Папки-передвижки

Методические рекомендации для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Елена Бережная
Методические рекомендации для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие осязания и мелкой моторики

- помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

- навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;

- позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

- способствуют повышению самооценки ребенка, т. к. дают возможность приобрести социальный опыт.

Публикация «Методические рекомендации для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Развитие мелкой моторики у обучающихся проходит не только на коррекционно-развивающих занятиях, но и на всех учебных предметах. А также в режимных моментах: в рамках группы продленного дня, свободной деятельности детей, на прогулке и в домашних условиях.

Технологичность игры для каждой категории детей должна учитывать состояние зрения и интеллекта воспитанников.

Разминка (зарядка) для рук.

Игры и занятия с предметами и материалами.

Игры.

Игры с пальчиками.

Разминка или зарядка для рук - это несложный, но эффективный метод развития моторики рук. Это один из видов пассивной гимнастики. Его стараюсь проводить ежедневно. Данные упражнения оказывают тонизирующее действие на нервную систему, улучшают функцию рецепторов, проводящих путей. Упражнения выполняю легко, стараясь не доставлять неприятных ощущений. Силу воздействия на руки ребенка регулирую, чтобы упражнения были укрепляющими.

Цель и задачи:

Развитие силы рук.

• Предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.

Материалы: для упражнений на внутренней стороне ладони использую карандаши с ребристой и гладкой поверхностью, трубочки, шарики (пластмассовые, деревянные, резиновые) с гладкой или неровной поверхностью.

Последовательность упражнений:

1. Упражнения с пальцами. Круговыми движениями большого и указательного пальцев разминать каждый пальчик, начиная от их кончиков:

“Раз, два, три, четыре, пять -

Будем пальцы разминать.

Каждый пальчик разминаем,

И опять все начинаем”.

“Пальчики мы разминаем,

И с большого начинаем,

Каждый пальчик разотрем -

На другой руке начнем”.

Легкие нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направлению от его кончика к основанию: “ Мы вот так шагаем: ТОП, ТОП, ТОП”.

Отведение и приведение большого пальца в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу:

“Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел пальчик погулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятался опять”.

Сгибание и разгибание пальцев руки ребенка своей рукой (рукой взрослого) одновременно, кроме большого пальца: “Пальчики мы разомнем, а потом опять начнем”.

2. Разминка кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев. Спиралевидные движения по ладони: “рисуем”, “мотаем клубочки”.

Растирание ладони от середины к краям большим пальцем: “Дорожки на ладошке” :

Растираю я ладошку,

Вниз спускаюсь по дорожке,

Как ладошку разотру,

На другой руке начну”.

“Мы ладошку растираем,

С середины начинаем,

Большим пальцем нажимаем,

Всю ладошку разминаем”.

Также использую следующие упражнения:

“Пила”

Левая рука лежит на столе ладонью вверх, ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки. Можно аналогично выполнять и для тыльной стороны ладони.

“Вверх ладошку подниму,

И пилить ее начну.

Не пугайся, ведь пила -

Это правая рука”.

“Буравчик”

Кулаком правой руки производим движения по типу “буравчика” на левой ладони.

То же для другой руки.

“Костяшками пальцев правой руки

Ладошку на левой руке разотри.

Как будто “буравчик” прошелся по ней.

Дави на ладошку свою посильней”.

“Согреем ладошки”

“Руки крепко прижимаем

И ладошки растираем.

Сильно, сильно, сильно трем,

Разогреться им даем”.

Движения кистями рук.

Эти движения направлены на развитие кинестетического компонента двигательного действия. Выполняются совместно, затем по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой. Затем двумя руками вместе.

“Зарядка для ладошки”

Катать небольшой шарик (деревянный, резиновый, теннисный мячик) ладонью.

“Шарик удержу ладошкой.

Прокачу его немножко,

Как на роликах рука,

По столу скользит сама”.

“Крутись, карандаш”.

Цель: учить катать карандаш (или трубочку) по столу сначала одной рукой, а потом другой.

“Не боюсь колючек”.

Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать кинестетический компонент движения. Развивать силу нажима рук.

Материал: бигуди-липучки.

“Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их, они колючие. Давайте покатаем колючки по столу (затем между ладонями). Я колючек не боюсь. Даже если уколюсь!”.

“Непослушные шарики”

Цель: учить делать массаж ладоней; развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.

Материал: небольшие шарики (резиновые, деревянные, пластмассовые с гладкой или неровной поверхностью) бусины, каштаны, горох, камушки.

Ход игры. “Вот шарики. Давайте поиграем, покатаем их по столу. Только шарики непослушные, хотят убежать. Не отпускайте их!”

Затем дети учатся катать шарики между ладонями. Когда научатся катать шарики, предлагаю детям бусины, горох, крупу, при этом они могут накрывать ладонью сразу несколько бусинок или крупинок.

Игры с массажными мячиками проводятся аналогично, их катаем по столу вперед-назад, в стороны, по кругу. Важно, чтобы они не выкатывались из-под ладоней.

Игры с различными предметами и материалами.

