Наталья Юрьевна Васильева
Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ в условиях детского дома с использованием дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Несформированность, фонематического восприятия, приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов, овладения грамотой. Особенности речевого развития детей с ОВЗ могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с дефектами звукоразличения, у других - лексико-грамматические. Такие дети отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.
Публикация «Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ в условиях детского дома с использованием дидактических игр» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Дидактические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Цель: создание системы работы с использованием дидактических игр, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими фонетико-фонематические нарушения.
Условно Р. Е. Левина выделяет три уровня речевого развития. На каждом уровне речевого развития происходит несформированность фонематического восприятия.
1-й уровень – фонематическое развитие находится в начальном состоянии; фонематический слух грубо нарушен : ребенок не может отличить слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу; задания по звуковому анализу ребенку непонятны.
2-й уровень – выраженная недостаточность фонематического восприятия : ребенок не определяет позицию звука в слове, не может выбрать картинки к заданным звукам, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов.
3-й уровень – по-прежнему недостаточно, развит фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется
Система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья должна включать в себя специальные игры для развития фонематического слуха. Но нигде в литературе не описывается, что должен делать педагог, который работает с такими детьми, для осуществления более эффективной коррекции фонематического слуха. Обозначенные проблемы обусловили выбор данной темы.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Большое значение имеет проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает детям ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т. п. Достаточно вспомнить, что по звуку можно определить приближение транспорта, направление его движения, сигнал тревоги, приближение грозы, по голосу можно различать своих и чужих людей, и сразу становится понятным, какое значение имеет слуховое восприятие.
У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование слухового внимания, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. А в дидактических играх эта сторона развития может быть значительно скорригирована.
Развивая слуховое восприятие, надо также идти от различения к восприятию, как при дифференциации неречевых звуков, так и при работе с речевым материалом. На первом этапе детям с ОВЗ для различения неречевых звуков и речевого материала требуется зрительная или зрительно-двигательная, или просто двигательная опора. Там, где у детей уже появилось настоящее восприятие, сформировался нужный слуховой образ, дополнительная чувственная опора ему не нужна. Таким образом, игры и упражнения по развитию фонематического восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у детей с ОВЗ, таким образом, педагогу необходимо широко использовать игры в коррекционной работе (В. И. Селиверстов)
Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья. Комплекс, включает в себя следующие направления:
1. Игры, направленные на развитие слухового внимания.
2. Игры на развитие речевого слуха.
3. Различение близких по звуковому составу слов.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация звуков.
6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
Дидактические игры способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.
I этап – узнавание неречевых звуков.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
IV этап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.
V этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Занятия с использование игр и упражнений проводились каждый день учителем-дефектологом и воспитателем группы. За неделю разучивалось 2 игры, направленные на развитие фонематического восприятия и на развитие слухового внимания и памяти, а также повторялись ранее изученные игры. Применение дидактических игр и упражнений в коррекционной работе позволило значительно повысить уровень развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
На занятиях были использованы следующие игры : «Что ты слышишь?» Цель: Познакомить с бытовыми шумами. «Угадай по звуку?» Цель: Определение предмета по характеру звука. «Узнай по голосу?» Цель: Учить различать высоту, силу и тембр голоса. «Три медведя» Цель: Учить различать высоту, силу и тембр голоса. «Нарисуй на чём, я играю» Цель: Формировать целостный образ предмета, опираясь на его звуковые характеристики. «Подбери картинку» Цель: Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре. «Незнайка запутался» Цель: Учить подбирать слова схожие по звучанию. «Поэт» Цель: Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.
По результатам проведённой работы, можно сделать следующие выводы:
1. В ходе изучения педагогической литературы была выявлена положительная сторона использования дидактических игр и упражнений, с целью развития фонематического восприятия у детей с ОВЗ.
2. Введение комплекса дидактических игр в коррекционную работу, по развитию фонематического восприятия у детей с ОВЗ, позволяет более эффективно корригировать уровень развития фонематического восприятия.
3. Систематическое применение дидактических игр и упражнений в коррекции фонематической стороны речи ребенка показано не только для коррекции фонематического восприятия у детей с ОВЗ, но и для общего речевого развития ребенка.
Проведённая работа показала необходимость использования дидактических игр для развития у детей с ОВЗ фонематического восприятия. Таким образом, использование дидактических игр в работе способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия старших дошкольников. Москва 2010.- 64 с.
2. Кириллова Е. В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. Москва 2010. - 64 с.
3. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. Логопедическая тетрадь. Москва 2008.-53с.
4. Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. Москва 2008.- 31с.