Ольга Епонешникова
Методические рекомендации для родителей «Формирование фонематического восприятия с помощью игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для родителей "Формирование фонематического восприятия с помощью игры"
Большинство родителей думают, что если выучить с ребенком буквы, то он быстро научится читать и грамотно писать. Но, к сожалению, не всегда так бывает. Знание букв не исключает серьезных затруднений у детей при обучении грамоте. Почему же? Оказывается, основная причина - это нарушение фонематического восприятия.
Публикация «Методические рекомендации для родителей „Формирование фонематического восприятия с помощью игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Фонематическое восприятие или фонематический слух - одно и то же, что значит, способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Фонематический слух играет большую роль в формировании звукопроизношения, но правильная речь не всегда является показателем нормального фонематического восприятия.
Несовершенное фонематическое восприятие задерживает и усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых невозможно полноценное чтение и письмо. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слово из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Следовательно, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, надо обучить его звуковому анализу и синтезу.
Запомните, пожалуйста, чтобы не запутать детей, что звуки – это то, что мы слышим и произносим, а буквы – это графическое изображение звука, мы их видим, пишем и читаем. Чтобы ребёнку легче научиться читать, не называйте буквы пэ, мэ, эм, тэ, так как это слоги и ребёнку трудно будет в дальнейшем складывать буквы в слоги и слова. Например: па – он прочтёт пэа. Поэтому называйте буквы, как звуки п, т, м и т. д., а когда дошкольник научится читать, тогда можно уже выучить алфавит с правильными названиями букв.
Хочу предложить игры, которые развивают фонематическое восприятие, в некоторые из них можно играть уже в раннем возрасте.
Узнай предмет по звуку
1. Возьмите несколько звучащих игрушек, например: барабан, колокольчик, дудочка, гармошка, погремушка. Послушайте вместе с ребёнком, как звучит, каждая из них. Затем предложите малышу отвернуться (или завяжите ему глаза платком) и отгадать, что звучит.
2. Игра проводится аналогично первой, только используются бытовые предметы. Постучите палочкой по стакану, по кастрюле, по картонной коробке, по пластмассовой игрушке и т. д. Можно продемонстрировать шуршание бумаги, звук льющейся воды, стук молотка т. д.
Кто это?
1. Ребёнок отворачивается, а кто-то в это время зовёт его по имени. Он угадывает, кто его позвал. Интересно, когда в этой игре много участников. Конечно, представленные голоса малышу должны быть знакомы.
2. Игра усложняется тем, что взрослый имитирует звуки животных или птиц, жужжание насекомых. Ребёнок угадывает, кому он подражает. Можно использовать настоящие голоса животных в записи. В настоящее время с всё это можно найти в интернете, почти для всех это доступно.
«Путаница»
Нужно обратить внимание на то, как важно не путать звуки между собой. Взрослый читает ребёнку шуточное предложение, затем спрашивает, что перепутано, и какие слова нужно исправить.
Русская красавица своей коз (с)ою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную (к)горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил (т)дочку.
Поймай звук
Предложите ребенку хлопнуть в ладоши (или топнуть ногой, ударить по коленкам, поднять руку вверх, ударить мячом об пол и т. д., когда он услышит слово, в котором есть звук ш (или любой другой заданный звук, если ребёнок правильно этот звук произносит). Взрослый произносит ряд слов, содержащих заданный звук ш и не имеющих его. Например: шуба, мышь, маска, машина, кошка, сон, каша.
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: сом, песок, нос, косы - и спрашивает у ребенка, какой звук он слышал во всех словах.
Назови первый звук
Взрослый произносит слово, выделяя голосом, первый гласный звук и просит ребёнка назвать этот звук. Сначала слова на гласные звуки, потому что они поются и их легче определить, затем согласные: Аня – а, аист - а, индюк - и, изюм - и, Оля - о, осень – о, утка – у, улитка – у, и т. д. ; мама – м, мак – м, папа – п, дом – д, кот – к, и т. д.).
Не торопитесь. Если ребёнок ещё не может определять первый гласный звук, то не нужно давать задания на согласные звуки.
Придумай слово
Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
Какое слово задумано?
Взрослый показывает ребёнку картинки и называет их, пропуская первый звук …умка, а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук сссумка.
Скажи наоборот
Взрослый проговаривает два-три звука, а ребёнок произносит их в обратном порядке.
Найди звук
Можно использовать любые картинки из рекламного журнала магазина. Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в названии которого есть заданный звук.
Зоркий глаз
Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Определение места звука в слове
Игра проводится с картинками или без них. Ребёнок определяет место звука в слове. Например: В слове танк звук т в начале слова. В слове кот звук т в конце слова. В слове каток звук т в середине слова.
Только первый звук стоит вначале слова, последний звук в конце, а все звуки, которые между ними считаются в середине. В слове капуста звук т в середине слова.
Сложи звуки
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [М][А] - МА; [Н][О][С] – НОС.
Звуковой анализ слова
Необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму - звуковой анализ слова. Неумение производить звуковой анализ может привести к ошибкам на письме: пропускам, перестановкам букв и слогов; заменам букв, которые обозначают акустически сходные звуки. Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.
Звуки (А, О, И, У, Ы) гласные, они поющие, воздушная струя проходит легко и свободно. Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Звуки (М, Т, В, З и др.) согласные, они не поются, трудно произносятся, при произношении этих звуков воздушная струя встречает препятствие - губы, зубы или язык. Но согласные звуки звучат по-разному: звук П - твердый, а звук ПЬ — мягкий. Это зависит от того, какой гласный звук стоит после согласного. Если после согласного стоят гласные звуки (А, О, Ы, У, Э, тогда он будет твердый. А если после согласного стоят гласные звуки (И, Е, Ё, Ю, Я, то тогда согласный будет мягкий. Например: в слове МАК - звук М твердый, потому что, после него стоит звук А, а в слове МЕЛ – Мь мягкий, так как после него стоит звук Е. Твердые согласные обозначаются синим цветом, а мягкие — зелёным.
Звуки одиночки: Ц, Ш, Ж - всегда твердые, независимо от того, какой гласный звук стоит после них. А звуки Й, Ч, Щ - всегда мягкие.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие произносятся при участии голоса, глухие без участия голоса.
Так выглядит схема звукового анализа слова мак. Её можно нарисовать в тетради, на доске маркером или выкладывать фишками.
Картинка МАК
___ - это слово.
__ - в нём один слог.
М - согласный, твердый, звонкий звук,обозначается синим цветом; А – гласный, обозначается красным цветом; К - согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом.
М А К - ребёнок пишет слово или выкладывает магнитные буквы.
Схема помогает определить количество слогов и звуков в слове, место звука в слове (начало, середина или конец, последовательность. Важно, чтобы звуковой анализ проводился в игровой форме и ребёнок не потерял мотивацию к школьному обучению.
Итак, нормальное развитие фонематического восприятия положительно влияет на становление детского звукопроизношения, а в дальнейшем, на формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Хочу подчеркнуть, что всё это взаимосвязано и взаимообусловлено.