Анна Ползикова
Методические рекомендации по использованию возможностей сюжетно-ролевой игры для самовоспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по использованию возможностей
сюжетно-ролевой игры для самовоспитания детей.
Игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраст. В играх, в том числе сюжетно-ролевых, заложен большой арсенал педагогических возможностей, направленных на всестороннее развитие и воспитание ребенка, в том числе на самовоспитание. Самовоспитание детей является одной из основных задач ДОО.
Публикация «Методические рекомендации по использованию возможностей сюжетно-ролевой игры для самовоспитания детей» размещена в разделах
Воспитателю в первую очередь необходимо помнить, что игра выступает результативным средством воспитания личности ребенка дошкольного возраста, его самостоятельности. Самостоятельность, сформированная в игре, влияет на поведение дошкольника в жизни, навыки, которые сформировались в ходе повседневного общения дошкольников между собой и со взрослыми, получают в последствии развитие в ходе игры.
К условиям, которые необходимы для обеспечения эффективности процесса воспитания самостоятельности дошкольников, мы относим:
1. Присутствие особых теоретических положений:
- целостного - к организации педагогического процесса;
- деятельностного - к развитию содержания самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Воспитание интереса к игре и специальных умений и знаний, которые необходимы в качестве базовых в игровой деятельности, необходима игровая направленность в обучении.
3. Обогащение предметно-развивающей и педагогической среды, которая откроет дошкольникам возможности вариативного применения сюжетно-ролевых игр и средств ее реализации.
4. Оптимальность в сочетании индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм развития самостоятельности дошкольников из различных дифференцированных групп; динамический учет развития самостоятельности; необходима органичность взаимосвязи занятий с самостоятельной деятельностью дошкольников; организация условий для переноса освоенных навыков и умений в самостоятельную деятельность детей.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с низким уровнем самостоятельности можно рекомендовать:
- расширять кругозор детей, который впоследствии поможет, например, в самостоятельном исполнении роли в игре;
- выдумать сюжет сказки или истории, который можно предложить дошкольникам самостоятельно отобразить в игре.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста рассчитывает, что воспитатель оказывает влияние на развитие тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.
Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования игры:
-ознакомление с окружающим миром в активной деятельности;
-обогащение игрового опыта дошкольников;
-организация предметно-игровой среды;
-активизировать общение воспитателя с детьми.
Большое значение для обогащения содержания игры имеет первый компонент комплексного руководства. Основополагающим документом в определении содержания знаний об окружающем мире является программа, по которой работает дошкольное учреждение. В соответствии с программными требованиями воспитатели планируют расширение кругозора своих воспитанников.
В игре впечатления об окружающем мире отображаются особыми игровыми способами. На воспитателя возложена сложная функция – сформировать у ребёнка игровой опыт, познакомить его с игровой условностью.
Развитие игрового опыта проходит несколько этапов: усложнение содержания; усложнение игровых действий; взаимодействие с партнером; самостоятельность и творчество.
Самостоятельность предполагает использование вариантов действий разнообразных ситуаций. Так можно совместно с детьми разыграть такие ситуации как «Один дома», «Встреча с незнакомыми людьми», «Опасные предметы». В жизни детей незаменимым средством является игра и это единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает за его самостоятельность. В свободной деятельности можно использовать индивидуальные игры-задания, которые носят занимательный и игровой характер для воспитания самостоятельности у детей.
В качестве главного метода при организации сюжетно-ролевых игр следует применять комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр. Организация данной работы строиться с учетом возраста детей.
В старшей группе происходит обогащение игрового опыта по усложнению и развитию игрового сюжета, по созданию предметного пространства собственной игры через общие с педагогом игры подгруппами; основание условий и поддержка самодеятельной игры дошкольников, включение детей в разные виды игр (подвижные, с правилами, досуговые, дидактические, народные, интеллектуальные и др.).
В подготовительной группе это развитие и педагогическая поддержка детского коллектива, как играющего детского сообщества, поддержка инициативности и самостоятельности при выборе и осуществлении дошкольниками игр разнообразных видов; поддержка перехода к играм - фантазированиям, играм-диалогам, играм в самодельной предметной среде.
Не малую роль в воспитании самостоятельности играет предметно-развивающая среда, которая организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, взять понравившуюся игрушку или интересующую книгу, выбрать доступный материал для самостоятельной деятельности, манипулировать предметами, сравнивать, сопоставлять их.
Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми.
Предметно-игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия. Детей также надо привлекать к посильному участию в оснащении игровой среды. Например, совместно изготовить атрибуты для игр.
Для детей седьмого года жизни (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской самостоятельности является обучение, раздвижение сфер своей компетентности в разнообразных областях предметной, практической, орудийной деятельности детей, а также информационная
познавательная деятельность.
Для развития самостоятельности в сюжетно-ролевой игре с детьми старшего дошкольного возраста можно рекомендовать игру «Фото-сессия».
Водящий ребенок – «фотограф». По своему желанию и фантазии он выбирает несколько участников (или всю группу детей) для «фотографии», расставляет их в интересных позах, просит изобразить определенную мимику на лице (радость, удивление, скуку, восторг и др.). Затем он проводит «фото-сессию», имитируя действия фотографа и меняя позы и расположение участников. После нескольких «снимков» на роль фотографа выбирают нового водящего.
Развитие самостоятельности требует от детей желания учиться выполнять различные задания и действия, мотивировать к их повторению. Чтобы развитие самостоятельности осуществлялось успешно, у ребят должны быть развиты на должном уровне критичность ума, логичность мышления, приобретены необходимые знания и умения для осуществления любой деятельности.
Когда ребенок начинает подражать, проявляет самостоятельность и желание выполнять задания воспитателя, в этот момент и начинается развитие самостоятельности старших дошкольников.
Затем ребенку начинает нравиться то, что он делает, появляется интерес к результату, что же там получится в конце. Это и есть те факторы, способствующие развитию самостоятельности у дошкольников.
Время от времени дети повторяют свои действия, у них появляется творческая активность, желание изменить что-то. Это также ведет к самостоятельности.
Таким образом, воспитателю необходимо направлять игру, не разрушать ее, сохранить творческий и самодеятельный характер игровой деятельности дошкольников, непосредственных переживаний, веру в правду игры. Воспитатель оказывает влияние на замысел игры и его развитие, обогащает содержание жизни дошкольников: обогащает их представления о быте взрослых, об отношениях людей, чем определяет содержание игровой роли. Но стоит помнить, что в расширении представлений и знаний у детей дошкольного возраста нужно соблюдать грань. Избыток впечатлений приводит к отражению поверхностно в играх случайного, несущественного, к их недостаточной организованности и неустойчивости. Воспитателю не стоит спешить, побуждая дошкольников к стремительному отражению в игре того, что они освоили в ходе экскурсий, бесед, рассказов. Воспроизведение окружающей жизни в игре не выступает в роли прямого отражения освоенного содержания: оно определенное время как бы выстаивается в чувствах и сознании детей старшего дошкольного возраста.