Ирина Ценкер
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Сказка как средство формирования у дошкольников целостной картины мира»
▼ Скачать + Заказать документы
для педагогов ДОУ
«Сказка как средство формирования у дошкольников целостной картины мира»
воспитатель
Ценкер Ирина Сергеевна
г. Орск
"Сказка как средство формирования у дошкольников целостной картины мира"
Публикация «Методические рекомендации для педагогов ДОУ „Сказка как средство формирования у дошкольников целостной картины мира“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью. Познавательный потенциал сказок бесконечен и разнообразен о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, о любой отрасли человеческого знания, формируют представления целостной картины мира у детей дошкольного возраста. По мнению К. Д. Ушинского «картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком, окружающий мир и вырабатывается отношение к нему». Современная картина мира включает в себя представления о развитии бытия, о взаимосвязи и взаимодействии субъективной реальности. Она показывает, что в результате усложнения структуры и уровней организации материи из неживой природы возникает живая, а из этой последней — человек с его социальными проблемами. На передний план в формировании картины мира выдвигается задача его познания, а современная картина мира очерчивает постоянно расширяющееся поле познания и деятельности человека, рассматривая мир в единстве и целостности. Как известно детям необходимо познавать огромный и неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Огромным потенциалом для изучения и познания целостной картины мира обладает сказка. В мире информационного взрыва, глобальной сети, высоких технологий книга, в том числе и сказка утрачивает свою ценность. Привлекательность передачи информации – телевидения, необъятные просторы интернате, должны быть лишь ярким дополнением, познавательного интереса к основному способу интеллектуального развития ребёнка. Современные родители не осознают силу воздействия сказки на интеллектуальное развитие и воспитание ребёнка. Ведь для дошкольника в первую очередь сказка, является носителем важных знаний, достояний культуры, идей, рассказов о прошлом, будущем и настоящем.
Актуальность темы: формирование целостной картины мира дошкольника, определяется заказом общества, отраженном в ФГОС дошкольного образования и возросшими требованиями к познавательному развитию ребенка при поступлении в школу.
Изучение методико-педагогической литературы по данной теме и педагогический опыт показал необходимость создание и внедрение структурно-функциональной модели методики познавательного развития ребенка дошкольного возраста отражающей содержание, формы, методы, средства, анализ процесса познания у дошкольника.
Новизна проекта: создание условий для формирования целостной картины мира, через восприятие сказки, используя современные образовательные подходы, включая когнитивный, деятельностный, эмоционально-чувственный компоненты, обеспечивающие формирование познавательной активности ребенка.
Методика развития детей дошкольного возраста средствами художественно – познавательной литературы, включает следующие компоненты:
- когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных и интеллектуальных задач) и формирующий целостную картину мира;
- деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование, направленной на формирование познавательной активности ребенка;
- эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.
Цель работы по данной теме: формирование целостной картины мира старшего дошкольника, через восприятие сказку.
Задачи:
-повысить интерес родителей и детей к сказке;
- учить видеть ценность и красоту литературного, сказочного слова;
- учить бережному отношению к книге;
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
- развивать познавательный интерес детей;
- знакомить детей со сказкой, ее назначением, с некоторыми особенностями этого жанра.
Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке. Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому воображению присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик (девочка) смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь через тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона. Иными словами, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек.
Цель сказочников - “воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою". Маленький ребенок, слушая рассказ или сказку и ощущая реальное существование даже фантастического героя, “содействует” с героем; ребенок постарше “соучаствует” с героем.
Известный психолог А. В. Запорожец как- то привел интересный эпизод с пятилетней девочкой, которая на картине, изображающей прикованного Прометея, выскребла пальцами цепи, чтобы освободить героя. Движимым состраданием к герою ребенок пытается непосредственно практически воздействовать на произведение искусства вместо того, чтобы перенести свое отношение на действительность, в нем воображенную. Воображаемый, фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнить ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.
В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, определяется содержание нравственного воспитания. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было. В сказках поднимается также и много других проблем нравственного воспитания. В русских сказках, как и в сказках других народов, явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества. Трудолюбие - одна из главных человеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком. В сказках просто и естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт. Сказка внушает детям, что жизнь жестоко наказывает легкомыслие тех, кто не ценит главного в жизни - повседневного, упорного и не понимает основной ценности человека - трудолюбия.
Больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобразительности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания. Для детей вовсе не важно, кто герой сказки : человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое - нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу…
Слушая сказки в детстве, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказка для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни. Оказывается, без знания сказок самое блестящее воспитание и образование не полноценно. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе. Поэтому необходимо отметить особую роль родителей в приобщении детей к сказкам и чтении их на ночь, чтобы освободиться от негативных эмоций. Ведь игра и сказка не должны представляться как временные явления, они должны иметь своё продолжение в семье.
Подвести итог можно словами Л. Н. Толстого: «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру».