Виктория Яромич
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения дошкольников плаванию
▼ Скачать + Заказать документы
В статье представлена информация, доказывающая эффективность использования сюжетно-ролевых игр как средство оптимизации процесса обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: обучение плаванию, сюжетно – ролевые игры, старший дошколь-ный возраст.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание для детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Организация обучения детей плаванию в учреждении дошкольного образования осуществляется в комплексе с другими формами физкультурно-оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным распорядком дня и отдыха детей, может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании, а также развитии функциональных систем организма [4].
Формирование умения плавать предусмотрено учебной программой для учреждений дошкольного образования [5].
Для обучения детей дошкольного возраста плаванию разработаны и обоснованы различные методики проведения занятий [4, 5].
Вместе с тем, многолетняя практика обучения детей плаванию показала, что эффект использования этих методик для занимающихся индивидуально разнится, что связано с возникающими трудностями психологического плана. Психо-эмоциональное состояние ребенка в значительной мере влияет на продолжительность и эффективность проведения начальных этапов обучения плаванию, связанных с формированием чувства уверенности и комфорта в водной среде, без которых невозможно обучение основным плавательным навыкам. Так, по данным Е. А. Мухиной только 15% детей в возрасте пяти - семи лет ис-пытывали удовольствие и радость на первых занятиях обучения плаванию, а у 10-12% занимающихся контакт с водой вообще вызывал отрицательную психическую реакцию [2].
Данную проблему можно, по нашему мнению, решить путем включения в программу занятий различных элементов игры. Игровой метод в последние годы широко используется в работе с детьми. Существует большое количество игр в воде: простейшие (без сюжета, сюжетные, командные [3].
При этом исследователями отмечается ряд проблем, затрудняющих применение игр при обучении плаванию на протяжении всего занятия, которые связаны, прежде всего, с особенностями водной среды. Долгие простои без движений могут навредить здоровью детей, а в связи с тем, что игры несут в себе очень большой заряд энергии в физическом и эмоциональном плане, их принято проводить в конце занятий, уделяя им не более 10 минут [1].
Это трудности, по нашему мнению, можно частично устранить, исполь-зуя в работе с дошкольниками такие варианты игровых сюжетов, которые возможно реализовать в условиях водной среды и которые будут интересны, понятны и известны детям. Наиболее полно, на наш взгляд, отвечают этим требованиям сюжетно-ролевые игры на основе сказочных сюжетов, которые уже давно и успешно применяются при организации занятий ритмической гимнастикой с дошкольниками. Исходя из этого, с целью повышения результативности освоения подготовительных упражнений в воде на начальном этапе обучения и эффективности освоения дошкольниками пяти – семи лет различных способов плавания, следуя рекомендациям специалистов, было разработано содержание занятий по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста с использованием сюжетно-ролевых игр, основанных на сюжетах популярных детских сказок. Эти занятия посещали дети, составившие экспериментальную группу. При этом дошкольники контрольной группы обучались плаванию по традиционной методике.
Для проверки эффективности использования сюжетно-ролевых игр на основе сказочных сюжетов как средства оптимизации процесса обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста были проанализированы результаты освоения плавательных движений детьми, занимавшимися в экспериментальной контрольной группах.
Так, в ходе сравнительного анализа итоговых результатов тестовых уп-ражнений на контрольных занятиях было установлено преимущество детей экспериментальной группы по всем исследуемым параметрам (таблица 1).
Таблица 1 – Результативность выполнения контрольных упражнений на этапе освоения с водой (М±m)
Упражнения Пол Эксперимен-тальная
группа Кон-трольная
группа Достовер-ность различий
«Поплавок», с М 11,0±0,1 8,7±0,2 p< 0,01
Д 8,6±0,2 6,1±0,2 P< 0,01
Лежание
на спине, с М 11,1±0,9 7,8±0,1 p< 0,01
Д 10,8±0,3 8,4±0,1 p< 0,01
Лежание
на груди, с М 10,8±0,4 8,1±0,3 p< 0,01
Д 8,1±0,1 6,0±0,1 p< 0,01
Скольжение на спине, м М 4,6±0,2 3,0±0,1 p< 0,01
Д 3,6±0,2 2,5±0,1 p< 0,01
Скольжение на груди, м М 3,5±0,2 3,1±0,1 p> 0,05
Д 3,2±0,1 2,8±0,1 p> 0,01
Выдох
в воду, раз М 21,2±2,1 8,2±0,1 p> 0,01
Д 19,1±0,9 11,1±0,1 p> 0,01
На этапе освоения с водой обнаружилась достоверная разница в показателях мальчиков и девочек экспериментальной и контрольной групп практически во всех тестовых упражнениях. Мальчики экспериментальной группы выполняли лучше упражнение: «поплавок» - на 2,3 секунды, лежание на спине - на 3,3 секунды, лежание на груди - на 2,7 секунды, скольжение на спине – на 1,6 метра, скольжение на груди - на 0,4 метра, выдох в воду - на 13 раз, чем мальчики контрольной группы. Девочки экспериментальной группы также лучше изучили упражнения по освоению с водой, чем девочки контрольной группы: «поплавок» - на 2,5 секунды, лежание на спине - на 2,4 секунды, лежание на груди - на 2,1 секунды, скольжение на спине – на 1,1 метра, скольжение на груди - на 0,4 метра, выдох в воду - на 8 раз.
Анализ результатов выполнения тестовых упражнений на этапах освое-ния с водой детьми обеих групп подтверждает эффективность использования сюжетно-ролевых игр на основе сказочных сюжетов в занятиях по обучению плаванию дошкольников пяти – семи лет.
Список источников литературы:
1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 12 - 13.
2. Мухина, И. С. Возрастная психология / И. С. Мухина. - М. ,1999.- 456с.
3. Прилуцкий, П. М. Игры при обучении детей плаванию : методические рекомендации / П. М. Прилуцкий, З. Н. Галузо. - Минск, 1990. - 65 с.
4. Смирнов, Р. И. Как научить дошкольника плавать. / Р. И. Смирнов. - Мн. : Ураджай, 2002. - 152 с.
5. Тимофеева, Е. А. Обучение плавания в детском саду / Е. А. Тимофеева, Т. И. Осоки-на. - М. : Первое сентября, 2003.- 182 с.