Марина Попкова
Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» для средней группы (сентябрь-декабрь)
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день
СЕНТЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ «Детский сад чудесный дом, хорошо живется в нем!»
1. Тема : «Козлятки и волк» в обр. К. Ушинского (пересказ сказки)
Цель: учить детей согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги.
Публикация «Картотека „Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день“ для средней группы (сентябрь-декабрь)» размещена в разделах
- Зима
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
2. Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Продолжать развивать умение слушать произведения разных жанров; «включать» детей в совместное обсуждение; воспитывать трудолюбие
3. «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский
(чтение произведения)
Цель: познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, использовать в речи слова-антонимы.
Развивать внимание, мышление, память, связную речь.
Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении: в быту, играх.
4. «Если добрый ты…» (беседа)
Цель: познакомить детей с русским народным творчеством (пословицами и поговорками) и скрытой в них смысловой окраской.
Развивать внимание, мышление, умение детей отвечать на вопросы.
Воспитывать положительные черты характера, побуждать к добрым делам и поступкам.
5. Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Продолжать учить детей воспринимать рассказ; вызвать эмоциональный отклик на тему рассказа; воспитывать дружеский взаимоотношения
2 НЕДЕЛЯ «Во саду ли, в огороде…»
1 Тема : «Загадки о овощах и фруктах» (ознакомление с малыми фольклорными формами)
Цель: расширять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – частушках и загадках, дать о них новые представления. Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
Развивать мышление, память.
Воспитывать интерес к народному творчеству.
2 Чтение худ. лит.
У. Рашид «Наш сад»
Цель: создание условий для формирования интереса и потребности в чтении.
3 «Если на деревьях листья пожелтели…»
Цель: создание условий для формирования интереса и потребности в чтении.
4 Е. Трутнев «Урожай, урожай!»
Цель: создание условий для формирования интереса и потребности в чтении.
5 «Веселая книга о том, что вкусно и полезно»
Цель: создание условий для формирования интереса и потребности в чтении.
3 НЕДЕЛЯ «Воронеж- город в котором ты родился»
1 Тема : «Как собака друга искала» (рассказывание сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать память, воображение, умение использовать в речи однородные члены предложения.
Воспитывать интерес к сказкам разных народов, дружеские взаимоотношения.
2 Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны.». Цель: воспитывать патриотические чувства у детей; способность отражать в чтении настроение автора, его чувство гордости за Россию.
3Чтение «Берегите Россию»,
«Я – русский человек» - В. Гусев. Цель: воспитание патриотического чувства к Родине.
4 Чтение «Берегите Россию»,«Я – русский человек» - В. Гусев. Цель: воспитание патриотического чувства к Родине.
5 Чтение потешки «Сбил сколотил-вот и колесо» Цель: Стимулировать участие детей в исполнении потешек. Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.
4 НЕДЕЛЯ «ОБЖ – ребенок на улицах города»
1Стихотворение «Светофор» Учить внимательно слушать стихотворные произведения; закреплять знания о назначении светофора; воспитывать культуру поведения на улице
2В. Клименко «Кто важней всех на улице» Расширять знания детей о транспорте путем осмысленного прослушивания произведения; помочь понять смысл рассказа; воспитывать желание соблюдать правила поведения на улице
3 Тема : «Три чудесных цвета» А. Северный, «Если бы…» О. Бедарев (чтение стихотворений)
Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.
Развивать мышление, познавательные интересы у детей.
Воспитывать культуру поведения на дороге.
4 Чтение русской народной сказки «Три медведя». Цель: учить видеть сказочный образ героев, сопереживать им. Развивать усидчивость, желание слушать произведения.
5 Тема : «Утка с утятами». Е. Чарушин (пересказ)
Цель: учить детей пересказывать произведение близко к тексту.
Развивать монологическую речь.
Воспитывать любовь к окружающей природе.
Октябрь
1 НЕДЕЛЯ «Игрушки в гостях у ребят»
1 Г. Цыферов "Когда не хватает игрушек"
Углублять интерес детей к литературе, воспитывать
желание постоянному общению с книгой в совместно
со взрослым и самостоятельно.
2 Чтение сказки «Золотой ключик»
Обсуждение произведения
Цель: развивать словарный запас, учить слушать и понимать текст,
3 Чтение С. Маршак «Мяч» Цель: развивать интерес к художественной литературе.
