Наталья Митюшкина
Методические рекомендации для педагогов «Дети в мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая копилка для педагогов «Дети в мире профессий»
Тема: «Знакомство с трудом работников швейной промышленности»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с трудом работников швейной промышленности: модельеры, закройщики, портные. Дать знания о том, что одежду шьют в ателье, на швейных фабриках.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Дети в мире профессий“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Систематизировать знания детей о классификации одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить знания детей о названии тканей и способах их изготовления.
3. Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Материалы:
Картинки с изображением разных видов одежды;
лоскутки тканей, знакомых детям,- шерсть, ситец, байка, вельвет, джинсовая ткань, шелк;
картинка с изображением портнихи за ручной швейной машиной и за электрической;
игра «Одень Сашу и Машу»; листы белой бумаги с изображением силуэтов геометрических фигур для игры «Модельер».
Предшествующая работа:
Дидактическое упражнение «Как называется ткань?», Дидактические игры «Составь узор», «Подбери лоскут»; «Одень Машу и Сашу», «Подбери инструменты для портного», «Угадай кем я работаю?», «Кому что нужно?»;
показ презентаций по темам: «Как рубашка в поле выросла», «Хлопок», «Профессия – портной»;
Знакомство детей с видами и названиями тканей, беседы о классификации одежды, о том, как наши предки шили одежду, о русском народном костюме;
рассматривание картин по теме;
чтение рассказа К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», сказки Е. Жуковской «Ситцевая улица», сказки Х. К. Андерсена «Новое платье короля», серии рассказов Л. Куклина «Ромашки на кармашках»;
разучивание стихотворений З. Александрова «Мой мишка», Б. Заходер «Портниха»;
загадывание загадок по теме; раскрашивание раскрасок; создание творческих работ.
Методические приемы :
Выставить перед детьми предметные картинки с изображением разных видов одежды. Предложить рассмотреть, подумать и сказать: как можно назвать одним словом все представленные предметы? (одежда)
Предложить вспомнить на какие три группы можно разделить все виды одежды. (Дети по желанию выходят, расставляют картинки на три полочки и объясняют, почему они именно так разделили все виды одежды)
Спросить: из чего шьют одежду? (из ткани); из чего делают ткани? (из шерсти овец, льна, хлопка)
Предложить детям рассмотреть лоскутки ткани расположенные на столах и найти такие, из которых можно сшить зимнюю одежду. Стараться добиваться, чтобы дети называли ткань и аргументировали свой выбор. По аналогии выбрать ткань для демисезонной и летней одежды.
Спросить у детей: откуда человек берет одежду? (покупает в магазине) как одежда попадает в магазин? Кто ее шьет?
Объяснить, что есть люди, которые шьют одежду. Это портные. Активизировать название профессии среди детей. Показать детям новую игру «Одень Сашу и Машу» и узнать, можно ли сразу одеть бумажных кукол. Спросить: что сначала нужно сделать? (вырезать все платья и костюмы)
Рассказать, что портниха тоже сначала должна вырезать все детали одежды, или раскроить. Уточнить, что если портниха шьет дома, то она сама и выкраивает, и шьет. А в ателье заказ принимает человек, который кроит одежду, - это ЗАКРОЙЩИК. Предложить детям подумать и ответить на вопрос: что нужно обязательно сделать закройщику перед тем, как раскроить платье или костюм? Перед детьми повесить картинки – подсказки с изображением людей разной комплекции: высокий – низкий, худой – полный. Обобщить ответы детей: закройщик должен снять мерки с помощью сантиметра.
Предложить детям поиграть и стать заказчиками и закройщиками, снять мерки, чтобы сшить брюки или рубашки. Измерить длину штанины или рукава, окружность шеи или талии, бедер. Пояснить, что закройщик снимает много мерок и все обязательно записывает. Затем с помощью этих мерок создает выкройки. (Показать детям варианты выкроек). Выкроенные на бумаге детали одежды раскладывает на ткани и вырезает. Затем приступает к работе ПОРТНОЙ. Он сшивает детали, обрабатывает швы. Предложить детям ответить на вопрос: почему портного называют мастером иголки, потому что.
а) он ловко обращается с иголками для шитья
б) он покрыт иголками, как ежик
в) он изготавливает иголки
Предложить детям назвать инструменты, которые помогают портному в работе. Поиграть в игру «Загадки – отгадки» (отгадки демонстрировать)
Нитку за собой ведет,
Вышивает, платья шьёт,
Очень остренька и колка.
Угадали что? -. .(Иголка)
Одна подружка
Пролезла другой в ушко. (Нитка и иголка)
Смотрите, мы раскрыли пасть,
В нее лоскутик можно класть:
Лоскутик в нашей пасти -
Разделится на части. (Ножницы)
На пальце одном
ведерко вверх дном. (Наперсток) Железный жучок,
На хвостике червячок. (Булавка)
Наша тетушка игла,
строчку по полю вела.
Строчка в строчку,
строчка в строчку,
будет платье вашей дочке. (Швейная машинка)
Рассмотреть иллюстрации с изображением портнихи за ручной швейной машинкой и за электрической. Выяснить: на какой машинке удобнее шить и почему? Предложить детям отдохнуть Физкультминутка:
Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот - (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)
Спросить детей: почему люди любят одеваться не в одинаковые одежды, а в разные? Кто помогает каждому человеку быть особенным, придумывает новые фасоны одежды? (МОДЕЛЬЕР)
Поиграть в игру «Модельер»
Предложить детям выбрать листок с изображением любой геометрической фигуры и, дополнив ее дополнительными деталями, придумать и создать свой предмет одежды. Оформить выставку детских работ. Дать положительную оценку деятельности детей. Рефлексия. Подвести итог: чтобы сшить хорошую одежду, нужно затратить много труда.
Посмотри, зимой и летом
Заяц, белка, серый волк
Хорошо всегда одеты —
Видно, в шубах знают толк.
Ну а мы за платьем новым
Обращаемся, друзья,
Обязательно к портному,
Без него никак нельзя.
Мерку снимет он сейчас же,
Модный подберет фасон,
Ткани разные покажет:
Яркий ситец, шелк и лен.
И скорее за машинку,
Строчки ровные бегут.
Складки здесь, а здесь — резинка
Молния, конечно, тут.
Вот строителю — спецовка,
Белый для врача халат.
Обшивает очень ловко
Он и взрослых, и ребят!
Тема: «Что нам стоит дом построить» (знакомство с профессией строитель)
Программное содержание
1. Уточнить и систематизировать знания о строительных профессиях, подвести их к пониманию обобщающего слова «строитель». Учить детей группировать, объединять профессии людей по общему признаку.
2. Закрепить знания детей о различных профессиях людей.
3. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение ко всему, что их окружает.
Материалы
Иллюстрации крупных размеров с изображением современного города; картинки с изображением людей различных строительных профессий (архитектор, экскаваторщик, бетонщик, каменщик, монтажник, кровельщик, плотник, электрик, сантехник, штукатур, маляр); картинки с изображением инструментов (стеклорез, тиски, рубанок, отвертка, игла, молоток, дрель, отвес, мастерок).
Предшествующая работа
Показ презентаций по темам: «Как построить новый дом», «Деревянное строительство», «Архитектор», «Монтажник - высотник», «Штукатур», «Маляр»;
беседы с детьми о строительных профессиях; рассматривание фотографий с деревянной и каменной архитектурой г. Ульяновска;
составление рассказов с опорой на мнемотаблицы; чтение стихов о строительных профессиях; загадывание загадок по теме;
чтение р. н. сказки «Деревянный орел», С. Михалкова «Три поросенка», Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;
разучивание стихотворения Л. Рашковского «Новый дом» с использованием мнемотаблицы; раскрашивание раскрасок; лепка из соленого теста по теме «Как настоящие строители»;
проведение серии опытов по теме «Песок и глина», «Можно ли менять форму камня и глины», «Свет по всюду», «Свойства магнита», «Ледяной дом».
Методические приемы
Предложить детям разгадать ребус и определить тему предстоящей деятельности. Предоставить возможность разгадать загадки и из начальных букв каждой отгадки сложить предложение «Строим дом», при этом отгадки транслировать картинками:
1. На зеркальном на катке,
На единственном коньке,
Он проехался разок —
И распался весь каток (Стеклорез)
2. У них тяжелый труд,
Все время что-то жмут. (Тиски)
3. С дуба он снимает стружку
Из него ползут бараны.
В жёлтых, хрупких завитушках
По доске скользит… (Рубанок)
4. Чем отвёртывают винт,
И шуруп ребристый, вёрткий?
Засидеться не дадим,
Отвернём их все…
(Отверткой)
5. Я одноухая старушка,
Катушка – вот моя подружка,
Я нитку у нее взяла,
Скажите что же я… (Игла)
6. Ох, и славный он работник
Он кузнец, сапожник, плотник…
Тук- тук- тук, да ток - так – ток-
Гвоздь вбивает… (Молоток)
7. Инструмент в руках умелых
Сто отверстий за день сделал.
Далеко несётся трель-
Сверлит стену носом (Дрель).
8Хочешь ровно строить дом,
Ты воспользуйся шнурком
Строй гараж, сарай, навес,
А поможет нам (Отвес)
9. Инструмент тот маленький,
Но такой удаленький.
Без него кирпичный дом
Никогда не возведём.
Каменщику он дружок,
С ручкой лёгкий (Мастерок)
Предложить детям подумать и назвать синонимы к слову «дом» (Определить, что обозначает слово «дом») : постройка, сооружение…
Предложить пальчиковую игру:
«Строим дом»
Целый день тук да тук-
Раздаётся звонкий стук.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат,
(Стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
(Пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом,
(Сжимать-разжимать пальцы.)
Как мы славно заживём.
(Вращать кисти рук)
Дать задание послушать пословицы и определить какая из них в большей степени характеризует процесс строительства дома и почему?«Что нам стоит дом построить – нарисуем будем жить» или «Дом построить – не шапку на голову надеть»
Для определения предложить построить лесенку из профессий людей, и,используя карточки, проследить процесс строительства дома. В процессе совместной деятельности обобщать и систематизировать знания детей:
1 карточка – Архитектор чертит план построения дома.
Прежде чем построить то или иное здание Архитектор сначала строит дом в уме. Затем Архитектор в проектном бюро проектирует здания и целые города на бумаге (показ слайдов). Чертит чертежи специальными инструментами (показ слайдов). Если проект утвержден, Архитектор идет к строителям для обсуждения строительства (показ слайдов).
2 карточка – Архитектор обсуждает план со строителями.
3 карточка – Тракторист очищает место для строительства дома.
4 карточка - Экскаваторщик капает яму под фундамент.
5 карточка – Бетонщики заливают фундамент для будущего дома.
6 карточка – Каменщики кладут из кирпича стены.
«Кладет кирпич за кирпичом –Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом»
7 карточка – Крановщики, поднимают груз на высоту.
8 карточка – Монтажники, сварщики сваривают металлические конструкции.
9 карточка- Кровельщики покрывают крышу железом
«Чтоб не мокли люди в доме под дождем,
Кровельщик железом покрывает дом.
Ходит кран подъемный – огромной высоты,
Подает на крышу железные листы»
Предложитьдетям провести опыт и определитькакой лист железа более прочный катанный или профилированный.
Вместо листа железа взять лист бумаги, его края поставить на два кубика, а сверху попытаться поставить стакан с водой. Лист прогибается. Затем сложить лист бумаги гармошкой и повторить попытку с установкой стакана. Стакан стоит, бумага не прогибается.
8 карточка – Плотники устанавливают окна и двери.
Обеспечить детям динамическую паузу. Физкультминутка:
«Мы ребята – мастера»
Стул сломали мы вчера (пальцы одной руки приставить к локтю другой руки)
Мы – ребята – мастера (указать на себя)
Молотком тук-тук стучали
(постучать кулак об кулак)
Гвозди долго забивали (стучать кулаком об указательный палец)
Получилось как-то криво
(рука по диагонали)
Отпилили мы красиво (имитировать движения)
Зачищали шкуркой долго (тереть ладонь о ладонь)
Покрывали лаком стойким (имитировать движения)
Верх узором украшали (рисуем в воздухе)
Папу посмотреть позвали (приложить ладонь ко лбу)
9 карточка – Электрики проводят в дом свет, подключают электрические приборы.
10карточка – Сантехники устанавливают водопроводные трубы
11 карточка – Штукатуры-моляры штукатурят специальным раствором и красят окна и стены.
Положительная оценка деятельности детей. Предложить поиграть в игру «Кому, что нужно для работы»
(Рассмотреть профессии маляр, плотник, каменщик, электрик)
12 карточка - Новоселы въезжают в новый дом, в новую квартиру
Еще раз посмотреть на картинки и назвать одним словом всех людей, которые трудились над постройкой дома. Кто они? (строители)
Сделать вывод:
все профессии нужны и все профессии важны.
«Дом построить не шапку на голову надеть!»
Дать положительную оценку. Рефлексия.