Лисицына Ирина
Методические рекомендации для педагогов «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
для педагогов
«Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
педагог-психолог
Лисицына И. Е.
2022г.
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
Гармоничное развитие детей дошкольного возраста, предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности.
Под эмоциями понимается переживание собственного состояния. Все эмоции можно распределить на две большие группы, т. е. положительные и отрицательные. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Отрицательные эмоции выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, или страха. Эмоции ребенка - это “послание” окружающим его взрослым о его состоянии.
Дети 3-5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Индикатором проявления этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психоэмоциональном состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят о том, что ребенок испытывает некий дискомфорт, который выражается в подавленном настроении. Отмечается целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:
Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
Ребенок становится беспричинно обидчив.
Беспокойная непоседливость. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.
Проявление кривляний и упрямства. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
Иногда ребенок что-либо жует или сосет, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита;
Двигательные расстройства: дрожание рук, качание головой, передергивание плеч; ночное и даже дневное недержание мочи.
Могут наблюдаться расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них. Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств, лишить ребенка естественного для его возраста состояния радости и привести к неврозам.
Проблема профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста остается одной из самых важных.
Причины эмоционального неблагополучия детей в образовательном учреждении:
нерациональный режим жизнедеятельности;
дефицит свободы движений;
недостаточность пребывания на свежем воздухе;
нерациональное питание и плохая его организация;
неправильная организация сна и отдыха детей;
авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы;
необоснованное ограничение свободы детей;
интеллектуальные и физические перегрузки;
неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.
Эмоциональное неблагополучие может привести к психоэмоциональному напряжению и различным нарушениям поведения. Выделяют несколько типов нарушений поведения:
Первый - это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными.
Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа.
Основной чертой поведения детей третьего типа является наличием у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как свидетельства эмоционального напряжения.
Дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения, поскольку они еще не умеют расслабляться, предвидеть и контролировать ситуацию, и поэтому во многом зависимы от окружающей их среды и взрослых. Взрослым необходимо быть крайне внимательными к эмоциональному состоянию каждого воспитанника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную форму воздействия в конкретной ситуации.
Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
Существует множество рекомендации по снятию стрессовых состояний. Например, реагировать на неприятную ситуацию улыбкой и шуткой, выбрать идеала героя с веселым и добрым характером и др.
Однако, эти и им подобные рекомендации вынуждают человека подавлять реакцию на раздражение и, таким образом, лишают его разрядки. Детям в силу специфики возрастных особенностей (в первую очередь из-за малого жизненного опыта) делать это крайне трудно, а отсутствие разрядки часто приводит к неврозу и впоследствии, как считают медики, к гипертонии.
Лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен.
Важными компонентами здорового образа жизни как сон и закаливание. Напоминаем об этом родителям.
Значение правильно организованного сна для гигиены нервной системы ребенка переоценить невозможно. Еще И. П. Павловым было доказано, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причем такое восстановление не может быть достигнуто другими средствами и способами.
.
Большее значение в профилактике эмоционального напряжения придается обучению человека психосаморегуляции. Исследования подтверждают, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ.
Все вышеперечисленные основные средства профилактики психического напряжения детей являются структурными компонентами среды жизнедеятельности ребенка, а также системы физического воспитания детей в детском учреждении.
Практические рекомендации профилактики психического напряжения детей
Во время пребывания детей в образовательном учреждении для формирования их физического здоровья и психологического благополучия детей, а также с целью профилактики психоэмоционального напряжения должно быть усилено их психологическое содержание.
Физкультурная терапия.
Физкультурная терапия необходима детям с признаками повышенного психоэмоционального напряжения, которое развивается у них, прежде всего, из-за неправильного ритма жизни. Положительное влияние физкультурной терапии на психоэмоциональное состояние детей наблюдается уже через месяц после начала регулярных занятий. Общий курс физкультурной терапии рассчитан на 2-3 месяца, в зависимости от индивидуально-психологического состояния ребенка. Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но четыре основных компонента в них должны быть обязательными: утренняя оздоровительная гимнастика, оздоровительный бег, пешие прогулки, оздоровительные игры. Ниже каждый из этих компонентов рассмотрен более подробно.
