Людмила Журавлёва
Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Публикация «Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Задача педагога:
- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).
- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)
- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.
- огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).
- привитие детям важных понятий как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».
- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.
- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Работа по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:
- формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
-формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой
родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;
- воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование элементарных знаний о правах человека.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Семья —- Детский сад —- Родная улица, родной город —- Страна, её столица, символика —- Права и обязанности.
Формы и методы работы с детьми по патриотическому направлению
• Целевые прогулки по улицам города, носящим имена людей, внёсших вклад в развитие и процветание родного города;
• Экскурсии к памятным местам.
• Экскурсии к достопримечательностям города.
• Экскурсии в краеведческий музей.
• Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и растительном мире России;
• Чтение и рассказывание произведений фольклора русского народа, разных национальностей;
• Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;
• Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;
• Проведение тематических праздников и развлечений: «День города», «День матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «День защиты детей», «День России», «День шахтёра».
• Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада, младших воспитанников. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.
Подготовка воспитателя к работе по данной теме.
1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города посетить краеведческий музей.
2. Изучить краеведческую литературу, пополнить личную библиотеку о городе, о крае.
3. Собрать и систематизировать русские народные пословицы и поговорки отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери, Родине.
4. Изготовить творческие развивающие игры «Разбитая картина» (собери вид Райчихинска из мозаики); «Пройди по городу»; «Помоги добраться до указанного места» (лабиринты, карты – схемы города)
5. Организовать сюжетно – ролевые творческие игры «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее Райчихинска); «Мы пришли в музей» и т. д.
6. Посетить городскую библиотеку по данной теме.
7. Собрать материал о Российской символике, Москве.
8. Изготовить кукол в русских народных костюмах.
9. Подобрать былины, сказания сказки Афанасьева, Корольковой.
10. Подобрать материал о космосе, Гагарине.
11. Изготовить альбом по интернациональному воспитанию
Средняя группа.
Основные задачи: Воспитывать у детей любовь к Родине; учить видеть историю вокруг себя (в домах которые нас окружают, в предметах быта и т. д.). Приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: доброту, взаимовыручку, сочувствие; развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру; культивизировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.
Представленные материал направлен: на формирование представлений о Родине на основе знакомства с ближайшим окружением (дом, двор, улица города) по маршруту от дома до детского сада; детский сад и его территория; на воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок; подчеркивает значение окружающих предметов быта; обращает внимание на природное окружение. Включает в себя знакомство с фольклором России, народными сказками и иллюстрациями к ним, народной музыкой. Привлекает детей к драматизации, режиссерским играм.
Перспективный план содержит 9 бесед, которые проводятся 1 раз в месяц так же представлены формы и методы закрепления материала в течении месяца.
В результате проведенного исследования выявлено, что патриотическое воспитание дошкольника начинается с семьи, в первую очередь, а затем уже с ДОУ.
Работа воспитателей ДОУ должая быть построенная таким образом, что бы проводимые занятия значительно расширяли знания дошкольника о родном городе, России, воспитывает в нём чувство уважения к Родине, патриотизма. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.