Лучший педагог года

Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников

екатерина кузнецова
Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприятие в дальнейшем.

Стрессовые ситуации могут привести к нарушениям в эмоционально-волевой сфере, и как следствие у ребенка проявляется тревожность.

Развивая эмоционально-волевую сферу дошкольника, мы создаем условия для формирования стрессоустойчивости ребенка и личностного роста.

Публикация «Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников» размещена в разделах

Я как педагог-психолог ДОУ использую следующие упражнения для снятие напряжения и тревожности у детей дошкольного возраста.

Игра № 1: «Цветочек и солнышко».

Эта игра, направлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Воспитатель начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку.

Глубоко в земле жило-было семечко. Однажды на землю упал теплый солнечный луч и согрел его (Дети сидят на корточках, опустив голову и обхватив колени руками).

Из семечка проклюнулся маленький росточек. Он потихоньку рос и выпрямлялся под ласковыми лучами солнца. У него проклюнулся первый зеленый листочек. Постепенно он расправлялся и тянулся к солнышку (Дети постепенно выпрямляются и встают, поднимая голову и руки).

Вслед за листочком на ростке появился бутон и в один прекрасный день расцвел в красивый цветок (Дети выпрямляются в полный рост, слегка откидывают голову назад и разводят руки в стороны).

Цветок грелся на теплом весеннем солнышке, подставляя каждый свой лепесток его лучам и поворачивая голову вслед за солнцем (Дети медленно поворачиваются вслед за солнышком, полузакрыв глаза, улыбаясь и радуясь солнцу).

Игра № 2. «Пиктограммы».

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый и др. ;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному) : разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Игра № 3. «Тренируем эмоции».

Попросите ребенка нахмуриться - как:

- осенняя туча,

- рассерженный человек,

- злая волшебница.

Улыбнуться, как:

- кот на солнце,

- само солнце,

- как Буратино,

- как хитрая лиса,

- как радостный ребенок,

-как будто бы увидел чудо.

Позлись, как:

- ребенок, у которого отняли мороженое,

- два барана на мосту,

Игра № 4. «Упрямые барашки».

Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый) говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки. Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.

Игра № 5. «Нехочуха».

Эта игра была разработана педагогом Л. И. Петровой. Она поможет выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Кроме этого, она позволяет детям раскрепоститься и развивает чувство юмора. К тому же, она более безопасна, чем предыдущая игра. Играть в нее очень просто: ведущий рассказывает стихотворения и сопровождает его движения, задача детей — повторять их.

Я сегодня рано встал,

Я не выспался, устал!

Мама в ванну приглашает,

Умываться заставляет!

У меня надулись губы,

И в глазах блестит слеза.

Целый день теперь мне слушать:

— Не бери, поставь, нельзя!

Я ногами топочу, я руками колочу.

Не хочу я, не хочу!

Тут из спальни папа вышел:

— Почему такой скандал?

Отчего, ребенок милый,

Нехочухою ты стал?

А я ногами топочу, я руками колочу.

Не хочу я, не хочу!

Папа слушал и молчал,

А потом он так сказал:

— Будем вместе топотать,

И стучать, и кричать.

С папой мы поколотили, и еще поколотили.

Так устали! Прекратили.

Потянулись

Снова потянулись

Показали руками

Умываемся

Опустили голову, надулись

Вытираем «слезы»

Топаем ногой

Погрозили пальцем

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Ходим медленно, широкими шагами

Удивленно разводим руками

Обращаемся к другим детям

Опять разводим руками

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Шумно выдохнули, остановились

Игра № 6. «Угадай эмоцию».

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

Игра № 7. «Как ты себя сегодня чувствуешь?».

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. д.

Игра № 8. «Классификация чувств».

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Разложить карточки по следующим признакам:

- какие нравятся;

- какие не нравятся.

Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

Игра № 9. «Встреча эмоций».

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции : та, которая нравится, и так, которая неприятна.

Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

Игра № 10. «Испорченный телефон».

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

1. «По каким признакам ты определил именно эту эмоцию;

2. «Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?»;

3. «Трудно ли было тебе понять другого участника?»;

4. «Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию.

Игра № 11. «Рисуем настроение».

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

1. Выполнение рисунка на тему: «Мое настроение сейчас».

2. Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Игра № 12. «Ассоциации»

Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию ( например: «слон» и «радость»). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.

Игра № 13.

Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.

Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой - названия эмоций.

1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.

Методический источник: https://infourok.ru/metodicheskiy_sbornik_zanyatiy_igr_i_uprazhneniy_napravlennyh_na_razvitie_emocionalno-volevoy-146433.htm

Публикации по теме:

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников Одна из областей психолого-педагогической работы по ФГОС - это социально-коммуникативное развитие. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих.

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ ГОКУ «Школа – интернат р. п Квиток» Доклад «Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой.

Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы Календарно – тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально – волевой сферы (1-4 класс) № п/п Задачи коррекционной.

Открытое занятие на тему: «Коррекция эмоционально-волевой сферы» с детьми подготовительной группы Цель: формирование положительного эмоционального состояния Задачи: -способствовать развитию самоуважения детей; -развитие чувства единства,.

Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры» Педагогический опыт работы педагога-психолога МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Назаровой Натальи Геннадьевны.

Игра на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет с ЗПР «В гостях у медведя» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «В гостях у медведя» на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет с ЗПР Задача-коррекция.

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Развитие психологии современного человека.

Реализация программ и технологий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников Работая второй год психологом в детском саду, я столкнулась с такой проблемой. Порой не хватает времени на работу по развитию творческих.

Сказка как средство развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольников 5–7 лет Детство – время развития всех сил человека, время приобретения новых знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков.

Статья «Отклонения в эмоционально-волевой сфере у дошкольников» Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников
Опубликовано: 26 октября 2017 в 04:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем екатерина кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД