Ирина Иванова
Методические рекомендации для педагогов «Развитие творческой активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческой активности детей
дошкольного возраста средствами музыки».
Программа «Детство».
(Методические рекомендации для педагогов ДОУ.)
Музыкальный руководитель высшей категории Иванова И. М.
МБДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок»
г. Железноводск, Ставропольского края
Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Развитие творческой активности детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Развитие творческих способностей детей является одной из актуальных задач современной дошкольной педагогики.
Музыка – это искусство прямого и сильного воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творческого потенциала человека, особенно в дошкольном возрасте.
Необходимым условием возникновения детского творчества является :
• накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником;
• накопление опыта исполнительства;
В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, дети приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Взаимосвязь процесса творчества с процессом обучения детей является той базой, которая обеспечивает активное творческое развитие дошкольников.
Детское музыкальное творчество – это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, игровые, инструментальные.
Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка – самовыражение.
Сочиняя, импровизируя, дети становятся более инициативными, самостоятельными.
Работая над развитием творческих музыкальных способностей, дети развиваются не только эмоционально, у них развиваются умственнее способности, внимание, мышление,
память, активность, речь, интеллект, воображение.
Особенностью педагогической технологии программы «Детство» (авт. А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, является творческий характер её применения, создание комфортных условий для творческого развития детей, проведение нетрадиционных занятий, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
В единстве с развитием познания и чувств, в программе ярко выражена линия творчества.
Обобщёнными целями музыкального развития и образования детей являются :
• развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;
• развитие у ребёнка позиции активного участника, исполнителя – созидателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.
В связи с этим задачи в каждой возрастной группе ориентированы на:
• Детское музыкальное восприятие – слушание – интерпретацию;
• Детское музыкальное исполнительство – импровизацию – творчество.
Творческие способности необходимо развивать у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для них творческие задания, эта работа с детьми носит подготовительный характер, формирует у детей образное начало.
Элементарные творческие проявления продолжают накапливаться у детей средних групп. А в старшем возрасте творческая активность детей увеличивается, совершенствуется на более высоком уровне.
Процесс музыкального творчества носит личностный характер.
Как музыкальные исполнительские, так и творческие способности могут проявляться по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей.
У одних детей проявляются способности к творческому восприятию музыки, у других к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества (сочинение, импровизация попевок на ДМИ, движений)
Творчество каждого ребёнка неповторимо, поэтому каждому ребёнку надо постараться создать педагогам наилучшие условия для самовыражения, вовремя под-держать неуверенных в себе детей, подбодрить их.
Главным критерием в оценке результатов творческих проявлений детей считается не только правильность выполнения заданий, а возник ли у них интерес к этому заданию, к самовыражению. Если ребёнок способен выразить своё отношение к исполняемой песне, танцует, если он делает это искренне, непосредственно, увлечённо, то это придаёт творческий оттенок его исполнительской деятельности.
Вся эта активная творческая деятельность доставляет детям особое удовольствие, усиливает их эмоциональную отзывчивость, они делятся друг с другом своим опытом, радуются своим успехам.
Полноценное творчество ребёнка зависит от создания благоприятных условий
для самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей :
• оснащение разнообразными детскими музыкальными инструментами
/ традиционными и нетрадиционными – шумовыми /, народными инструментами;
• оснащение разнообразными атрибутами /платочками, листочками, ленточками…/,
шапочками, элементами разных костюмов;
• наличие дидактических игр и пособий;
• наличие музыкальной фонотеки.
Задача педагогов создавать условия для детского творчества, поощрять детей к творческой деятельности, поддерживать желание творить, не делать детям отрицательных замечаний, поддерживать застенчивых.
Развивая творческие способности детей, мы не ставим перед собой задачи сделать из них поэтов, артистов, музыкантов.
Главное зажечь в детях искру творчества, которая пригодится им в дальнейшей жизни.
Главное не то, что человек будет делать в своей жизни, а как он будет это делать.
Творцом можно и нужно быть в любом деле.
Элементарное музицирование с дошкольниками.