4 Чтение стих-ия В. Берестова «Больная кукла» Цель: развивать интерес к худ. лит-ре, воспитывать бережное отношение к игрушкам
5 тение стих-ия «Удетей в ладошках птички» Цель: познакомить с деревянной и глиняной свистулькой, учить свистеть, вызвать интерес к народному творчеству, развивать музыкальный слух, восприятие.
2 НЕДЕЛЯ «Книжкина неделя»
1 Тема : «В гости к книжке» (знакомство с творчеством художников-иллюстраторов)
Цель: познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю. Васнецова, В. Чижикова, Е. Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Развивать произвольное внимание.
Воспитывать эстетический вкус.
2 «Краденое солнце» (чтение произведения)
Цель: продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражений.
Развивать слуховое внимание.
Воспитывать любознательность.
3 «Большие колеса» Сутеев
продолжать знакомить детей с произведениями Сутеева, развивать желание запоминать отрывки, рассуждать о поступках героев.
4 Чтение стихов С. Я. Маршака. - развивать интерес к творчеству писателя. Знакомить с новыми стихами, вызвать желание заучивать их наизусть.
5 Сутеев «Это что за птица» - внимательно слушать и следить за развитием сюжета.
3 НЕДЕЛЯ «Золотая осень»
1 Тема : «Осень в лесу» И. Соколов-Микитов (чтение рассказа)
Цель: познакомить детей с рассказами о природе. Учить отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать память, внимание, познавательные интересы детей.
Воспитывать любовь к родной природе.
2 «Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи темные…»
Цель: создание условий для формирования интереса и потребности в чтении.
3. Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста; поддерживать устойчивый интерес к сказкам
4. А. Ерикеев «Осень» Познакомить с новым стихотворением, помочь детям его запомнить; развивать выразительность речи, память; воспитывать интерес к художественной литературе
5. Потешка «Дождик, дождик, пуще!»
Цель: создание условий для формирования интереса к русскому фольклору.
4 НЕДЕЛЯ «Осенние дары»
1. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» Продолжать учить воспринимать стихотворные тексты, запоминать отрывки; расширять кругозор детей; закрепить знания об овощах
2. Стихотворение «Фрукты» Продолжать учить воспринимать стихотворные тексты; учить отвечать на вопросы по содержанию; закрепить знания о фруктах
3. «Осень» К. Бальмонт (заучивание стихотворения)
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.
Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.
4. Тема : «Колосок» (рассказывание украинской сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к сказкам других народов, трудолюбие.
5. Чтение стихотворений об овощах, фруктах, ягодах.
Познакомить детей со стихотворениями, приобщать их к высокой поэзии.
5 НЕДЕЛЯ «До свидания, птицы, до весны»
1 В. Даль «Ворона» Цель: воспитывать умение слушать рассказы, следить за развитием событий.
2 Чтение стихов про птиц. Цель: прививаем любовь к поэзии.
3 А. Майков «Ласточка» Цель: расширения представления о птицах.
4 А. Яшин «Покормите птиц зимой» Цель: воспитывать бережное отношение к птицам.
5 Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка», Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». (Познакомить детей с литературным произведением)
НОЯБРЬ
1. НЕДЕЛЯ «У природы нет плохой погоды»
1 Чтение пословиц, поговорок о природе; народных примет о погоде;
2 Л. Поляк «Туча солнышко закрыла» Познакомить детей со стихотворениями об осени, приобщать их к высокой поэзии.
3. Чтение стихотворений об осени
Познакомить детей со стихотворениями об осени, приобщать их к высокой поэзии.
4. Разгадывание загадок о явлениях в природе.
Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о явлениях в природе при разгадывании загадок.
2. НЕДЕЛЯ «Как животные готовятся к зиме»
1 Е. Трутнева «Белкина кладовая» прогр. сод: учить внимательно слушать лит. произведение, понимать содержание стихотворения. Воспитывать бережное отношение к труду животных.
2 Е. Трутнева «Белкина кладовая» цель: учить внимательно слушать лит. произведение, понимать содержание стихотворения. Воспитывать бережное отношение к труду животных.
3. Чтение стихотворений о животных
Познакомить детей со стихотворениями о животных, приобщать их к высокой поэзии.
4. Чтение «Лисичка-сестричка и серый волк»
Познакомить с р. сказкой в обработке М. Булатова, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
5. Разгадывание загадок о животных.
Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.
3. НЕДЕЛЯ «День Матери»
1 Е. Благинина «Вот какая мама»
Цели: закрепить знание содержания стихотворений; активизировать память; сформировать ответственность за порученное дело; развить мимическую и речевую выразительность.
2 Б. Житков «Как Саша маму напугал»
Цель: способствовать формированию целостной картины мира, первичных ценностных представлений о семейных отношениях.
3. Чтение стихов Е. Благинина. «Посидим в тишине»,
Цели: закрепить знание содержания стихотворений; активизировать память; сформировать ответственность за порученное дело; развить мимическую и речевую выразительность.
4. Чтение книги И. Красниковой «Моя мама лучше всех»
Цель: предложить детям прослушать стихотворения, ответить на вопросы о том, как называют мам и детенышей различных животных, почему каждая из мам кажется своему малышу лучше всех. Вызвать эмоциональный отклик на стихотворения, учить по образцу рассказывать о своих мамах.
5 Я. Аким. «Мама», Е. Благинина. «Вот какая мама»и др.)
Цели: закрепить знание содержания стихотворений; активизировать память; сформировать ответственность за порученное дело; развить мимическую и речевую выразительность.
4. НЕДЕЛЯ «ОБЖ – «Ребенок и другие люди»
1 «Буратино» (ознакомление с предметами)
Цель: познакомить детей с предметами ближайшего окружения.
Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, познавательные интересы.
Воспитывать бережное отношение к предметам.
2 К. Чуковского «Мойдодыр». Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, познавательные интересы.
3 С. Михалков «Шагая осторожно», «Бездельник светофор» Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, познавательные интересы.
4 К. Чуковский «Федорино горе». Цель: продолжать учить беседовать по прочитанному
5 С. Маршак «Четыре глаза» Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы.
ДЕКАБРЬ
1 НЕДЕЛЯ «Здравствуй гостья зима»
1 Чтение потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели».Продолжать знакомство малышей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта.
2 Сказка «Бабушка Метелица» перевод Г. Еременко Способствовать развитию диалогической речи, слушать и понимать вопрос. Обсуждение прочитанной сказки.
3. Чтение стихотворений о зиме
Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
4 чтение русской народной сказки: «Снегурочка». Способствовать развитию диалогической речи, слушать и понимать вопрос. Обсуждение прочитанной сказки.
5 Тема : «Береза» С. Есенин (заучивание стихотворения)
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.
2 НЕДЕЛЯ «Сказкина неделя»
1 Тема : «Большое путешествие маленького мышонка» (рассказывание сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой народов Севера, учить отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы.
Воспитывать интерес к сказкам разных народов.
2: «Заяц и еж» Братья Гримм (рассказывание сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя простые и сложные предложения, образовывать форму единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.
Развивать память, внимание.
Воспитывать интерес к сказкам разных народов.
3 «В театре» А. Барто (чтение стихотворения)
Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности.
Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы.
Воспитывать любовь к художественной литературе.
4 «Жихарка». Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.
5 Чтение сказки «Лиса и козел». Воспитание интереса к чтению худ литературе.
3 НЕДЕЛЯ «Из жизни животных»
1 Тема : «Хрюша на елке» Б. Заходер (чтение сказки)
Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения.
Развивать память, мышление, умение пользоваться приемами сравнения.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
2. Разгадывание загадок о животных.
Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.
3 Тема : «Лесная газета» В. Бианки (чтение рассказов)
Цель: продолжать учить детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме.
Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы.
4 Чтение Е. Чарушин «Про зайчат». Цель:дать детям представление о жанра рассказа
5 Чтение Г. Циферов «Медвежий час» Цель: развитие умения беседовать по прочитанному
4 НЕДЕЛЯ «Мастерская деда Мороза»
1 «Новогодние чудеса Деда Мороза» - уточнить знания детей о новогоднем празднике.
2. Чтение стих-я А. Барто «В защиту Деда Мороза» - учить воспринимать текст без опоры на наглядную ситуацию.
3 Чтение стихотворения А. Барто «Ёлка». Цель: воспитывать интерес к рифмованным текстам.
4 Чтение сказки «Приключение В лесу Ёлки - на- Горке» перевод с норв. Л. Брауде. Цель: учить понимать нравственный смысл произведения, воспитывать любовь к чтению
5 Чтение рассказа М. Зощенко «Елка» - обратить внимание детей на настроение и поведение персонажей накануне праздника, помочь понять содержание произведения.
6 Заучивание стихотворения О. Высотской «Новый год» - помочь детям запомнить стихотворение. Обогащать словарный запас, развивать вербальное воображение, память.
7. Чтение обрядовой песни
познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Колядки); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно.