Наталья Дьяур
Методические рекомендации для проведения игротренинга для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольников и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Для повышения интереса к физической культуре дошкольников можно использовать педагогам в своей практике игры-тренинги, которые имеют эмоциональную привлекательность. Ребенка привлекает, с одной стороны, просто игра, а с другой сиюминутное достижение цели, победа, осознание собственного роста (сегодня сделал то, что не мог вчера). Игры-тренинги проводятся в игровой форме. Дети становятся непосредственными участниками тех или иных событий, перевоплощаются в какой либо образ, что повышает их интерес к игре. Как следствие, мотивация к выполнению заданий на таких занятиях очень высока, что помогает даже самым неактивным детям не оставаться в стороне.
Публикация «Методические рекомендации для проведения игротренинга для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Игры-тренинги в течении года проводятся со всей группой, это позволяет независимо от типа двигательной активности непрерывно решать следующие задачи:
Совершенствование двигательных умений и навыков;
Развитие взаимоотношений в группе;
Развитие коммуникативных навыков;
Развитие воображения;
Обучение планированию деятельности.
Мною была разработана система занятий по двигательному игротренингу для старших дошкольников, которая включает в себя следующие разделы:
- «зверобатику»;
- двигательные сказки;
- «театр руки»- с использованием нетрадиционного оборудования;
- игры-тренинги с использованием ТРИЗ технологий;
- игровой стретчинг;
- пластический горизонтальный балет с определенным сюжетом.
Все эти разделы плотно переплетаются между собой, дополняя друг друга, а игра, как главный аргумент, стоит в основе двигательной активности.
«Зверобатика»
«Зверобатика» это игра перевоплощения, точнее, это элементарные перемещения детей, включающиеся в любую спортивную игру или тренировку. Автор данной методики С. В. Реутский создал внешне очень простую, но хитроумную организованную последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от самых простых до рискованных. Упражнения в «зверобатике» - работа в непривычных условиях. Например, футбольный матч в положении «паучка». Десять минут игры – и упадешь от усталости. Принципиально новых упражнений в «зверобатике» нет. В ней важно другое:
-постоянное усложнение заданий;
-Возможность совместных действий в непривычных условиях;
-Образная основа движения.
Дети внутренне преображаются, меняются, превращаясь в различных зверей: «котенок» выгибает или прогибает спинку; «гусенок» вытягивает шею, расправляет крылышки и т. Д. (приложение №1). Образно подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность и память; творческое мышление; быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве; внимание. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности, из различных исходных положений, и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом (марш, спортивный джаз, популярная музыка, из мультфильмов,.). Ритмическая музыка – один из главных возбудителей эмоций человека, под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышаются обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена. Музыка – могучее воспитывающее и организующее средство. Применение ее на занятии способствует формирование у группы занимающихся, единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении. Физические упражнения, выполняемые под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.
Всю «зверобатику» можно делать на скорость, точность, чувствительность (вслепую, в парах и командах; по всем усложняющим траекториям. Особое внимание в физическом развитии старших дошкольников уделяется играм и упражнениям на взаимодействие. Это так называемые «игры дружбы» (приложение№2,которые предполагают обязательное партнерство, чувство локтя, взаимопомощь, тактильный контакт.
Освоив движения животных в зверобатике, можно приступить к обыгрываниям «двигательных сказок», перевоплощаясь обыгрывать какое либо действие.
На следующем этапе усложнения проигрываются «двигательные сказки». Начиная рассказывать игру – сказку, можно одновременно разыгрывать ее. Для игры нам понадобятся мнемотаблицы (приложение №3) либо эмблемки на руку (если распределяются роли среди детей, на руках эмблемы с изображением животных детям не мешают и к тому же дети всегда видят тот образ, в который им нужно перевоплощаться.
Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении детей ряд ассоциаций и образов, тем самым представляя один из вариантов мнемотехники, позволяющий с помощью образов запомнить и воспроизвести сюжет. В каждой сказке есть своеобразная мнемотаблица движений. С ее помощью дети «выполняют» сказку, как единый двигательный комплекс. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания. Старшие дошкольники сами могут придумывать сказки и составлять к ним мнемотаблицы, развивая тем самым творческие способности.
Мир велик
Ползание с опорой на ноги впереди, а рук сзади за спиной (Паучок).
Паучок в лице поник-
Нужно знать, как мир велик.
И отправился с утра
В путь, куда глядят глаза.
Ползание с опорой на руки, разведенные в стороны и колени (Муравей).
Ему навстречу муравей,
Никого нет деловей.
Разговаривать не стал,
Лишь с приветом помахал.
Бег на носках, руки в стороны; взмахи резкие, мелкие руками на уровне плечевого пояса (Стрекоза).
Стрекоза летит, стрекочет,
Кушать постоянно хочет.
«Добрый день!» - паук сказал,
Сам за листиком пропал.
Ползание прыжковым шагом с опорой на руки, расположенными между ног и стопы. (Лягушка)
Вот, лягушка – поскакушка,
Скачет резво на опушке.
На приветствие «Ква, ква!» -
Отвечает всем спеша.
Бег на носках, плавный и легкий с поворотами вокруг себя. Поднимание рук через стороны с большой амплитудой: вверх, вниз – плавно. (Бабочка)
Удивился паучок,
В танце кружится листок.
Пригляделся: «Вот это да,
Это бабочка краса»,
Ползание с опорой на ноги впереди, а рук сзади за спиной (Паучок).
Паучок бродил весь день.
Понял, мир – чудес плетень.
Но что ж так хочется домой,
В милый уголок родной.
Ученье - свет, а неученье - тьма
Ходьба с высоким подниманием колен и взмахом рук в стороны. (Петушок)
Петя рано просыпался,
Петя в школу собирался.
Обзвонил всех петухов,
Рассказал, что он готов.
Потянуться вверх, руки слегка в стороны, ноги врозь, на носочках. (Солнышко)
Солнышко светило ярко,
Приготовило подарки:
Лучик света и тепла,
Счастье в дом его внесла.
Стойка: ноги на ширине плеч, руки на пояс. Вдох носом, наклон вперед с выдохом, произнося шипящий звук. (Гуси)
Гуси радостно шипели,
Петю подбодрить хотели:
«К науке не теряй ты интерес,
В век технических прогресс».
Ползание с опорой на руки и стопы. (Корова)
А корова безразлична:
«Без ученья я технична,
Лишь бы было что жевать,
Молоко смогу давать».
Ползание с опорой на локти, кисти рук к плечам, и колени. (Поросенок)
«Вот еще, - сказала хрюшка-
Грызть науку – это мука!»
И, уткнувшись мордой в грязь,
Растянулась, словно князь.
Ползание с опорой на руки и колени, голова слегка запрокинута вверх, плавные повороты головы влево, вправо. (Баран)
А барашек очень гордый,
Что породой он особый,
Отвернулся и молчит.
Глупый неуч в нем сидит.
Бег, руки прямые, в стороны. (Самолет)
Что за шум, что за гам?
Самолет летит к нам!
Тряска.
А животные трясутся:
«Силы темные несутся!»
Страхом полные глаза-
«Разразились небеса»
Ползание с опорой на руки и колени по кругу друг за другом. (Кот)
С самолета вышел он-
Кот ученый с рюкзаком.
Записал всех на урок,
И со всех он взял зарок:
«Быть прилежными в ученье,
Любить науки продвиженье,
Сможете и вы тогда,
Все подняться в облака».