Софья Рякова
Методические рекомендации для педагогов-психологов по развитию сопереживания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие способности к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста строится на построении педагогического процесса, который направлен на развитие умения распознавать эмоциональные состояния и чувства человека, понимать и принимать позицию другого, выстраивать разные формы межличностной коммуникации, проявлять стремление к помощи.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов-психологов по развитию сопереживания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Для развития способности к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста педагогу необходимо создать следующие психолого-педагогические условия :
развитие эмоциональной сферы в целом, которая подразумевает формирование у детей представлений об эмоциях и чувствах, развитие умения дифференцировать эмоции и чувства, развитие умения понимать эмоциональное состояние другого человека и свое собственное, развитие умения выражать свои чувства;
использование эмоционально значимых учебных ситуаций с привлечением известных детям персонажей детской литературы;
участие дошкольников в совместном с педагогом моделировании учебных ситуаций, способствующих совместному обсуждению поведения и эмоциональных реакций персонажей детской литературы;
организация методической работы, направленной на социальную активность и взаимодействие детей, создание благоприятной среды, не препятствующей общению со сверстниками, способствующей формированию правильного, сочувствующего поведения героям произведений.
Для выбора художественного произведения с целью развития способности к сопереживанию нужно учитывать следующие условия:
содержание произведения должно быть общедоступно осмыслению ребенка, изложено лаконично и последовательно;
разногласие между персонажами должно находиться в основе сюжета произведения; а решение его может быть предложено равно как с поддержкой преподавателя, так и детьми самостоятельно.
Педагогу необходимо придерживаться следующей последовательности:
1) создание мотивации ожидающей работы (предыстория) и ознакомление с произведением;
2) чтение детям доступно, выразительно и понятно, вызывая эмоциональный отклик
3) характеристика основных героев, выявление противоречий или конфликта;
4) реакция на конфликтную ситуацию, отбор линий ее разрешения в ходе проигрывания мини-этюдов, выстраивания разговоров, игровых ситуаций, в которых ребенок имел бы шанс сформулировать собственное восприятие ситуации и позиции к ней.
Также необходимо помнить, что возможности детской художественной литературы многогранны из-за многочисленных форм, методов и приемов работы с ней:
чтение детям всего произведения, позволяет понять целостность и смысл произведения;
повторность наиболее значимого фрагмента текста, помогает вызвать у детей новые эмоции;
рассказывание педагогом в свободной форме;
инсценирование позволяет повторно познакомить дошкольников с художественным произведением, а также прожить эмоции и чувства персонажей;
заучивание наизусть и чтение по ролям;
беседа по произведению, краткий пересказ учат детей строить логичное, последовательное высказывание.
При выборе средств и методов развивающей работы необходимо учитывать последовательность в усложнении форм эмоционального реагирования.
Таким образом, для способствования развитию способности к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста необходима комплексная работа.