб Светлана
Методические рекомендации для воспитателей при проведении занятий по самопознанию со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для воспитателей при проведении занятий по самопознанию со старшими дошкольниками
Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей при проведении занятий по самопознанию со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, являясь активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.
Учитывая эти особенности, программу поэтапного социально-личностного развития ребенка-дошкольника, его движение по пути самопознания мы представили в следующих разделах: «Я среди других», «Что я могу?», «Я и другие». Базисной для всех этапов является идея: «К познанию мира - через познание себя».
Основой построения программы является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.
Занятия по самопознанию проводятся в свободной форме : дети могут свободно перемещаться по групповой комнате, занимать удобное положение на ковре и стульях
Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми вы хотели заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времён и попробуйте понять, что вы сделали не так
Если не знаете, как воздействовать остановитесь. В процессе занятий с детьми могут произойти инциденты, возникнуть трудные ситуации, устранить которые сразу не получается. Переключите внимание детей на что-нибудь другое, успокойтесь. Потом поразмыслите над этим, постарайтесь сами или с чей-либо помощью понять это происшествие.
Устранить из вашего общения с детьми те формы воздействия, которые вызывают у низ протест. Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребёнка. А просто не воспринимайте незрелые формы его реакций и поведения
Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент занятий т. к. наша собственная нервозность может перекрыть весь положительный эффект занятий.
Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Во время занятий Вы такой же участник, как и дети. Вы – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети
Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний даже если Вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребёнка, а значит навредить ему.
Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример.
Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме
Используйте разные формы несловесной поддержки ребёнка – улыбку, подбадривание, пожатие руки, поглаживание по голове и т. д., что подскажут ваши руки и сердце