Эти игры довольно трудны для наших детей, поскольку ребята не могут регулировать силу, точность, направление движения, но все же они особенно нравятся детям, поскольку в них присутствует эмоциональный компонент, практические материалы и предметы.

В случае затруднений применяю прием “рука в руке”.

Цели и задачи.

Развитие хватания.

Развитие согласованности движений обеих рук.

Развитие точности и дифференцированности движений кистей и пальцев рук.

Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний.

Развитие осязания.

Развитие мышления и воображения.

Материалы подбираются в соответствии с целью задания.

Методы обучения :

Показ действий;

Действия руками ребенка;

Поэтапная словесная инструкция.

Работу строю по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий и учитываю индивидуальные особенности и возможности ребят.

Примеры игр:

“Прячем ручки”.

Ребенку предлагается спрятать руки за спину, под платок, в коробку.

“Спрячь в ладошке”.

Ребенку предлагается спрятать (зажать в ладошке) кусочек поролона так, чтобы никто не увидел, не нашел губку.

“Котенок”.

Резиновую игрушку-пищалку сжать в кулачке и приговаривать: “Ты, котенок, не пищи, лучше маму поищи”.

“Ветерок”.

Сжимая в ладони резиновую грушу, продемонстрировать, как дует ветерок: на щечку, на руку. Делая такой ветерок, можно сдувать со стола ватку, бумажку.

“Ямки”.

Это игра с тестом или пластилином. Одним пальцем, а затем и несколькими пальцами или всеми пальцами надавливаем на тесто и делаем в нем ямки. В получившиеся ямки можно положить горошину, фасолину, камушек.

“Спрячь шарик”.

Ребенку предлагается спрятать в тесто шарик (бусинку, а потом найти его.

“Спрячь руки!”

Ребенок прячет руки, погружая их глубоко в песок, крупу.

“Пересыпь крупу”.

Ребенок с помощью совочка, ложки, воронки пересыпает сыпучие вещества из одной емкости в другую.

“Что внутри?”

Ребенок открывает баночки, бутылочки, коробочки, в которых находятся мелкие предметы, конфеты.

“Бумажные снежки”.

Из бумаги предлагается сделать снежки (смять комочки).

“Погремушка”.

По принципу шумовых коробочек в непрозрачные маленькие бутылочки складывать мелкие предметы : фасоль, бусины, детали мозаики, а потом закрыть их крышкой и погреметь погремушкой.

“Мозаика”.

Предлагается выложить столбики, дорожку, небо, травку. Также можно сортировать детали по цвету в тарелочки.

“Курочка ряба”.

Предложить детям развернуть из фольги “яички” : заранее завернутые в фольгу шарики или орехи, каштаны.

“Пластилиновые узоры”.

Ребенок отщипывает от брусков пластилина кусочки, скатывает шарики и накладывает их на пластилиновую основу, прижимая пальчиком. Получается абстрактная картина или “конфетки”, “ягодки”, “снег”.

“Длинная дорожка”.

Выкладывается из счетных палочек дорожка для куклы, машины.

“Веселый шнурок”.

Наматывается шнурок на руку, на пальчики ребенка:

“Вверх шнурок,

Вниз шнурок,

И еще, еще разок!

Вот какой у нас узорчик!

Вот какой у нас заборчик!”

Игры с цветными прищепками:

“Ловим раков”, “Солнышко светит”, “Прищепки прячутся”.

“Бусы для куклы” - нанизывание на шнурок крупных бусин или маленьких колечек от пирамидок.

Пальчиковые игры.

Это последний, наиболее сложный для наших воспитанников блок в коррекции двигательных нарушений и развитии моторики рук.

Цели и задачи.

Развитие согласованных движений рук.

Развитие точности и дифференцированности движений кистей и пальцев рук.

Развитие внимания, зрительно-двигательного восприятия.

Методы обучения.

Показ действий.

- Действия руками ребенка.

Самостоятельные действия ребенка.

Игра “Мы топали”.

Слушая стихотворение, ребенок хлопает по столу или по коленкам ладошками:

Мы топали, мы топали.

До тополя дотопали,

До тополя дотопали

И ножки все оттопали.

“Барабанчики”.

Ребенок стучит по столу всеми пальцами обеих рук или указательными прямыми пальцами.

“Вот палочки - пальчики,

Стучат барабанчики!”

“Вышли пальчики гулять!”

Ребенок, подражая взрослому, сжимает и разжимает пальцы в кулак.

“Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять”.

Таким образом, моя работа с детьми показывает, что игры и занятия мелкой моторикой оказывают положительное влияние на общее развитие каждого ребенка : вселяют уверенность в движениях, в своих силах, помогают стать более самостоятельным; меняется роль ребенка в учении: он становится более активным участником процесса; также у детей улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, появляется внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Методические пособия для развития мелкой моторикиМетодические пособия для развития мелкой моторики Сегодня хочу рассказать вам о замечательных пособия для развития мелкой моторики Вот такие замечательные игрушки, многофункциональные есть.

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 17:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бережная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД