Валерия Сидоренкова
Организация сюжетно-ролевых с детьми 2–3 лет
Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств; в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Я работаю во второй группе раннего возраста «Звездочки». В группе детей, - мальчиков и - девочек. В начале года я обратила внимание, что дети не умеют играть в сюжетно-ролевые игры; они просто долго возят машинку, носят на руках куклу, также затрудняются продолжить развитие сюжета в игре. Я понимала, что у детей мал жизненный игровой опыт и этому я должна их научить.
Публикация «Организация сюжетно-ролевых с детьми 2–3 лет» размещена в разделах
В связи с этим я поставила перед собой задачи:
- научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, соблюдать в игре элементарные правила;
- развивать у детей игровой и жизненный опыт;
- поощрять попытку детей придумывать сюжет игры, объединять несколько действий «лечить, готовить обед, довести до больницы куклу на машине».
Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла по трем направлениям:
1. Создание необходимой развивающей среды.
2. Руководство сюжетно-ролевыми играми детьми. Обогащение их жизненного и игрового опыта.
3. Работа с родителями.
Свою работу я начала с того, что подготовила предметно-развивающую среду для сюжетно-ролевых игр в моей группе «Дочки-матери», «Шоферы», «Больница», «Парикмахерская». Игровую среду оснастила оборудованием, игрушками, атрибутами, игрушками-заместителями, которые находились в доступном для детей месте; имели красивый, эстетичный вид. Это привлекало желание детей играть в сюжетно-ролевые игры.
Сначала дети играли просто с игрушками, но я всегда была рядом. Моя заинтересованность, мое включение в игру помогало моим воспитанникам в развитии сюжетно-ролевой игры, в ее продолжении, в ходе которой дети учились вести диалог с товарищем, учились делиться игрушками.
Во время игровой деятельности я старалась, чтобы дети относились к куклам, мишкам как к живым существам - ласково, заботливо.
Если кто-то из ребят бросал игрушку на пол, обращала внимание на то, что ей очень больно, пожалей ее, приласкай, поиграй с ней. Малыши быстро реагировали на эти слова. Для того, чтобы игра развивалась, я старалась пополнить, расширить знания детей об окружающем мире. Книга «Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр» автор Т. В. Березенковой стала мне оригинальным подспорьем. В календарном планировании ежедневно отражала работу, связанную с обогащением игрового и жизненного опыта детей по сюжетно-ролевой игре опиралась на технологические карты. Для расширения кругозора детей также в своей работе использовала: чтение худ. литературы К. Чуковского «Доктор Айболит», стихи А. Барто, С. Капутикян «Маша обедает».
Так, при знакомстве детей с книгой К. Чуковского «Айболит», я обратила их внимание на обложку, на которой был нарисован доктор в белом халате. Затем рассмотрели иллюстрации, изображающие то, как доктор лечит зверей - слушает трубочкой, ставит градусник, дает лекарство. Затем была проведена беседа о том, как они с мамой посещали доктора и его обращение с больными. В ходе беседы использую иллюстрации, объяснения, что у доктора есть медсестра, она помогает доктору лечить больных. Мы рассмотрели чемоданчик доктора с его инструментами.
Во время НОД со своими воспитанниками изготовили для игры витаминки (лепка).В дальнейшем перешли к игре, сказала детям; «Я буду доктором. Приходите ко мне лечить своих кукол». Заранее приготовила место, уголок для больницы. Медсестрой я предложила быть самой активной девочке. В игре своим разговором, тоном учила детей общению друг с другом.
Я всегда включаюсь в игру, принимая на себя ведущую роль. Слушая мои указания, подсказки «Настя, покорми свою дочку и пойди с ней на прогулку», «Кирилл, нам не хватает кирпичей для постройки гаража, привези на машине их нам» - и дети продолжают играть, разворачивается дальнейший сюжет игры.
Для расширения игрового опыта в своей работе активно использовала дидактические игры - «Поможем маме накрыть на стол», «Оденем куклу по сезону», «Покупаем куклу».
Наблюдали и беседовали о труде няни, повара, медсестры, мамы. Рассматривали картины «Мы играем», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Инструменты», «В больнице». Знакомила детей с названием блюд, которые мы кушали в детском саду. Все это расширяло их кругозор, обогащало жизненный опыт. Если в игре у детей возникали конфликты из-за игрушек, ролей в игре, старалась уладить.
Во время игр всегда хвалю детей, оценка их труда всегда положительная. «Молодец, Настя, ты заботливая мама. Кирилл, ты, трудолюбивый шофер, сам починил машину».
Я понимала, что сама не смогу научить детей играть в сюжетно-ролевые игры. Мне потребуется помощь родителей.
К оснащению предметно-развивающей среды в группе я привлекла родителей, которые с желанием откликнулись на мои просьбы - они сшили постельные принадлежности, фартуки-колпаки для кухни, спец. одежду парикмахеру, одежду доктору и куклу-доктора, связали одежду для куклы по сезонам. Я провела родительское собрание по теме «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка». В игре-викторине, которая была организована, мои вопросы поставили родителей в тупик: «Назовите любимую игру вашего ребенка? В какую конкретно игру вы играли с вашим ребенком недавно?» Родители затруднялись ответить на такие вопросы. В дальнейшем была проведена консультация «Как играть с ребенком дома», предложена картотека игр на кухне, в автобусе, по дороге домой. Родители моей группы правильно восприняли все рекомендации, что очень помогает мне в работе.
Если в первое время дети играли в одиночку, довольно разобщенно, то сейчас они научились играть небольшими группами, причем стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать, делиться игрушкой с товарищем. Мы так же заметили, что дети изменились в характере поведения, стали более организованнее, дружнее, но проблемы еще остались. Так в группе есть дети, которые неорганизованы, драчливы, не умеют играть с детьми, кричат «Мое», «Отдай». В ходе беседы с родителями, я выяснила, что дети единственные в семье, где их балуют и все дозволяют. Посоветовала родителям пересмотреть свое отношение к воспитанию, повысить требования, давать посильные указания убирать игрушки после игры.
Также в группе есть девочки очень застенчивые. Они играют где-то одни в уголке. Я стараюсь этих девочек не оставлять без внимания, предлагаю активным подружкам взять их в игру, или беру их к себе в помощники, если я играю вместе с ребятами. В дальнейшем я планирую научить играть своих детей в полноценные сюжетно-ролевые игры. Я очень хочу и стараюсь, чтобы игра для моих детей стала неотъемлемой частью их жизни.