Светлана Колкнева
Методические рекомендации «Организация сюжетно-ролевых игр для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа с детьми по организации сюжетно – ролевых игр направленных на ознакомление детей с профессиями»
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей.
От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека зависит и их интерес к труду, и уровень знаний об окружающей социальной действительности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребёнка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни.
Публикация «Методические рекомендации „Организация сюжетно-ролевых игр для дошкольников“» размещена в разделах
Знания о труде, мотивах, направленности труда, отражение в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребёнка проводится в большей степени через игру как самый доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по следующей схеме: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда.
Если младшие дошкольники знакомятся с трудом на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями, то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. Поэтому педагоги ищут пути формирования знаний о профессиях.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых это –
наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями разных профессий, которые обеспечивают наибольшую отчётливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако, наглядно воспринятое требует закрепления. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений. Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций также способствует расширению, закреплению и систематизации знаний детей. Во время таких ситуаций используются разнообразные методы и приёмы: наглядные, словесные, практические, проблемно – поисковые, игровые.
Игре отводится центральное место в работе. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда. В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений: магазин, аптека, поликлиника и т. д. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии: продавца, врача, полицейского, шофёра и т. д. В сюжетно – ролевых играх дети учатся воплощать свои замыслы, стараются изобразить профессии родителей.
Разработанные рекомендации по организации сюжетно – ролевых игр со старшими дошкольниками направлены на закрепление знаний о профессиях, развитие познавательного интереса детей к труду. Рекомендации содержат содержание развития сюжетной линии игры, перечень игровых ролей, необходимых атрибутов и игровых материалов, описание ролевых действий.
Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования знаний, но и значимое социально-эмоциональное приобщение к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми, целенаправленный процесс социализации ребёнка дошкольного возраста в окружающем мире.
«Автошкола»
Сюжет игры:
1. Запись в автошколу.
2. Занятия в автошколе.
3. Экзамены.
4. Получение водительского удостоверения.
Роли:
1. Преподаватель автошколы.
2. Инспектор ГИБДД.
3. Ученики автошколы.
4. Врач.
5. Слесарь по ремонту машин.
6. Работник автозаправочной станции.
Атрибуты, игровой материал:
дидактические игры по обучению правилам дорожного движения; плакаты; макет улицы; настольные дорожные знаки; оборудование для автогородка (кубики, конусы для полосы препятствий); макеты: светофора, учебной машины, станции техобслуживания, жилых массивов, автозаправочной станции; водительское удостоверение; набор медицинского оборудования для доктора; набор инструментов для слесаря; набор для инспектора ГИБДД; набор для инспектора автошколы; табличка «Тихо! Идёт экзамен».
Ролевые действия.
1. Преподаватель автошколы: проводит теоретические занятия по обучению ПДД.
2. Инспектор ГИБДД: проводит экзамен; регулирует движение на территории автогородка; следит за соблюдением ПДД.
Экзамены:
Теоретическая часть: ответы на экзаменационные билеты (проводится с помощью дидактических игр).
Практическая часть: вождение транспортных средств на автодроме.
3. Ученики: записываются в автошколу; сдают экзамены по вождению, на знание ПДД.
4. Врач: проводит медицинское обследование ученика, даёт разрешение на управление транспортным средством.
5. Слесарь по ремонту машин: проводит осмотр машины перед выездом.
6. Работник автозаправочной станции: заправляет машину, контролирует качество бензина.
«Ателье»
Сюжет игры:
1. Пошив одежды.
2. Ремонт одежды.
3. Изготовление одежды на продажу.
Роли:
1. Приёмщица.
2. Закройщик.
3. Швея.
4. Клиент.
Атрибуты, игровой материал:
каталоги модной одежды; бумага для зарисовок моделей одежды; образцы тканей, одежды; аксессуары: банты, ленты, украшения; карандаши; блокноты; сантиметровая лента; бланки квитанций; зеркало.
Ролевые действия.
1. Приёмщица: встречает клиентов; оформляет заказ; назначает день примерки; отдаёт готовое изделие; принимает плату за работу.
2. Закройщик: предлагает фасон, образцы тканей; снимает мерки; делает выкройку.
3. Швея: ремонтирует одежду; шьёт изделие; утюжит готовую модель.
4. Клиент: рассматривает модели одежды в каталогах; заказывает сшить платье, брюки, юбку, блузку, пальто; подбирает ткань для пошива; приходит на примерки в назначенный срок; забирает готовое изделие; оплачивает выполненную работу.
«Аэропорт»
Сюжет игры:
1. Заказ и продажа билетов на рейсы.
2. Подготовка самолёта к полёту.
3. Организация перелёта пассажиров.
4. Организации сервиса для пассажиров на борту самолёта.
Роли:
1. Кассир.
2. Лётчик.
3. Авиадиспетчер.
4. Стюардесса, стюард.
5. Пассажиры.
6. Таможенник.
7. Диктор.
Атрибуты, игровой материал:
штурвал, наушники, панель приборов, паспорта пассажиров, касса аэрофлота, билеты, деньги, багаж пассажиров, прибор для таможенного контроля, еда для пассажиров, медицинский чемоданчик.
Ролевые действия.
1. Кассир: продаёт билеты.
2. Лётчик: управляет самолётом, держит связь с авиадиспетчером.
3. Авиадиспетчер: помогает управлять самолётом во время полёта, предоставляет сведения о погоде, даёт разрешение на взлёт и посадку самолёта.
4. Стюардесса, стюард: перед взлётом осматривают салон самолёта, встречают пассажиров, проводит инструктаж перед взлётом, кормят пассажиров, оказывают медицинскую помощь.
5. Пассажиры: покупают билеты, проходят таможенный контроль, сдаёт багаж, занимает своё место в самолёте.
6. Таможенник: проверяет паспорта пассажиров. Контролирует, чтобы в багаже не было запрещённых к провозу предметов.
7. Диктор: объявляет рейсы – пункт назначения.
«Библиотека»
Сюжет игры:
1. Дети приходят в библиотеку, берут книги для чтения на дом, посещают читальный зал.
2. Принимают участие в выставках, викторинах посвящённых детским писателям.
3. Работники библиотеки предлагают детям книги, рассказывают о книгах.
Роли:
1. Библиотекарь.
2. Читатели.
Атрибуты, игровой материал:
читательские формуляры, каталоги книг, книги разнообразной тематики, портреты детских писателей.
Ролевые действия.
1. Библиотекарь: выдаёт и принимает книги; ищет нужную читателю книгу. Общается с читателями, советует, какую книгу прочесть. Устраивает выставки, посвящённые детским писателям и поэтам; выставки детских рисунков.
2. Читатели: выбирают понравившуюся ему книгу. По приглашению посещают выставки, принимают участие в литературных викторинах.
«Ветеринарная клиника»
Сюжет игры:
1. Посещение ветеринарной клиники.
2. Врач – ветеринар осматривает заболевших животных.
3. Наблюдение заболевшего животного на дому.
Роли:
1. Врач – ветеринар.
2. Хозяева животных со своими питомцами.
Атрибуты, игровой материал:
игрушки – животные, медицинские инструменты.
Ролевые действия.
1. Врач – ветеринар: осматривает животного; даёт советы по уходу за животными; назначает лечение.
2. Хозяева: приводят питомцев в клинику; рассказывают о состоянии здоровья животных; выполняет рекомендации ветеринара; ухаживает за заболевшими животными.
«Поликлиника»
Сюжет игры:
1. Посещение больными поликлиники.
2. Запись на приём к врачу в регистратуре.
3. На приёме у врача – педиатра.
4. На приёме у врача – окулиста.
5. На приёме у врача – хирурга.
6. Вызов скорой помощи на дом.
7. Приобретение лекарств в аптеке.
Роли:
1. Пациент.
2. Регистратор.
3. Врач – педиатр.
4. Врач – окулист.
5. Врач – хирург.
6. Медсестра.
7. Врач скорой помощи.
8. Водитель скорой помощи.
9. Фармацевт.
Атрибуты, игровой материал:
медицинские карты; талоны на приём к врачу; бейджи для работников регистратуры; медицинские халаты, шапочки; медицинские инструменты; рецепты; личная печать врача; таблица для определения остроты зрения; стойка с надписью «Аптека»; витрина с «лекарственными препаратами».
Ролевые действия.
1. Пациент (мама, папа, ребёнок): записывается на приём к врачу; приводят на приём ребёнка; получает талон и идёт в кабинет врача; показывают, рассказывают что болит.
2. Регистратор: записывает больных на приём к врачу; выдаёт талон на приём.
3. Врач – педиатр: выслушивает родителей; осматривает больного ребёнка; ставит диагноз; назначает лечение.
4. Врач – окулист: выслушивает пациента; осматривает глаза, проверяет остроту зрения с помощью таблицы; ставит диагноз; назначает лечение.
5. Врач – хирург: осматривает больного; предлагает медсестре обработать ушибы, перебинтовать рану; выписывает лекарство; рекомендует больному приходить на перевязки.
6. Медсестра: выполняет назначения врача; делает перевязку, прививки; выписывает рецепты.
7. Врач скорой помощи: приезжает к больному домой; выслушивает жалобы; осматривает заболевшего; при необходимости госпитализирует больного.
8. Водитель скорой помощи: везёт врача и медсестру на вызов к больному.
9. Фармацевт: подбирает больному выписанные лекарства; рассказывает об их правильном применении; принимает оплату, пробивает чек.
«Салон красоты»
Сюжет игры:
1. Клиенты посещают салон красоты.
2. Парикмахер, мастер маникюра обслуживают клиентов.
Роли:
1. Администратор.
2. Парикмахер.
3. Мастер маникюра.
4. Кассир.
5. Клиенты.
Атрибуты, игровой материал:
телефон; зеркало; туалетный столик; зеркало; наборы парикмахера; наборы для маникюра; каталоги с образцами причёсок и оформления ногтей; униформа парикмахера; накидки для клиентов; кассовый аппарат.
Ролевые действия.
1. Администратор: встречает клиентов, проводит запись клиентов к мастерам, отвечают на телефонные звонки, предлагает клиентам чай.
2. Парикмахер: выслушивает пожелания клиента, даёт советы по подбору причёски, делает причёски.
3. Мастер маникюра: выслушивает пожелания клиента, делает маникюр.
4. Кассир: принимает оплату за услуги.
5. Клиенты: делает заказ, получает услуги, общается с работниками салона.