Получи документы

Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности

Юлия Ильина
Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены разнообразные методы и приемы работы по экологическому воспитанию дошкольников в различных видах деятельности из опыта работы воспитателя детского сада. Приведено описание каждого метода и приема работы.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» размещена в разделах

Ключевые слова: экологическое воспитание, модель экологического воспитания дошкольников, проектная деятельность, целевые прогулки, трудовая деятельность, опытно-экспериментальная деятельность.

Summary. The article presents a variety of methods and techniques for environmental education of preschoolers in various types of activities from the work experience of a kindergarten teacher. The description of each method and method of work is given.

Key words : environmental education, a model of environmental education for preschoolers, project activities, targeted walks, work activities, experimental activities.

Экологическое воспитание дошкольников приобретает всё большую актуальность в современном мире. Несмотря на высокий уровень внимания к этой проблеме, дети, увлечённые разнообразием развлечений, всё меньше интересуются окружающей природой. Родители, стремясь к интеллектуальному развитию своих детей, редко используют природу как источник познания. В результате основная ответственность за экологическое воспитание ложится на плечи педагогов.

Экологическое образование — это комплексный процесс, охватывающий всю жизнь человека, и его начало должно быть положено в раннем детстве. Именно в этот период формируются основы мировоззрения и нравственных ценностей, определяющих отношение к природе. Недостаток взаимодействия с природой у детей приводит к неустойчивому, поверхностному отношению к ней. Важно сделать общение с природой естественной потребностью детей, источником радости и постоянного обогащения новыми впечатлениями [1].

Экологическое воспитание дошкольников – это актуальная тема, вызывающая интерес у многих педагогов. Среди признанных авторов в этой области можно назвать Н. А. Рыжову, С. Н. Николаеву, Н. Н. Кондратьеву, Г. И. Саломахину, Л. А. Каменеву, А. К. Матвееву, Л. М. Маневцеву, П. Г. Саморукову, А. С. Галанову, Т. И. Попову. Их взгляды на эту проблему различаются, и подходы к экологическому воспитанию разнообразны. Однако, общим для всех является стремление к формированию экологической культуры у дошкольника через знакомство с миром природы.

Экологическая культура дошкольника включает в себя не только базовые знания о природе, но и их практическое применение в повседневной жизни – в играх, труде, быту. Ключевым фактором успешного экологического воспитания является создание атмосферы, которая стимулирует эмоциональную отзывчивость детей и воспитывает в них любовь к природе [2].

В условиях, когда государство ставит охрану окружающей среды в приоритет, экологическая грамотность, бережное отношение к природе и любовь к ней становятся необходимыми для выживания человечества. Поэтому экологическое образование и формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста являются крайне важными и актуальными задачами.

Экологическая культура, по мнению педагогов и психологов, является частью общечеловеческой культуры. Она представляет собой систему социальных взаимоотношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, ценностей и установок, определяющих взаимодействие человека с природой. Экологическая культура обеспечивает гармоничное сосуществование общества и окружающей среды, представляя собой единый механизм взаимодействия человека и природы, реализующийся через отношение человека к окружающей среде и экологическим проблемам в целом. В рамках культурологии экологическая культура рассматривается как самостоятельная дисциплина [4].

Дошкольный возраст – это фундаментальный этап в становлении экологического воспитания, охватывающий период от 3 до 7 лет. В это время происходит активное развитие психики ребёнка.

В возрасте 5-7 лет у детей формируется способность управлять своим поведением. В этот период ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, развивается его эмоциональное отношение к окружающему миру. Закладываются основы нравственных ценностей и экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии с природой и понимании неразрывной связи с ней. Это открывает возможности для формирования экологических знаний, норм и правил поведения в природе, развития сопереживания ей и активного участия в решении экологических проблем [3].

Важно помнить, что накопление знаний не является самоцелью в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Знания – это основа для формирования эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Задачи педагогов в данном направлении подразделяются на 2 группы.

1. Создавание условий для формирования элементарных биологических представлений:

– знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.);

– предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

– формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечение условий для развития экологического сознания :

– знакомить с представителями живой и неживой природы;

– рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

– способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

– знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

– способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

– создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды [5].

В своей работе я использую разнообразные методы и приемы для достижения целей экологического воспитания :

1. Экологические занятия : дети знакомятся с растениями (деревьями, овощами, фруктами, ягодами, грибами, лекарственными растениями, узнают о животных, их среде обитания и условиях роста. Полученные знания закрепляются на практике и в творчестве.

2. Опытно-экспериментальная деятельность : игры, занятия, трудовая деятельность на участке и в уголке природы. Игры с песком и водой, знакомство со свойствами снега, различными предметами и природными материалами.

3. Трудовая деятельность : формирует бережное отношение к природе, знакомит с разнообразием растительного и животного мира.

4. Целевые прогулки: дают возможность получить новые впечатления, расширить кругозор, углубить знания и представления, развивают наблюдательность и любознательность.

5. Технология ТРИЗ: применяю инновационную технологию, которая способствует всестороннему развитию детей. Принцип ТРИЗ — «минимум информации, максимум рассуждений». Дети с удовольствием играют в предложенные игры, описывают объекты по карточкам.

