Кравченко Вера
Методические основы обучения рисованию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические основы обучения рисованию рассматривали такие ученые как Н. П. Сакулина, Е. И. Флерина, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Т. С. Коморова, Н. А. Курочкина, Н. А. Алексеев, А. Е. Высоцкий, Н. Н. Поддьякова, Г. Г. Григорьева они выделяли группу методов, которые способствовали обучению детей рисованию.
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность, потому как ребёнок должен знать, видеть и чувствовать тот предмет, явления, которые он собирается изобразить. Каждый ребёнок должен иметь полные, ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях много. Все они сопровождаются словесными объяснениями [1].
Темочки:
В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения. Исследованием методов занимались Г. Г. Григорьева, Т. С. Коморова, Н. П. Сакулина и все они сошлись в одном мнении. Все методы должны соответствовать определё нным требованиям:
1. Общей цели и задачи обучения.
2. Специфики вида деятельности, которой будут обучать и в процессе усвоения которой пойдёт развитие детей.
3. Возрастным особенностям детей.
Доктор педагогических наук И. Я. Лернер предложил систему общедидактических (применимых к любому содержанию) методов обучения, обеспечивающих не только усвоение знаний, умений, но так, же и развитие творческого потенциала, познавательных способностей, эмоций и интересов учащихся. Все эти методы классифицированы по характеру познавательной деятельности, в основе которой степень самостоятельности и творческой активности детей в познании.
Выделяют несколько методов :
1. Информационно-рецептивный метод. Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознание и запоминание дошкольниками новой готовой информации.
2. Репродуктивный метод. Этот метод направлен на закрепления, а так же уточнение и углубления знаний, способов оперирования знаниями; Усвоение той деятельности, способ и образец которой, уже известны. Суть заключается в том, что педагог отбирает и конструирует задание, а ребёнок выполняет и отбирает способ применения знания, способы действия. Репродуктивный метод позволяет формировать ещё и обобщенные знания (одно и то же задание для неоднократного повторения; вариативные задания, сходства которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо). При организации репродуктивно-вариативной познавательной деятельности формируются обобщенные знания, способы деятельности, и способность использовать их оперативно в разных условиях.
3. Эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурой творческой деятельности. Педагог включает детей в поиски решения не всей задачи, а отдельных её элементов. Частично поисковой метод, является предпосылкой успешного применения исследовательского метода, предполагающего самостоятельное решение целостных задач.
Все эти методы, их последовательное и комплексное сочетание в педагогическом процессе позволяют организовать познавательную деятельность с постепенным увеличением доли самостоятельности и творчества детей. Так же используется методы, традиционно выделяемые по источнику знаний:
1. Ведущими, главные в обучении изобразительной деятельности дошкольников являются наглядные методы. К наглядным методам, относятся такие методы как : наблюдение, рассматривание предмета (обследование, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.
Наблюдение - одно из ведущих наглядных методов обучения. Большой вклад в его разработку внесли Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Л. АРаева. Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие окружающего мира, предмета или явления в естественном окружении. Благодаря этому методу у детей формируется одно из важных качеств личности наблюдательность. Это качество позволяет человеку самостоятельно приобретать новые знания, дает основу для рассуждения и умозаключения. Требования к наблюдению:
1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности – восприятие того содержания, тех особенностей объекта, которые послужат основой для изображения.
2. Эмоцианальносьть, неравнодушие восприятия. Без чувств, которые рождаются в общении с людьми, искусством, природой, рукотворным предметным миром, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности.
3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, которые предстоит изобразить.
4. Активность детей. В наблюдении так же возникает необходимость в обеспечении самой разнообразной активности детей : эмоциональной, мыслительной, речевой, двигательную. Только при этом условии процесс наблюдения будет эффективен.
5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе повторяющихся наблюдений дети могут видеть предмет в разнообразных, изменяющихся, условиях вокруг него, а значит, с разными внешними характеристиками.
6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения. Требование реализуется как в содержании, так и в методике наблюдения с детьми.
Организация и методика проведения наблюдения с детьми дошкольного возраста предполагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующих познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приё мами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования [2].
Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Целью сенсорного воспитания является формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величины. Все эти исследования проводились под руководством А. В. Запорожца, Л. А. Венгера. В работах Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Н. А. Курочкиной, Н. А. Алексеевой, А. Е. Высоцкий были разработаны проблемы взаимосвязи сенсорного восприятия и изобразительной деятельности. В дальнейшем психолого-педагогические исследования по проблеме сенсорного воспитания легли в основу исследования по проблеме умственного воспитания дошкольников под руководством Н. Н. Поддьякова.
Обследование – это целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно- двигательным и зрительным путём. Благодаря обследованию предмета у детей дошкольного возраста формируются представление о нем, которое ложиться в основу изображения. Весь смысл обследования заключается в формировании у детей представлений о предметах [3].
2. Рассматривание картин и книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении изобразительной деятельностью. Этот метод ни в коем случае нельзя использовать в качестве прямого подражания. Этот метод является косвенным, применяется в системе предварительного формирования представлений и замыслов. Если невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Так же иллюстрации используют для обогащения детей некоторыми способами изображения, доступными для них. Целесообразно продемонстрировать колорит осени, зимы в картинах разных художников, чтобы дети лучше поняли это средство выразительности. Требования к использованию картин в работе с дошкольниками :
1. Ясное, четкое изображение, лучше на «чистом» локального цвета фоне.
2. Композиционная простота и доступность содержания.
3. Реалистичность изображения.
Воспринимая художественного образа через художественную форму в картине, дети лучше понимают колорит, композицию, линию и прочие способы выражения художником состояния природы, человека и самого художника.
3. Образец – это то, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях. В методической литературе к образцу относят работу, выполненную воспитателем, игрушки, скульптура маленького размера (в лепке, а так же и картины. Поскольку рассматривание картин, обследование предметов, в том числе игрушек и малой скульптуры,- самостоятельные методы обучения, то под образцом мы понимаем работу, выполненную воспитателем и предлагаемую для подражания. По справедливому замечанию Н. П. Сакулиной, дети, рисуя по образцу, рисовали по видению педагога и не учились самому главному умению в изобразительной деятельности – умения видеть предметы, явления. Результаты такого обучения не очень хорошие, они проявляются как в однообразии, так и в малой выразительности детских работ, а так же, что очень важно, в неумении ребят самостоятельно изобразить любой не сложный предмет, даже подобный тому, который учили изображать. Приёмы показа способов и изображения – показ может быть как полным, так и частичным, как общим, так и индивидуальным. Индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и ребёнка. А так же показ может быть как педагога, так и ребёнка. Показ может входить как информационно- рецептивного, так и репродуктивного метода.
Так же используются словесные методы обучения детей :
1. Беседа – это один из ведущих словесных методов обучения детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности. Организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуется вопросами, пояснениями, а так же уточнениями и способствует формированию у детей представлений об изображенном предмете или явлении и способов его воссоздания в рисунке. Беседа используется в первой части занятия, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце занятия, когда важно помочь детям увидеть свои работы, а так же почувствовать их выразительность и достоинства, понять все слабости. В сюжетном рисовании детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветную характеристику образа, т. е продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Рисование на темы окружающей действительности требует оживления жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнение выразительных средств: композиции, деталей способов передачи движения. По рисованию на свободную тему необходима предварительная работа с детьми. В беседе педагог оживляет ребячьи впечатления. В беседе педагог использует такие методы как :
1. Пояснение – словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятия и что должны получить в результате.
2. Совет – используется для помощи ребёнку, у которого возникают трудности в создании изображения. Н. П. Сакулина справедливо требовала не спешить с советами.
3. Напоминание в виде кратких указаний.
4. Поощрение – по мнению Н. П. Сакулиной и Е. А. Флериной, следует чаще применять в работе с детьми.
5. Художественное слово широко применяется. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения [2].
Выделяют практический метод обучения рисованию детей дошкольного возраста.
Упражнение- Этот метод практического обучения имеет наибольшую эффективность. Под упражнением понимается организованное планомерное и повторяющееся выполнение действие, целью которого является овладение этими действия либо повышение их качества. Для того чтобы учащиеся хорошо овладели такими навыками и умениями, нужно правильно организовывать упражнения. Упражнения бывают трех видов:
1. Специальные – это многократно повторяемые упражнения, действие которых направлено на формирование трудовых и учебных умений, навыков.
2. Производные – это ввод специальных прежних упражнений. Они способствуют повторению, и таким образом, закреплению ранее организованных навыков. Если не использоваться производные повторение, то навык, как правило, теряется. Объявление скрыто.
3. Комментированные – это упражнения, служащие для активизации учебного процесса, а также осознанного выполнения заданий.
Используется во всех возрастных группах детского сада, но содержание и форма меняется в зависимости от возраста детей.
Таким образом, выделяли методы обучения рисованию детей дошкольного возраста. Главными методами обучения рисованию являются наглядные, но они не будут продуктивными без таких методов, как практические и словесные. Только в совокупности они дадут результат.
Библиографический список
1. Косминская, В. Б., Васильева, Е. И., Казакова, Р. Г. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1985.-255с.
2. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. ,2005.-344с.
3. Сакулина, Н. П., Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Просвещение, 1982.