Оздоровительная утренняя гимнастика.
Цель утренней гимнастики - поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка. Этой целью и определяется методика ее организации.
Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики должны быть включены только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения. Использование элементов обучения неизбежно создает ситуацию напряжения, поскольку не все дети успешно справляются с заданиями. Если они это осознают, то их астенические реакции могут усилиться. Интерес к гимнастике поддерживается большим разнообразием упражнений и игр. Например, сегодня утренняя гимнастика может состоять из серии подвижных игр, завтра дети могут поработать на полосе препятствии, в следующий день это будет интересная пешая прогулка с небольшим марш-броском и т. п.
Будет целесообразно, если взрослые согласуют комплекс гимнастики с детьми. Во время гимнастики детям должна быть предоставлена возможность самостоятельных действий на игровой или спортивной площадке. Взрослым необходимо позаботиться о том, чтобы им было чем заняться.
Оздоровительный бег.
Оздоровительный бег это длительный бег в медленном темпе. Исходную длительность бега следует определить вместе с врачом ДОУ, а также необходим индивидуальный подход к детям. Нужно вымерить длину беговой дорожки не только по количеству метров, но и по времени, которое затрачивается на пробежку одного круга в медленном темпе, т. к. по количеству пробегаемых кругов воспитателю легче ориентироваться.
Каждые две недели длительность бега увеличивается на 15 секунд. Но возможны периодические «остановки» (неустойчивая погода, допустим в ноябре, и в связи с этим, трудная адаптация ребенка к ее постоянным изменениям; либо карантин и др. причины).
В летнее время длительность бега не увеличивается.
С переходом детей в следующую возрастную группу исходная длительность бега для них устанавливается по данным апреля - мая.
В подготовительной к школе группе дети ежедневно бегают 7-12 мин.
Организация психотерапевтических прогулок.
Польза прогулки для здоровья ребенка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Но не всегда прогулка для детей является еще и хорошей психической разрядкой. Поссорился, например, ребенок с друзьями, пришел с прогулки в слезах - и весь ее оздоровительный эффект из-за стресса практически сводится к нулю. А вот на психотерапевтической прогулке такого не бывает. Она поднимает и мышечный, и психический тонус детей, а также способствует их личностному развитию.
Психотерапевтическая прогулка - это пешая прогулка, основную часть которой составляет спортивная ходьба. А она в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых.
Оздоровительные игры.
Применение данных игр способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, оздоровлению, закреплению достигнутых социальных отношений. В процессе оздоровительных игр улучшается эмоциональное состояние детей, дети получают удовольствие от процесса и результатов игры, формируются навыки честного соперничества. Высокий эмоциональный фон создает хорошие условия для ускорения процессов выздоровления.
Оздоровительные игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию.
Неизменной любовью у детей пользуются театрализованные игры, которые с большим успехом используются в практике педагогами для профилактики психоэмоционального напряжения.
Театрализованные игры рекомендовано применить для развития творческой самостоятельности, воображения и создания атмосферы эмоциональной безопасности.
Для снятия психоэмоционального напряжения можно использовать психогимнастику. Дети изучают различные эмоции и учатся ими управлять. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражению и снятию мышечного напряжения при тревожности.
Опыт работы с детьми показывает, что необходимо комплексное воздействие на психику ребенка, и частью этого комплекса являются упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребенка, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение, фантазию малыша. Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой.
Практика показывает, чтобы достичь коррекционного эффекта, в результате специальных занятий с ребенком в детском саду, необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.
Для эмоционального благополучия детей очень важно взаимопонимание между родителями и детьми. Представление о том, что в воспитании необходимы специальные знания, еще не укоренились в сознании значительной части современных родителей. Это возможно только при повышении компетентности родителей в этой сфере. Поэтому очень важно вести активную совместную работу с родителями. Проводить беседы с родителями по выявлению личностных нарушений у детей. Направлять на консультации к психологу, где они могут узнать об особенностях возраста и проблемах, которые возникают в период формирования личности ребенка.