Получи документы

Обеспечение здоровьесберегающей системы работы в санаторном дошкольном учреждении

татьяна казаченко
Обеспечение здоровьесберегающей системы работы в санаторном дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровье нации – главная ценность и необходимое условие прогрессивного ее развития. Статистика последних лет свидетельствует о неблагополучном воздействии экологических и социальных факторов, об ухудшении здоровья детей в период дошкольного возраста. В возрасте до пяти лет у детей регистрируется самый высокий уровень первичной заболеваемости. По данным профилактических осмотров дошкольников увеличивается число детей с нарушением осанки, речи, зрения.

Публикация «Обеспечение здоровьесберегающей системы работы в санаторном дошкольном учреждении» размещена в разделах

Статистические данные о состоянии здоровья детей дошкольного возраста, условия экологической ситуации, уровень заболеваемости детей в дошкольных учреждениях показывают, что главным приоритетом в социальной политике в области дошкольного образования является обеспечение здоровья детей.

Это возможно при правильной организации образовательной и оздоровительной работы, проведении мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.

Появление дошкольных образовательных учреждений нового типа (как, например, санаторное дошкольное учреждение, на сегодняшний день наиболее востребовано и целесообразно.

Здоровьесберегающая работа в дошкольном учреждении реализуется через личностно ориентированную модель организации жизнедеятельности ребенка. Это достигается путем рациональной регламентации длительности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребенка условий психологического комфорта.

Целесообразная организация любого вида деятельности детей в условиях санаторного дошкольного учреждения (особенно часто болеющих и ослабленных, предусматривает:

- выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальный мер, направленных на коррекцию факторов риска, на предупреждение заболеваний;

- учет экологической ситуации и микросоциальной среды, окружающих ребенка и влияющих на их здоровья (своевременное выявление и постановка на учет детей и семей, находящихся в СОП);

-организация периода адаптации к дошкольному учреждению, щадящего режима за счет сокращения занятий в течение дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использования общеукрепляющих средств;

-комплекс профилактических мер, в том числе и развитие навыков личной гигиены, сбалансированное питание;

-оптимизация условий воспитания и обучения, социального развития, формирование навыков здорового образа жизни, использование нетрадиционных профилактических мероприятий: аэро-фитотерапии;

- профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости;

- введение таких обязательных компонентов, как дозированность нагрузок, введение релаксационных пауз, создание ситуаций эмоционального «всплеска», использование специальных оздоровительных мероприятий;

- организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе и использованием природных источников здоровья (луг, лес (Любужский, водоем (река Днепр) – эффективное использование месторасположения учреждения);

- оптимизация двигательного режима, режима закаливания (осуществление закаливания только при полном здоровье детей);

Некоторые позитивные стороны в реализации задач сохранения и укрепления здоровья детей в современных условиях обучения и воспитания можно отметить в работе коллектива нашего учреждения.

Это — улучшение медико-социальных условий: фитобар для оздоровления лекарственными травами и коктейлями; кабинеты: физиотерапии, оборудованные аппаратами для электрофореза, ингаляторами, тубусным кварцем; массажа; зал для проведения занятий ЛФК, кабинет психолога.

Соблюдаются здоровьесберегающие компоненты в образовательном процессе:

- в группах созданы условия для оптимизации деятельности в течение дня (с признанием игровой деятельности как ведущей);

- процесс обучения строится на принципах постепенности в увеличении интенсивности нагрузок с использованием современных методов, учета познавательных возможностей ребенка;

- соблюдается возрастная регламентация учебных занятий;

- совершенствуется содержание образовательного процесса в направлении физкультурно-оздоровительной работы и приобщения ребенка к здоровому образу жизни;

-в процессе занятий статического характера для снятия нагрузок проводятся физкультминутки, между занятиями, рациональное чередование занятий высокой познавательной активности с занятиями динамического характера для сохранения работоспособности ребенка;

- организация коррекционной и кружковой деятельности планируется не в ущерб прогулке (во вторую половину дня);

- устойчивость нервных клеток коры головного мозга к утомлению обеспечивается комплексом методов : музыкотерапия, игра-терапия, психологические тренинги и этюды;

- осуществляется медико-педагогический контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, игровых и спальных помещений.

Необходимым условием полноценного развития наших воспитанников и укрепления их здо-ровья является взаимодействие педагогических работников и медицинского персонала, оптимальное сочетание лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в учреждении Лечебно-оздоровительная работа предусматривает мониторинг и анализ состояния здоровья детей, прогнозирование профилактических и оздоровительных мероприятий.

В начале учебного года проводится углубленный осмотра врача, что позволяет обеспечивать индивидуальный и дифференцированный подход со стороны воспитателей, психолога, инструктора физвоспитания. Медперсоналом составляется план общих лечебно-оздоровительных мероприятий на весь учебный год.

Весной и осенью во всех группах осуществляются противовирусные мероприятия, витаминотерапия.

Разнообразное физиотерапевтическое лечение, профессиональный массаж, общеукрепляющая терапия осуществляются планомерно и фиксируются в индивидуальной карте развития ребенка, в процедурном листе физиотерапевтического лечения. На протяжении всего учебного года в санаторных группах проводятся занятия лечебной физкультурой инструктором ЛФК. В основе ЛФК — упражнения на укрепление дыхательной мускулатуры, выработку правильного дыхания для более полного обеспечения легочной вентиляции.

Специальный массаж назначается детям в период реабилитации после перенесенных заболеваний верхних дыхательных путей. Он способствует укреплению иммунной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, содействует нормальному психическому и эмоциональному развитию.

Закаливание водой в условиях учреждения осуществляется в виде полоскания рта и зева после приема пищи прохладной водой, отварами лекарственных трав, гигиенических процедур, босохождения и купания в бассейне (старшие и средние группы). Проводится работа с родителями по ознакомлению с методикой закаливания.

Комплекс оздоровительных мероприятий включает в себя:

• физкультурные занятия;

физкультурно-оздоровительную работу в течение дня (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, побудки);

• самостоятельную двигательную деятельность;

• активный отдых (физкультурные праздники, досуги, туристические походы по разработанным маршрутам);

• индивидуальную и дифференцированную работу с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии.

При проведении этих форм работы соблюдаются следующие принципы: реализация системы закаливания, формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания, обеспечение психологического комфорта.

В образовательном процессе детского сада предусмотрен комплексный подход в реализации задачи формирования знаний и навыков здорового образа жизни. Прежде всего — это методическая работа с кадрами по повышению психолого-педагогического уровня и профессиональных умений в воспитании здорового ребенка. Проводятся традиционные и активные формы работы с воспитателями : семинары, брифинги по ознакомлению с теоретическими основами ЗОЖ, факторами и способами нетрадиционных методов оздоровления, тренинги по усвоению методик закаливания, массажа, упражнений дыхательной гимнастикой, коррекции осанки с привлечением специалистов. Традиционными стали открытые просмотры занятий и других форм работы в оздоровительном режиме дошкольного учреждения.

Конечно же, такой широкий сектор работы профилактической, реабилитационной стал возможен благодаря тесному сотрудничеству с УЗ «Могилевской детской поликлиникой» филиалом №2, с которым был подписан договор о сотрудничестве по оздоровлению и лечению детей с ослабленным здоровьем, посещающих дошкольное учреждение. Обе стороны обязались нести ответственность за жизнь и здоровье детей, проведение лечебных, оздоровительных и профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил и инструкций по охране труда.

В полноценном сотрудничестве дошкольных учреждений и детских поликлиник нам видится наиболее эффективная форма обеспечения здоровьесберегающей системы работы. Пусть в настоящее время в республике не так много санаторных дошкольных учреждений, обеспечивающих весь комплекс оздоровительной, лечебной и профилактической работы, однако все больше становится очевидно, что такие дошкольные учреждения востребованы.

Казаченко Татьяна Михайловна

педагог-психолог ГУО «Санаторный ясли-сад № 36 г. Могилева»

ЛИТЕРАТУРА

1. // «Здаровы лад жыцця», 2003, №9.

2. // «Здаровы лад жыцця», 2005, № 1-2, 7.

3. // «Пралеска», 2005, № 9.

4. // «Ребенок в детском саду», 2007, №2

Публикации по теме:

Педагог в современном дошкольном учреждении ПЕДАГОГ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Каким же должен быть педагог в современном дошкольном учреждении? Прежде всего, ориентированным.

Организация работы в дошкольном учреждении по формированию у старших дошкольников интереса к истории и культуре родного края Для чего людям знать историю своего города, региона, государства? Этот вопрос задается в наше время достаточно часто. История - это память.

Консультация «Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении» Физкультурно-оздоровительная работа представляет собой комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных.

Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении. Ляленкова Валентина Викторовна, старший.

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад,.

Система работы по организации сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении В жизни каждой семьи наступает момент, когда маленькому ребёнку недостаточно общение с ограниченным кругом людей, ему нужны новые друзья.

Опыт работы «Музейная деятельность в дошкольном образовательном учреждении» Музейная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. (из опыта работы воспитателей Емельяновой Н. В. и Москвичевой Т. В. МБДОУ «Детский.

Инновационная деятельность в дошкольном учреждении ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Д. О. Сюняева ГБДОУ детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района,.

Развитие речи детей средствами музыкально-театральной деятельности в дошкольном учреждении (из опыта работы) Уважаемые коллеги! В нашем дошкольном образовательном учреждении я веду занятия по театральной деятельности уже более 15 лет. Все эти годы.

Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении Специальными исследованиями, выполненными в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, установлены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение здоровьесберегающей системы работы в санаторном дошкольном учреждении
Опубликовано: 11 марта 2018 в 12:08
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обеспечение здоровьесберегающей системы работы в санаторном дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем татьяна казаченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД