Виртуальный методический кабинет
Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности на основе русских сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности на основе русских сказок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Методические рекомендации для воспитателей
по проведению театрализованной деятельности дошкольников
на основе русских сказок
Подготовила
старший воспитатель
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности на основе русских сказок» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Фоменко Т. А.
с Левокумское, 2022г.
Творческие игры дошкольников
Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностью.
В трехлетнем возрасте у ребенка появляется сюжетно-ролевая игра и достигает расцвета в 6-7 лет.
Ребенок проходит ряд этапов по развитию игры: экспериментирование с предметами, действие с игрушками и предметами; появление первых сюжетов, вхождение в роль, драматизация сюжетов.
Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. В игре ребенок передает свои чувства, творческий замысел, в роли варьирует свое поведение, предметы и заместители использует в игре на свое усмотрение.
В сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления. Сюжеты из литературных произведений разыгрывают в театрализованной игре.
Театрализованная деятельность в детском саду
Значение театрализованной деятельности в жизни дошкольника.
Театр играет особую роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника.
Формирование опыта социальных навыков поведения происходит в театрализованной деятельности благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Ребенок познает мир, благодаря сказке, и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Образами подражания становятся любимые герои. Дети преодолевают робость, застенчивость, неуверенность в себе.
В утренние и вечерние часы в детском саду может быть организована театрализованная деятельность. Обеспечат индивидуальный подход к каждому ребенку организованные формы театрализованной деятельности небольшими подгруппами. Каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
Одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта является предметно-пространственная среда. Она обеспечивает совместную театральную деятельность детей и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка. При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театральную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- особенности эмоционально-личностного развития;
- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;
- возрастные и поло-ролевые особенности.
Основные принципы построения предметно-пространственной среды театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении:
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- представление права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;
- возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материала.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может быть использована во всех занятия, в совместной деятельности детей и взрослых; в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу дополнительного образования; инсценировки, драматизации, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
Дети переносят в самостоятельную игру только то, что взволновало их воображение яркими впечатлениями, пробудило интерес, заставило испытать сильные чувства.
Умение педагогического коллектива обратить внимание родителей к проблемам их собственных детей имеет большое значение. Для этого необходимо привлекать родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться, если:
• практические работники осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребенка;
• игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности детей в воспитательном процессе ДОУ;
• для самодеятельных игр детям отводят время и место;
• создается предметно- пространственная среда;
• создается взросло-детская общность (педагоги - дети - родители, которая живет общими интересами, претворяет в жизнь творческие проекты, строит планы на будущее общение.
Педагогическое руководство театрализованной деятельностью в детском саду :
а) воспитание у ребенка основ общей культуры;
б) приобщения детей к искусству театра;
в) развитие творческой активности и игровых умений детей.
Задачи педагога при организации театрализованной деятельности дошкольников с использованием русских сказок
Младшая группа
-Учить инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр, фланелеграф.
-Учить изображать описанную в художественном тексте ситуацию.
- Развивать интерес к различным видам театральной деятельности.
Средняя группа
-Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
-Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
-Учить, модулируя голосом, говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Учить детей сочетать в роли движение и слово.
- Формировать у детей желание принимать участие в играх-драматизациях, в театрализованных спектаклях (в массовых сценах) театральной студии.
-Знакомить детей с театром, с театральной ширмой.
-Развивать чувство партнерства.
Старшая группа
-Продолжать обогащать впечатлениями детей, развивать их игровые навыки.
-Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям, песенкам.
-Придумывать и разыгрывать сказки, вводя в знакомый сюжет новых героев.
-Продолжать развивать чувство партнерства, используя занятия по художественно-речевой деятельности, хореографии.
-Принимать участие в работе театральной студии, исполнять главные роли.
Подготовительная группа
На занятиях художественно-речевой и других видах деятельности :
-Совершенствовать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, пластику движений, выразительность речи, художественно-творческие способности, совершенствовать самостоятельность в организации театрализованных игр.
- Проводить предварительную работу над спектаклем через все виды детской деятельности.
Особенности педагогического руководства театрализованной игрой по всем возрастным группам.
Младшая группа.
Особенность игровой деятельности детей 3-4 лет состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняются предметным содержанием. Речь ребенка более развита, он с удовольствием повторяет новые слова, услышанные от взрослых, использует предметы-заместители. Для детей младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Через роль в театрализованной игре, ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Взрослый дает примеры ролевой игры для обогащения игры. Чтение детской литературы составляет основу для пополнения художественных впечатлений.
Выразительное чтение сказки взрослым доставляет дошкольникам массу удовольствий, заставляет работать воображение. Детям читают сказки по несколько раз для того, чтобы представить себе героев, их действия, запомнить сюжет, обозначились особенности характера героев
Речевому развитию малышей способствуют театрализованные игры. Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. Взрослому необходимо вызывать в ребенке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре.
Средняя группа.
В 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей. При грамотном педагогическом руководстве ребенок среднего дошкольного возраста вполне овладевает умениями строить замысел, воплощать свои планы в игре, при помощи взрослого и самостоятельно распределять роли, выполнять игровые правила. В этом возрасте расширяются рамки знаний о театре как культурном учреждении. Дети получают знания о внешнем виде театра, о назначении театральных помещений, об основных театральных профессиях.
Для полноценного развития театрально-игровой деятельности детей необходимо обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность детей
Старшая и подготовительная группы.
Театрализованная деятельность детей 5-7 лет становится глубже и богаче. Особенность игровой деятельности детей состоит в том, что они могут проявлять себя не только в качестве актеров, но и как сценаристы. В этом возрасте дети могут самостоятельно придумать сюжет сказки и обыграть его. При чтении знакомой сказки педагог предлагает с этими же героями придумать новую сказку. Для обучения детей средствам речевой выразительности в старших группах используются более сложные упражнения: произнести с разной интонацией самые привычные слова; путем перестановки логического ударения изменить смысл фразы. Здесь нельзя забывать, что образцом для подражания является интонация голоса воспитателя. Таким образом большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.