Янина Алексеева
Пальчиковые игры как средство развития речи и познавательных процессов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 Горки-10
Консультация для педагогов
«Пальчиковые игры - как средство развития речи и познавательных процессов у детей дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель: Алексеева Янина Юрьевна
2020 год Горки-10
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи и познавательных процессов у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Я думаю, что данная тема считается одной из актуальных в процессе подготовки детей к школе. Итак, почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи. Именно поэтому пальчиковые игры должны занять прочное место в работе с детьми, так как отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Поэтому, я думаю вы со мной согласитесь, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
По мнению Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее», поэтому развивать общую и мелкую моторику ребенка необходимо с самого раннего возраста. Существует много методов, но подробно я хочу остановиться на пальчиковых играх.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка.
Виды пальчиковых игр :
• пальчиковые игры с предметами;
• активные игры со стихотворным сопровождением;
• игры манипуляции;
• пальчиковые игры на основе сказок;
• пальчиковые кинезиологические игры;
• пальчиковые игры с элементами массажа;
• пальчиковые игры с музыкальным сопровождением;
• пальцевые узоры.
Сейчас, я остановлюсь на каждом из них.
Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. У самых разных народов такие игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память. Деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Вот одна из этих игр с карандашом.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали.
Карандашик я возьму
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Следующий вид - активные игры со стихотворным сопровождением. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.
Паучок ходил по ветке.
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Стало солнце пригревать,
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке.
Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в дом постучать: 1,2,3,4-5.
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти пчелки?
Стали вдруг вылетать: 1,2,3,4,5!
Следующий вид пальчиковых игр- игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, так как он в каждом пальчике видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить эти игры.
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик я -
Вот и вся моя семья!
Следующий вид - пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
Следующий вид - пальчиковые кинезиологические игры или «гимнастика мозга» Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания, что так необходимо при школьном обучении. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
*ухо-нос (по очереди менять руки)
* живот-голова
*ладонь-пальцы
Следующий вид- пальчиковые игры с элементами массажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения-разминания, растирание, надавливание, пощипывание, так же их можно выполнять с предметами (карандаши, мячи,палочки,трубочки).
Следующий вид- пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.
«У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. На лбу и ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. На лбу и ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и везде».
Следующий вид- игры с карточками пальцевых узоров. Представляют собой простейший тренажер, развивающий чувство зрительно-ручной координации (глазомер, необходимый для последующего развития графических навыков. В качестве узоров можно использовать национальный орнамент, графические сюжеты из явлений природы (волны, ветер, тучи, деревья, а так же отдельные художественные каллиграфические буквы. Узоры -линии периодически меняются путем замены листов.
И завершить свое выступление я хотела бы такими словами:
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
А что же остается у того,
Кто не жалеет в жизни ничего?
В его руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.
Удачи всем, спасибо за внимание!