Есть дистанция «огромного размера» между ребёнком, слушающим, как музицирует педагог, и, ребёнком, играющим и тем более творящим музыку самостоятельно, даже если в его партии будет только один звук, но им самим придуманный. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.
Программа Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» построена по принципам музыкальной педагогики Карла Орфа – познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение.
Цель программы - помочь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике; удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении.
В основе программы лежит элементарное музицирование, как коллективная деятельность, неразрывно объединяющая пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Программа предполагает совместное творчество педагога и детей на занятии.
Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо этому учить – такую способность подарила им сама природа с великой целью: служить способам познания мира.
Даже совсем маленькие дети способны импровизировать. Рожденная фантазией, их музыка проста и чудесна, как сама страна детства. Из металлофона рождается мерцающий танец звезд, колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как грустно шуршат под ногами осенние листья…
Фантазия и воображение детей могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки: «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекают не только малышей.
Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, это творчество – исследование. Их ценность заключается в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.
Ключевая фраза «сыграй, как Ты хочешь» запускает сам механизм этой импровизации. Техническая легкость игры звуками, свобода фантазии и способов манипуляции являются основой для творческих проявлений детей.
Игры звуками, являясь первичной формой импровизации, базируются на следующих принципах:
• формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создаёт фундамент для творчества;
• коллективно-распределительный характер элементарной импровизации.
• позволяющей принимать в ней участие каждому;
• простота и доступность.
Памятка для воспитателей:
«Развитие детского музыкального творчества
в соответствии с возрастом детей».
Песенное творчество.
• Импровизация простейших мелодий: допой песенку, придумай мелодию различных жанров…
2-3 лет: звукоподражания /птички, собачки маленькие-большие…/;
мелодии без слов /ля-ля, баю-бай, та-та-та…/
4-5 лет: дети здороваются /«Здравствуй, Света! – Здравствуйте!», «Доброе утро!» /;
пропевание имён, пропевание несложных текстов / «ты где?» – «я – здесь»/;
имитируют звучание инструментов /дудочки, фо-но…/;
5-6 лет: допевают музыкальные фразы; ответы на вопросы /какое платье у тебя?. /
сочиняют /танец, марш, колыбельную/;
6-7 лет: сочиняют мелодии на заданный текст /стихи, считалки, загадки…/;
передают разное настроение /весной, осенью…/ танец, марш, колыбельная;
«сочиняют оперы»
Муз. -дид. игры: «Птица и птенчики», «Кукла спит и пляшет», «Чья мама?»,
«Музыкальное лото», «Придумай песенку»…
Музыкально – игровое творчество.
• Образы различных персонажей, образные движения, инсценирование песен, движения с воображаемыми предметами…
мл. ср. в. : образные движения отдельных персонажей /зайки, птички/,
игры, хороводы, обыгрывание песен /«Ладушки», «Зайка», «Зима»…/;
ст. в. : развитие образов в действии, инсценирование песен, хороводов
/хороводная игра «Ворон», «Калина»…/
муз. игры-превращения / «Отгадай, кто мы?». /
Музыкально – танцевальное творчество.
• комбинирование знакомых танцевальных движений, импровизация собственных движений, сочинение простого танца…
мл. ср. в. : передача весёлого характера музыки в движении;
ст. в. : передача разного настроения музыки /вальс, плясовая, современный танец…/
образные танцы /танцуют снежинки, листочки, цветы…/
Муз. игры: «Зеркало», «Обезьянки», «Передай платочек»…
Творческое музицирование. (Игра на Д. М. И.)
• воспроизведение своих мелодий, просто импровизация, находя красивые мелодии, ритмы…
мл. в. : импровизация на ударных инструментах звукоподражания
/ «едет поезд», «дети шагают, танцуют»/
ср. в. : играют на металлофоне звукоподражания
/ «дождик», «птички», «придумай колыбельную, танец» /
ст. в. : игра контрастного настроения, характера / «сыграй своё настроение»,
«весело-грустно», «марш-танец», «танец снежинок.», «скачет всадник». /
«сказочные персонажи»
Муз. - дидактические игры : «Весёлый оркестр», «Дирижёр» …