6. Экологическая тропа играет ключевую роль в воспитании любви к родному краю, позволяя детям ближе познакомиться с многообразием растительного и животного мира, увидеть взаимосвязи между ними. Полученные знания закрепляются на практике.

7. Вместе с детьми и родителями я провожу экологические акции : «Покормите птиц зимой», «День Земли», «Братья наши меньшие».

8. Игра – это ведущая деятельность в детстве, поэтому в своей работе я часто использую дидактические игры по экологии. Дети развиваются интеллектуально, учатся чувствовать мир, закрепляют знания. Я провожу интеллектуальные игры КВН, экологические викторины, «Поле чудес», игры-ребусы.

9. Чтение художественной литературы вызывает у детей сочувствие, сопереживание, радость, восторг. Приятно слышать вопросы детей: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?»

10. В связи с внедрением ФГОС и ФОП в ДОУ семья стала полноправным участником образовательного процесса. Я использую различные формы работы с родителями: анкетирование, консультации, совместное участие в экологических досугах, праздниках, совместную работу на участке ДОУ.

11. Создаю развивающую предметно-пространственную среду, которая является одним из условий наглядности и действенности в процессе ознакомления детей с природой. В группе создан уголок природы, календарь природы, гербарий, коллекция камней, грибов.

12. Весной мы с детьми выращиваем «огород на окне», а летом – огород на участке. Проводим практические занятия по выращиванию декоративных и культурных растений.

13. Для эффективной работы по экологическому воспитанию необходима хорошая материально-техническая база. Я собрала богатую коллекцию материалов: картотеку загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, картотеку прогулок, дидактических игр, физкультминуток, пальчиковых игр, карточки по технологии ТРИЗ.

14. Мы участвуем в выставках, показываем экологические сказки, сделали тростевой театр. У меня есть грамоты, благодарности, положительные отзывы родителей. Я делюсь своим опытом работы на педагогических советах, мастер-классах, на своем персональном сайте, защищаю проекты.

Я считаю, что моя работа приносит положительные результаты. Дети получили необходимые экологические знания об окружающем мире. Они с удовольствием ухаживают за растениями, помогают сажать их на грядках, участвуют в изготовлении кормушек для птиц и их кормлении, помогают поддерживать порядок в уголке природы и на участках. Дети активно участвуют в праздниках, развлечениях и выставках.

Ключевыми факторами успеха в внедрении экологического образования в педагогический процесс являются:

1. Активная поддержка администрации ДОУ;

2. Соблюдение последовательности основных этапов работы: постановка целей, анализ, планирование, выбор программ и технологий, практическая деятельность, диагностика.

Успешное формирование экологической культуры у старших дошкольников обеспечивается следующими условиями:

1. Создание экологической среды в ДОУ;

2. Комплексное использование методов экологического воспитания;

3. Активное участие родителей в воспитательном процессе;

4. Планирование работы по формированию экологической культуры на основе диагностики;

5. Целенаправленное методическое руководство разнообразной детской деятельностью.

Экологическое воспитание основано на позитивном примере поведения взрослых. Воспитатели должны не только сами соблюдать экологические нормы, но и уделять большое внимание работе с родителями, стремясь к полному взаимопониманию [5].

Старший дошкольный возраст – это время становления экологической культуры ребёнка, которая развивается под влиянием воспитания. У ребёнка формируются чувственные формы познания природы, важные не только для настоящего периода развития, но и для будущей взрослой жизни. Ребёнок этого возраста чувствителен и отзывчив. Он начинает сопереживать и сочувствовать, что побуждает его оказывать помощь как людям, так и животным, заботиться о природе в целом.

Анализ психолого-педагогической литературы подчёркивает актуальность экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях существующих экологических проблем. Этот период является ключевым в формировании личности, её ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в это время закладываются основы положительного отношения к природе, предметному миру, к себе и к другим людям.

В экологическом образовании дошкольников используются разнообразные формы и методы работы, выбор которых зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала, возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Список литературы:

1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Т. А. Анцыперова // Детский сад от А до Я. – 2015. – 394 с.

2. Бобылева, Л. К природе – с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Л. Бобылева, О. Бобылева // Дошкольное воспитание, – 2016. – 475 с.

3. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Н. И. Бодракова // Детский сад от А до Я. – 2014. – 345 с.

4. Вдовиченко, С. Экологические модели / С. Вдовиченко, Т. Воробьева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 12. – 256 с.

5. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / И. Веревкин, Н. Чиженко // Детский сад от А до Я. 2018. – № 6. – С. 101–103.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о семинаре для педагогов «Формирование семейных ценностей у детей дошкольников в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре для педагогов «Формирование семейных ценностей у детей дошкольников в различных видах деятельности» В рамках Года Семьи в МБДОУ "Дельфин" состоялся семинар - практикум для педагогов дошкольного образования "Формирование семейных ценностей.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности» Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Как известно,.

Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых»Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых» Тема Деда Мороза и Снегурочки так любима нами, что мы часто в своём творчестве обращаемся к ней. Сколько в этих образов чудес, загадок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности
Опубликовано: 13 апреля 2025 в 06:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ильина (УИ 1418614) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД