перфильева марина
Методические рекомендации для педагогов Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Города Челябинска
«Детский сад №181»
Методические рекомендации для педагогов
«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Подготовил: Перфильева Марина Александровна,
воспитатель
2020
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель: ознакомление педагогов с требованиями по организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- определить актуальность внедрения в педагогический процесс ДОУ театрализованной деятельности;
- обосновать влияние театрализованной деятельности на развитие речи младших дошкольников;
- предоставить четкие рекомендации по организации работы над инсценировкой произведения.
Слайд 2
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты,
Морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Слайд 3
Актуальность
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Слайд 4
Благоприятные условия для широкой практики и развития детской речи создаются в театрализованной деятельности. Для детей она сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта и психологических процессов.
Слайд 5
Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей. В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, данный вид деятельности не теряет своей актуальности.
Театр – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию. Фантастический, загадочный мир влечет к себе не только взрослых, он всегда был объектом пристального внимания детей всех времен и народов. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя. Ведь именно здесь он черпает сведения о реальности, которой еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться.
По мнению А. Б. Фесюковой, именно «в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова, а естественная ситуация речевого общения активизирует словарь».
Слайд 6
Огромную роль в достижении положительного результата несет в себе методически грамотное руководство организацией театрализованной деятельности детей.
Методические рекомендации
Слайд 7
Общие рекомендации по организации театрализованной деятельности
• В группе должны быть созданы благоприятные условия для проведения театрализованных игр и игровых упражнений. Важно систематически пополнять и обновлять атрибуты.
• Следует ежедневно включать театрализованные игры в режимные моменты детского сада. Это могут быть игры - инсценировки с сюжетными игрушками, использование фольклорного материала.
• Необходимо вдумчиво подходить к выбору тематики театрализованной деятельности. Она должна быть разнообразна и содержательна.
• Следует поддерживать максимальную активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
• Партнерство детей и взрослых – главная составляющая всех этапов организации театрализованной игры.
• Ежемесячно планировать демонстрацию сказки с использованием разных видов театра.
Логично предположить, что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей нелепо, поскольку успех ожидает постановку только в том случае, когда ребенок научится играть в нем.
Слайд 8
Рекомендации по организации работы над инсценировкой
1. Начиная работу над инсценировкой, педагогу следует показать ее детям в самостоятельном исполнении. Лучше, чтобы она была интерактивной: когда дети проговаривают отдельные фрагменты вместе с воспитателем.
2. В повторных играх воспитатель побуждает детей все больше проявлять активность, добиваясь тем самым усвоения содержания текста. Очень важно не требовать его буквального воспроизведения. При необходимости можно непринужденно поправить малыша.
3. Когда ваши воспитанники достаточно хорошо усвоили текст, следует поощрять точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.
4. Используйте с детьми небольшие упражнения. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. С этой целью можно использовать игры-имитации: «Покажи, как белочка грызет орешки»; «Представь, что ты косолапый мишка», «Покажи, как поет песню Петушок».
5. Важным этапом является отработка основных эмоций. Помогут в этом следующие упражнения: «Покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость)».
Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.
6. Прежде всего, выбор постановки зависит от возраста ваших воспитанников. Чем они младше, тем проще должен быть спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки.
Самым простым вариантом является разыгрывание текста сказки слово в слово. Однако, как показывает практика, гораздо интереснее проявить творческий подход и немного видоизменить произведение (добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей). Не менее интересно сочинить вместе с малышами свою собственную историю, а потом разыграть.
Слайд 9
Подводя итоги, хочется отметить, что опыт внедрения в повседневную деятельность детей театрализованной деятельности показывает отличный результат:
- у детей заметно расширяется словарный запас;
- дети активнее используют новые слова и выражения в самостоятельной деятельности;
- дети используют в речи более сложные, грамотно построенные предложения.
Помимо этого малыши становятся более открытыми и раскованными, приобретают опыт нравственного поведения, уважительного отношения друг к другу.
Таким образом, влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка в целом, и становление его речи в частности – факт неоспоримый. Играя, ребенок чувствует себя раскованно и свободно, а это является определяющим фактором усвоения материала.
Играйте в театр!
Развивайте речь своих воспитанников!
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : Просвещение, 2005.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2005.
3. Бочкарева, Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 2010.
4. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников». – М. : Сфера, 2008 г.
Приложение
Картотека театрализованных игр для детей младшего дошкольного возраста
«Угадай по звуку»
Цель: развивать слуховое внимание детей.
Ход игры:
Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.
«Зверята»
Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».
Все пушистые цыплятки,
Любопытные ребятки.
Мама спросит: «Где же вы?»
Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»
Курочка-хохлатушка по двору гуляла,
Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!»
Ходит по двору петух,
Аж захватывает дух.
Как увидит он зерно,
Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышел котик погулять,
Решил цыпленка напугать.
Стал подкрадываться сразу
И мяукнул громко: «Мяу!»
Ловко прыгает лягушка,
У ней толстенькое брюшко,
Выпученные глаза,
Говорит она: «Ква-ква!»
«Возьмем Мишку на прогулку»
Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход игры:
Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.
Я надену Мишке теплые. штанишки.
Теплые. штанишки я надену Мишке.
Валенки-малышки я надену. Мишке.
Так, так и вот так —валенки-малышки.
Я надену. Мишке валенки-малышки,
Я надену. Мишке красное. пальтишко,
Красное. пальтишко я надену. Мишке.
А когда иду гулять, надо шапку надевать.
Мишку мы возьмем. гулять,
Будем в саночках. катать!
Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.
«Пришел Мишка с прогулки»
Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:
Мишенька ходил гулять,
Он устал и хочет спать.
Дети с Мишенькой гуляли,
Мишку в саночках катали.
Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик.
Мишка наш ходил. гулять,
Шапку с Мишки надо. снять.
А теперь пальтишко
Я снимаю с. Мишки.
Так, так и вот так —
Я снимаю с. Мишки.
Мишка наш ходил. гулять,
Валеночки надо. снять.
Теплые. штанишки
Я снимаю с. Мишки.
Так, так и вот так —
я снимаю с. Мишки.
Мишка наш ходил. гулять,
Он устал и хочет. спать.
Вот его кроватка,
Будет спать он. сладко.
Баю-бай! Баю-бай!
Спи, Мишутка,. баю-бай!
Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.
«Прятки»
Цель: развивать навык звукоподражания.
Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.
Ход игры:
Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.
Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?
Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.
Вдруг мишка прячется за домик.
Педагог : Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Отзовись!
Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Покажись!
В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»
Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.
Ход игры:
С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:
«Где вы были, мальчики и девочки?
Что вы делали?»
Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,
а что делали — покажем».
Дети показывают действия, которые придумали.
В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.
«Игра с пальчиками»
Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.
Оборудование: куклы пальчикового театра.
Ход игры:
Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.
Этот пальчик — дедка,
Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот — наш малыш,
Зовут его. (называет имя ребенка).
«Кругосветное путешествие»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.
Ход игры.
Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.
«Одно и то же по - разному»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами, развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры.
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа — задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т. д.
III группа — задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т. д.
IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т. д.
V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т. д.
«Превращение предмета»
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры.
Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов :
а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д. ;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д. ;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д.
«Король (вариант народной игры)»
Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры.
Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т. п., а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).
«День рождения»
Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами,
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры.
С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.
С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.
«Бабушка Маланья»
Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры.
Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей! (Останавливаются и с по-
С такими глазами, мощью мимики и жестов изо-
С такими ушами, бражают то, о чем говорит-
С такими носами, ся в тексте.)
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели, (Присаживаются на корточ-
Целый день сидели. ки и одной рукой подпирают
На него (нее) глядели, подбородок.)
Делали вот так. (Повторяют за ведущим лю-
бой жест.)